КАТЕГОРИЯ ЗАВЕРШЕННОСТИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ТЕКСТА
Под информативностью текста принято понимать:
1) психолингвистическое свойство текста, соотносимое с его способностью участвовать в коммуникации в зависимости от социальных, психологических, научно-теоретических, общекультурных, возрастных и других особенностей коммуникантов;
2) в лингвистике текста – основную категорию текста, включающую различную по своему прагматическому назначению информацию:
а) содержательно-фактуальную (сообщения о поставленных проблемах, о решении вопросов, сведения о фактах, событиях, процессах в окружающем мире),
б) содержательно-концептуальную (понимание автором отношений между явлениями и фактами; выводы о значимости событий в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа),
в) содержательно-подтекстовую (скрытая информация, дополняющая непосредственно воспринимаемую), которая бывает двух видов: ситуативная (возникает в связи с фактами, ранее описанными в произведении) и ассоциативная (возникает из связи текста с личным или общественным опытом, более размытая в сравнении с ситуативной)[56].
В зависимости от прагматического назначения информация может быть представлена в тексте по-разному[57]. Содержательно-фактуальная присутствует в любых жанрах публицистики, выражается открыто, языковые единицы передают прямые значения, характеризуют открытые предметно-логические связи. Содержательно-концептуальная информация характерна для аналитических и некоторых художественно-публицистических жанров, дает возможность разных толкований происходящего и представляет собой реализацию эмоционально-субъективного замысла автора. Концептуальная информация в публицистике, как правило, связана с фактуальной, поскольку аргументация различных точек зрения, индивидуальное осмысление отношений между явлениями невозможны без опоры на документальные сведения. Подтекстовая информация существует, например, в иронических комментариях, фельетонах. Проникновение в подтекст возникает в процессе постижения семантической и стилистической нагрузки лексических, синтаксических, композиционных единиц сатирического жанра. Несмотря на то, что подтекстовая информация предполагает слабую оформленность и слабую определенность (это, казалось бы, сводит на нет документальность и открытую оценочность публицистического текста), обобщенные ситуации наделяются конкретными характеристиками, типизированные герои действуют в узнаваемом времени и пространстве.
Характер информативности отечественных СМИ изменился с 80-х гг. ХХ в. Тогда факт и событие рассматривались в ракурсе государственной идеологии; окраска событий была двусторонней: внутренняя жизнь СССР – в светлых, торжественных тонах; внешняя, зарубежная действительность – в мрачных красках, с оттенком неприязни[58]. В. Аграновский обнаружил в текстах тех лет своеобразные «маркеры лжи»: улучшить, повысить, углубить, ускорить. Эти глаголы называли действия, которые изначально «обречены на неисполнение в силу своей абсолютной неконкретности и обезоруживающей безликости»[59].
Сегодня информационная норма СМИ трансформировалась:
1) увеличился объем информации;
2) изменилось и меняется качество информации: она стремится стать более достоверной;
3) расширилась публицистическая проблематика;
4) исчезли «закрытые» темы;
5) пресса стала альтернативной: информация подается разнопланово, под разными идеологическими, политическими, культурными углами зрения;
6) событие, рассмотренное с разных сторон, приобрело объем и реалистичность;
7) расширился круг «ссылочных» СМИ: возможна апелляция к любым, в том числе зарубежным, носителям медиаинформации.
Усиление потока информации проявилось в заголовочных комплексах[60]. Именные структуры заменились на глагольные, создающие одновременно динамизм, событийную подвижность, оценочность: Починили палисадник и денег за работу не взяли // Тракт. – 2011. – 19 окт. – С. 6; Жарят шашлык в квартире, спрашивают время и обманывают диспетчеров // Новые горизонты. – 2011. – 23 июня. – С. 4. Двусоставные предложения, представляющие заголовок в современных массовых изданиях, сжато выражают содержание материала: Мороза не испугались, в Крещение купались // Сельская новь. – 2010. – 22 янв. – С. 2. В местной прессе развернутые двусоставные предложения играют роль лида: Результаты двух проверок КСП обсудили члены комиссии по контрольной деятельности; В Иркутской области к концу года педагоги должны получать не менее 86 % от средней зарплаты в экономике // Тракт. – 2011. – 19 окт. – С. 6, 9.
Новостные информационные тексты стали включать в себя сниженные стилевые элементы, стали менее сдержанны эмоционально, менее официальны и более субъективны в фактографии, в преподнесении события: За две декады января рыбаками СПК «Кабанский рыбозавод» на подледном лове добыто 170 центнеров рыбы. Лидирует по-прежнему Оймурский участок. Но и бригады Н. Г. Калмынина, Г. И. Колесникова на Посольском участке не теряют надежды на рыбацкий фарт. Ведь подледный лов будет вестись еще до апреля // Байк. огни. – 2010. – 28 янв. – С. 1; «Наша Таня лучше всех, нашу Таню ждет успех!» – такими словами педагог Политехнического техникума п. Селенгинск провожали на сцену свою конкурсантку Т. В. Орлову... Затаив дыхание, группа поддержки Т. В. Орловой ожидала подведения итогов. Надежды оправдались: гран-при конкурса и звание «Преподаватель года» завоевала Татьяна Васильевна! // Байк. огни. – 2010. – 27 мая. – С. 1.
Перестроилась и жанровая система, также несущая информационную нагрузку; информативность легла в основу новых жанровых и рубричных наименований, например журналистского расследования, колонки комментатора.
Говоря о новом качестве материалов, необходимо коснуться серьезной проблемы, связанной с информативностью некоторого количества текстов универсальной периодики, ТВ-эфира. Для многих текстов становится проблематичным участие в коммуникативном процессе именно потому, что сообщение либо уже известно («вторичная» новость), либо непонятно (непрофессионально сделано, некачественно изложено). К сожалению, информационные программы иркутского телевидения часто не считают зазорным дублировать новостные сюжеты, делая их, к тому же, совершенно бездарно в профессиональном (языковом и операторском) отношении.
Для информативной составляющей текста важно понятие «номинация»[61], потому что автор старается выбрать из публицистического словаря наиболее точные наименования общественных реалий. Текст массовой коммуникации обладает обширным фондом номинативов. В соответствии с главным принципом языка СМИ, сформулированным В. Г. Костомаровым как «чередование экспрессии и стандарта», в журналистике рядом со стереотипными наименованиями (это публицистические термины, серийные метафоры, политико-идеологические фразеологизированные стандарты) находятся индивидуально-авторские (трансформированные фразеологизмы, «ярлыки», авторские метафоры, в том числе и ономастические).
Публицистические термины – это наиболее частотные слова, своеобразные маркеры эпохи. К ним относятся многие политические и экономические лексемы. Большинство подобных лексем заключают определенную оценку в семе самого слова (например, олигарх, терроризм и др.). Публицистические термины (концептуализмы, «газетизмы») составляют каркас текста, выделяют идею, ориентируют читателя в предложенной теме, т. е. образуют открытый план передачи информации.
Из «стертых» метафор, устойчивых словосочетаний терминологического характера, имеющих публицистическую коннотацию и хранящих информацию о ситуации, их породившей (например, холодная война, железный занавес), состоят фразеологизированные стандарты. Они обеспечивают компрессию текста, поскольку в своей семантике заключают культурно-исторический и идеологический фон «свернутого» в номинацию события или группы однотипных событий: Та роль, которую для российской политики в середине прошлого десятилетия сыграли «цветные революции», при Медведеве досталась «арабской весне»[62].
Если стереотипные или индивидуально-авторские номинации способны успешно справиться с наименованием общественно важных, устоявшихся реалий, то для наименования идеологии, которая еще только утверждается в социуме, используется идеологема–мировоззренчески насыщенное обобщающее слово, чаще всего образное, с оценочной коннотацией, которое формирует в обществе устойчивую идеологию. Современный публицистический текст демонстрирует два основных типа идеологем: социальные и личностные. Социальные идеологемы отражают установки и ориентиры общества на конкретном отрезке его развития: экономический либерализм, демократическое общество. Личностные идеологемы складываются вокруг руководителя государства, любого значительного политического лидера, героев / антигероев своего времени: «последний диктатор Европы» (об А. Лукашенко), «вождь мирового пролетариата» (о Ленине), «архитектор перестройки» (о Горбачеве), «царь Борис» (о Ельцине), «тандем» (о Путине и Медведеве) и т. п. Знаки оценки данных стереотипных номинаций («плюс» или «минус») зависят от шкалы ценностей, принятой в издании.
Второй (концептуально-оценочный) план выражения информации в тексте образуют метафоры. Публицистическая метафора выполняет четкую прагматическую функцию: убеждение адресата через яркие образы, оценочный подтекст. Именно метафора помогает связать неосязаемую идею с реальностью; в метафоре, иногда становящейся символом, концентрируется основной смысл текста: Как русская литература вышла из гоголевской «Шинели», так и современная политическая элита, да, в сущности, и вся странавышлииз ельцинского «пиджака»[63].
В современном журналистском тексте используется ономастическая метафора (антропоним), с помощью которой у читателя рождается определенное оценочное восприятие не только имени, но и стоящего за ним конкретного человека: Тишанинград: телега впереди лошади[64] (о губернаторе Иркутской области А. Тишанине); Комиссар Жюв из Елисейского дворца[65] (о президенте Франции Н. Саркози). Как и любая метафора, метафора ономастическая является основой публицистической номинации, поскольку является мощным языковым механизмом убеждения с помощью удачно выбранного слова.
Ономастическая метафора сближается с «ярлыком», также часто составляющим в современной публицистике основу номинации. «Ярлык» является неодобрительной односторонней характеристикой личности или явления. Он «конденсирует» в себе отрицательные эмоции, оказывает мощное воздействие на читателя, упрощает картину мира, делает ее двухмерной, черно-белой. Выбор определенного «ярлыка» придает медиатексту негативную оценочность и «заряжает» все текстовое пространство агрессивной стилистической тональностью: «Зато твердо знает г-н Толстой, что все «болотные» оппозиционеры – заведомые русофобы»; «Я на ту ссылочку щелк, а там… неувядаемый Петр Толстой, в том же резиновом жанре государственной клизмы в голову»; «Виктор Януковичкакукраинский “Титаник”« (В. Шендерович, М. Ганапольский) [66].
В публицистическом произведении тесно переплетаются два плана выражения информации: открытый (выраженный с помощью публицистической терминологии, «стертых» метафор, идеологем) и скрытый (создающийся с помощью публицистической тропики).
Благодаря номинациям, фактологическим данным в журналистском тексте отдельно друг от друга существуют такие свойства, как «информационная насыщенность» (наполненность фактами) и «информативность» (коммуникативная значимость). «Если первое качество является объективной характеристикой текста и определяется количеством «информем» (фактов). То информативность одного и того же текста может быть оценена реципиентами по-разному. Эта характеристика относится к «читательскому» слою текста и определяется индивидуальными особенностями восприятия каждого читателя»[67]: что интересно одному, может быть не интересно другому. По нашим наблюдениям, в последнее время тексты зачастую «грешат» именно перенасыщением информемами при нарушении тематического единства, отсутствии логических связей между микротемами. Как результат – низкая информативность, нулевая эффективность материала.
Чтобы понять, как работает информационно-логическая структура журналистского текста, обратимся к анализу публикации.
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 1091;