Процесс по делу Ковалева в Европейском суде по правам человека.
Мировоззренческие различия часто настолько глубоки, что вопрос ставится уже не о различном праве, а о праве и его отсутствии. Так, «западный человек», привыкший воспринимать право собственности как право частной собственности, при «цивилизационной встрече» с американскими индейцами просто не «заметил» права собственности на землю у местных племен и предпочел трактовать общинное владение землей как ничейную землю, что стало правовой основой колонизации Америки.
В недалеком прошлом и России отказывали в наличии права. Не право, а произвол видели в принципе правления Российской империей. А в правовосознании и сейчас отказывают русскому народу.
От такого не видения права не далеко и до гуманитарного вмешательства под лозунгом борьбы за права человека.
ФИЛОСОФИЯ ВЫЯВЛЯЕТ, ЧТО ОБРАЗ ПРАВА ЗАВИСИТ ОТ ЦЕННОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРАВА.
Только в западных цивилизациях право является основной социальной ценностью. На Востоке и в России оно занимает иное место в иерархии ценностей. На Востоке основным социальным регулятором была традиция, в России – нравственность, не мораль, которая на западе такой же внешний регулятор как и право, а нравственность – внутренний регулятор.
Гносеологическая проблема правопонимания связана с тем, что право представляет довольно сложный предмет для познания. И очень трудно, используя обычную логику, охватить его целиком.
Все логические построения оказываются воздвигнутыми на сверхлогических основаниях. Отсюда мы имеем в науке постоянное противоборство часто противоречащих друг другу методологических установок.
Любая логическая система доказательств в своих истоках опирается на недоказуемые постулаты (аксиомы). В основе выбора того или иного положения за аксиому часто лежат не осознаваемые ценностные установки. Таким образом, как мировоззренческие, так и теоретические различия в правопонимании сводятся к проблеме ценностей.
Скажем, этатистские концепции права берут за основу ценности порядка, а теория правового государства – ценности свободы личности, логически вывести приоритет той или другой ценности невозможно. Поэтому научные теории часто оказываются идеологическими концептами.
Философия не знает правильных ответов, но она требует аргументированных ответов, т.е. учит аргументации решений.
Философия, наука, идеология как формы познания права.
Специфика философского познания права.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 454;