Следственные действия по их роли в процессе расследования подразделяются на первоначальные и последующие.

Первоначальные следственные действия осуществляются с мо­мента возбуждения уголовного дела и служат средством:

• ориентирования следователя в обстановке и содержании расследуемого события, получения представления о его ме­ханизме и последствиях;

• раскрытия преступления по горячим следам, получения необходимой информации для установления и розыска преступника;

• собирания доказательств, которым грозит уничтожение под влиянием объективных и субъективных факторов;

• получения исходной информации для построения развер­нутых следственных версий, охватывающих собой все со­держание предмета доказывания.

Последующие следственные действия направлены на исследова­ние, оценку и использование доказательств, собранных на началь­ном этапе, детальную проверку версий, доказывание элементов со­става преступления, а также выяснение причин и обстоятельств, способствовавших совершению и сокрытию преступления.

В числе общих тактических положений, способствую­щих эффективности производства любого следственного действия, называют:

системность (проведение данного следственного действия в определенной системе других следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий);

своевременность — выбор надлежащего места и времени проведения следственного действия;

умение следователя ориентироваться в объекте исследования и обстановке, предшествовавшей и сопутствующей следст­венному действию;

учет данных криминалистической характеристики и следст­венной ситуации для выбора тактических приемов проведе­ния следственного действия;

• привлечение к участию в следственном действии работников органов дознания и использование помощи общественности и средств массовой информации;

• широкое использование специальных познаний и технико-криминалистических средств;

• обеспечение сохранности объектов исследования и их под­линности.

3. Фиксация хода и результатов действия. Тактика этой ста­дии следственного или судебного действия призвана обеспечить максимально полное и верное отражение всего содержания про­цессуального действия и достигнутых результатов, направлена на выбор или создание условий, обеспечивающих максимально эффективное применение технико-криминалистических средств и приемов.

Эта стадия имеет существенное значение, так как без надле­жащего процессуального оформления полученная информация не приобретает необходимой доказательственной силы, а сами действия следователя или суда не могут породить никаких про­цессуальных последствий. Результатом рассматриваемой стадии являются создание соответствующих процессуальных документов — источников доказательств, а также включение в систему доказа­тельств оформленных надлежащим образом материальных объ­ектов, обладающих всеми необходимыми по закону процессу­альными реквизитами (вещественных доказательств), или полу­чение для целей экспертизы сравнительных материалов (образцов).

На этой стадии изымают и упаковывают следы и предметы, могущие иметь доказательственное значение, оформляют прото­кол следственного действия и различные приложения к нему в виде планов, схем и т.п.

4. Оценка полученных результатов и определение их значения — заключительная стадия следственного или судебного действия. Осуществляется как для проверки достоверности полученной доказательственной информации, так и для решения вопроса о ее значении для доказывания и путях дальнейшего использова­ния. На этой стадии выявляют допущенные ошибки, прослежи­вают последствия, к которым они привели, решают вопрос о целесообразности повторного проведения данного следственного или судебного действия, если допущенные ошибки иначе не­возможно исправить.

Глава 2

Криминалистические версии и планирование расследования преступлений

Что такое криминалистическая версия?

Каким требованиям она должна отвечать?

Под криминалистической версией понимают обоснованное предположение, касающееся сущности расследуемого события или отдельных фактов, имеющих значение для его расследова­ния, объясняющее происхождение, содержание и связь между этими фактами. Практическое значение криминалистических версий состоит в возможности планирования расследования, а проверка версий обеспечивает полноту и всесторонность рассле­дования.

Криминалистическая версия по своей логической природе является самостоятельной разновидностью рабочей гипотезы, которая:

• используется в уголовном судопроизводстве;

• объясняет факты, которые имеют значение для раскрытия, расследования преступления;

• должна быть проверена в ограниченный срок, установлен­ный законом;

• проверяется компетентными должностными лицами, уста­новленными законом методами и средствами при возмож­ном противодействии расследованию.

Криминалистическая версия должна быть:

• реально возможной, принципиально проверяемой;

• обоснованной установленными фактами;

• относительно простой, имеющей четкую, однозначную

Формулу;

• приложимой к более широкому кругу явлений, устанавли­ваемых в ходе расследования.

Как классифицируются криминалистические версии?

В связи со сложной внутренней структурой криминалистиче­ские версии необходимо классифицировать по различным основаниям.

1. По субъекту выдвижения криминалистические версии де­лятся на следственные, оперативно-розыскные, экспертные и судебные.

Различные предположения могут высказываться подозреваемыми, обвиняемыми, подсудимыми, защитни­ками, потерпевшими, гражданскими истцами и ответчи­ками, их представителями. Однако эти предположения приобретают значение версий лишь тогда, когда прини­маются в таком качестве названными субъектами. Не­смотря на единство логической природы и основных фун­кций, выделенные четыре разновидности версий имеют определенную специфику, различающуюся, прежде всего, по содержанию фактических баз. Кроме общей информа­ции в эти базы входят и несовпадающие данные, полу­ченные в процессе специфической деятельности перечис­ленных выше субъектов.

Оперативно-розыскные версии в основном проверяются непроцессуальным путем, и поэтому полученная с их по­мощью ориентирующая информация далеко не всегда трансформируется в доказательственную (непроцессуальная форма использования).

Экспертные версии, выдвигаемые для разрешения неюридических вопросов, несмотря на их исключитель­ную значимость, часто играют в основном промежуточ­ную (вспомогательную) роль в ходе процессуального ус­тановления элементов предмета доказывания.

Судебные версии в большинстве случаев носят про­верочный характер, который меняется лишь в случаях опровержения или сомнительности выводов обвинитель­ного заключения.

Все основные функции версий: объяснительная, установительная, проверочная наиболее полно присущи следственным версиям.

Оперативно-розыскная версия может трансформи­роваться в следственную и быть принята к проверке оперативным работником; вероятное заключение экс­перта, представляющее собой разновидность эксперт­ной версии, может быть использовано следователем как ориентирующая информация и проверяется им при производстве следственных действий; суд, выдвигая судебные версии, вправе обязать следователя прово­дить их проверку.

2. По степени определенности выдвигаемых предположений криминалистические версии дифференцируют на типич­ные (типовые) и конкретные (специфические).

Типичные версии, выдвигаемые в условиях недос­татка исходных данных, чаще всего на первых этапах процесса раскрытия преступлений, дают самое общее, наиболее характерное и приблизительное объяснение имеющихся данных. В ходе последующей проверки оши­бочные варианты отбрасываются, а подтверждающаяся типовая версия детализируется и конкретизируется, на ее базе строятся специфические версии. Ведущую роль в по­строении типичных версий играет теоретическая база, тогда как для конкретных версий — фактическая база. Типичной следственной ситуации соответствуют типич­ные криминалистические версии, проверяемые при производстве типичных следственных действий и оператив­но-розыскных мероприятий,

3. По объему объясняемых фактов версии делятся на общие и частные.

Общие криминалистические версии объясняют сущность и содержание всего расследуемого события, а частные — только отдельные его элементы (субъект пре­ступления, способ совершения преступления, форма вины и т.п.). При расследовании конкретного преступ­ления криминалистические версии должны образовы­вать систему.

Системность версий состоит в том, что для рас­крытия преступления выдвигается не одна, а несколько общих версий, внутри которых, в свою очередь, выдви­гается система частных версий, охватывающая все эле­менты предмета доказывания по данному преступлению, причем ни одна из частных версий не должна противо­речить общей.

4. По степени вероятностималовероятные и наиболее вероятные. Подобное деление определяется субъектом выдвижения версии и зависит от результатов, даваемой им оценки, его знаний, навыков и умений. Однако не­зависимо от степени вероятности той или иной версии, их необходимо проверять параллельно. Порой именно отработка маловероятных версий и приводит к раскры­тию преступления.

5. По времени построенияпервоначальные и последующие. Ни те, ни другие криминалистические версии не являются приоритетными. Нередко в процессе расследования, осо­бенно при возобновлении производства по приостановлен­ному уголовному делу, приходится обращаться к «старым», т.е. первоначальным версиям.

6. По отношению к предмету доказывания версии подразде­ляются на обвинительные и оправдательные.

Обвинительная версия — лишь одно из вероятных объяснений совершенного преступного акта, альтерна­тивой которой является оправдательная версия (контр­версия), предполагающая невиновность данного лица. Обе версии требуют равнозначной объективной про­верки. Такое основание классификации является част­ным случаем деления версий на основные и контрвер­сии. Последние выполняют функцию предупреждения односторонности и необъективности, ориентируя на расширение круга фактически возможных версий.

Каковы правила построения и проверки криминалистических версий в процессе расследования преступлений?

Построение криминалистических версий не составляет са­мостоятельного организационного или процессуального этапа в расследовании преступления и начинается с момента полу­чения исходной информации о событии. Наиболее интенсив­но построение версий идет в период проведения первона­чальных следственных действий и оперативно-розыскных ме­роприятий, когда выдвижение версий и их проверка осущест­вляются практически параллельно. Построение и проверка версий возможны и в ходе судебного рассмотрения дела. Они одинаково обязательны как для расследования очевидных преступлений, так и при раскрытии преступлений в условиях не очевидности.

Построение версии основано на анализе исходной следственной ситуации и криминалистической характеристики преступления, который позволяет:

• выделить фактические основания всех возможных общих и частных версий;

• выдвинуть вероятные в данной следственной ситуации об­щие и частные версии;

• установить степень фактической обоснованности принятых общих и частных версий;

• определить программу проверки принятых общих и част­ных версий (пути, методы, средства, приемы).

Проверка криминалистических версий — деятельность, направ­ленная на установление фактических обстоятельств, подтвер­ждающих или опровергающих предположение, составляющее со­держание версии. Проверка основана на логическом анализе и оценке имеющейся информации, она осуществляется путем про­изводства следственных действий и оперативно-розыскных меро­приятий. Обычно проверка версий включает:

• выведение из версии всех возможных следствий, т.е. фор­мирование суждений об обстоятельствах, еще не установ­ленных, но возможных;

• определение методов, средств и способов установления вы­текающих из принятой версии предполагаемых следствий (определение элементов, составляющих содержание плана расследования по делу), принятие тактических решений;

• практическую реализацию плана расследования путем про­изводства следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий для получения данных, подтверждающих или опровергающих версию;

• оценку всех собранных доказательств, обосновывающих вывод об истинности одной из проверяемых версий и лож­ности остальных.

Доказанная версия перестает быть предположением и стано­вится достоверным знанием, устанавливающим объективную истину.

Что понимается под планированием и организацией расследования преступлений?

Планирование расследования — мыслительная деятельность, направленная на определение возникающих в ходе следствия задач и отыскание конкретных путей их разрешения, результаты которой, как правило, отражаются в письменных планах рассле­дования.

Деятельность по планированию рас­следования включает в себя:

• выбор направления расследования посредством выдвиже­ния следственных версий;

• определение задач расследования и их конкретизацию путем установления предмета и пределов доказывания, а также обстоятельств, сопутствующих предмету доказыва­ния, выяснение которых необходимо для установления истины;

• определение круга следственных и иных действий и меро­приятий оперативно-розыскного и организационно-технического характера, необходимых для решения постав­ленных задач, проверки выдвинутых версий;

• определение тактики намеченных следственных действий;

• установление сроков и последовательности проведения на­меченных действий;

• определение исполнителей запланированных действий;

• оформление намеченной программы в виде письменных планов расследования, схем, графиков, карточек.

Планирование тесно связано с организацией расследования по конкретному делу, под которой понимают комплекс мер, соз­дающих оптимальные условия для осуществления расследова­ния. Если сущность планирования заключается в том, чтобы правильно наметить программу действий следователя, организа­ционная деятельность состоит в обеспечении реализации наме­ченного плана.

Каковы принципы и виды планирования расследования?

Принципы планирования расследо­вания:

Динамичность означает, что эта деятельность не является разовым актом, а осуществляется постоянно на протяжении всего процесса расследования. Планы расследования не являют­ся неизменными; они постоянно уточняются, дополняются; в них учитываются вновь возникшие следственные версии, тре­бующие дополнительной проверки.

Индивидуальность планирования обусловливается неповто­римостью каждого из расследуемых преступлений и особенно­стями личности следователя, осуществляющего планирование. План должен строиться только на данных, полученных в ходе конкретного следствия.

Конкретность планирования состоит в отсутствии в разра­батываемых планах общих формулировок. Содержащаяся в них программа призвана предельно четко определять цель плани­руемых действий, кто в какие сроки, где и когда будет осущест­влять эти действия и другие основные вопросы.

В зависимости от этапов расследования различают следую­щие виды планирования:

1. Планирование первоначального этапа расследования опреде­ляется спецификой решаемых на этом этапе задач:

• ориентирование в обстоятельствах совершенного преступ­ления;

• поиск доказательств и источников их получения;

• установление и розыск преступников по горячим следам;

• выяснение причин и условий, способствовавших соверше­нию конкретного преступления.

На этом этапе расследования широкое использование нахо­дят типовые планы, к которым относятся:

• планы проведения комплексных операций при совершении определенного вида особо опасных преступлений;

• перечни неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых при поступлении сообщений или заявлений о совершении преступлений;

• программы действий участников следственно-оперативной группы, выезжающей на осмотр места происшествия.

При решении вопроса о последовательности осуществления следственных и иных действий учитывается неотложность следст­венных действий, связанных с обеспечением оперативного полу­чения утрачиваемой криминалистически значимой информации:. фиксацией быстро исчезающих следов; изменяющейся со време­нем обстановки места происшествия; допрос умирающего потер­певшего и пр. Учитываются также регламентированные законом сроки проведения процессуальных действий: задержания, предъ­явления обвинения, допроса обвиняемого и др.; длительность периода осуществления отдельных действий (экспертизы, реви­зии), возможность проверки путем производства того или иного действия сразу нескольких следственных версий.

При расследовании уголовного дела группой следователей глав­ное направление всего хода расследования прослеживается при составлении общего плана расследования, в котором предусмат­риваются выдвинутые и принятые к проверке версии, подлежа­щие доказыванию обстоятельства, комплекс наиболее важных следственных действий, сроки (в отдельных случаях ориентиро­вочные) их осуществления и конкретные исполнители.

Для каждого следователя, входящего в группу, составляется индивидуальный план по отдельным, выделенным ему направлениям работы:

1. Планирование последующего этапа расследования осуществ­ляется в соответствии с общими задачами этого этапа, за­ключающимися в дальнейшем получении новых доказа­тельств, исследовании, проверке и оценке уже собранных фактических данных в целях изобличения обвиняемого, установления всех участников совершенного преступле­ния, выяснения причин и условий, способствовавших его совершению. Существенное влияние на весь процесс пла­нирования последующего этапа расследования оказывает позиция, занятая обвиняемым: признает ли он или отри­цает предъявленное обвинение. Если по уголовному делу проходит несколько обвиняемых, для уточнения степени ответственности каждого из них осуществляют системати­зацию собранных материалов по лицам.

2. На заключительном этапе расследования в плане должны найти отражения такие обязательные действия, как озна­комление со всеми материалами дела обвиняемого и его защитника, потерпевшего, гражданского истца, ответчика или их представителей. Следует учитывать возможность заявления различного рода ходатайств со стороны указан­ных лиц, а также выделить время для составления обви­нительного заключения.

Процесс планирования отдельного следственного действия включает:

• окончательное уточнение цели и содержания предстоящего действия, круга вопросов, которые необходимо разрешить;

• получение дополнительной информации об условиях, в ко­торых будет осуществляться действие, сведений о лицах, интересующих следователя, и других данных;

• принятие решения о времени и месте проведения плани­руемого действия;

• выбор тактических приемов производства следственного действия;

• решение вопроса о привлечении необходимых участников следственного действия, о распределении между ними обя­занностей;

• принятие решения об использовании технико-криминалис­тических и иных средств, необходимых при производстве следственного действия.

Приведенный перечень не является исчерпывающим и зави­сит от характера следственного действия и конкретных условий его проведения.

Глава 3








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1502;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.