Роль международных актов в развитии российского законодательства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу
Судебный порядок заключения под стражу привел в соответствие нормы уголовно-процессуального законодательства с нормами Конституции РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Так, в ст. 22 Конституции РФ указано, «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению». В ст. 7 Всеобщей декларации прав человека указано, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию», Международный пакт о гражданских и политических правах в ст. 9 предусматривает принцип, в соответствии с которым «никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей, никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом». В ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод говорится о том, что «каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство, в ходе которого суд безотлагательно решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно».
Обоснованность применения данной меры и законность ее реализации обеспечивается также следующими международными нормативно-правовыми актами: Сводом принципов защиты всех лиц, подвергаемых заключению в какой бы то ни было форме : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43//173 от 9 декабря 1988 г.), Европейской конвенцией против пыток или бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 10 декабря 1984 г. Помимо Конституции РФ и международных актов порядок и условия заключения под стражу регламентируются Уголовным кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Заключение под стражу является наиболее строгой мерой пресечения, включающей все формы физического и психологического (морального) воздействия на обвиняемого (в исключительных случаях – подозреваемого).
Заключение под стражу как мера пресечения применяется к обвиняемому (подозреваемому), в отношении которого еще нет приговора суда, следовательно, исходя из принципа презумпции невиновности, к лицу, которое считается невиновным. Полагаем, что законодатель указывает на данный факт путем закрепления в норме закона исключительного характера заключения под стражу и возможности применения только в том случае, когда избрание иных мер пресечения не позволит достичь желаемой цели.
В юридической литературе нередко поднимался вопрос о правовой природе и сущности заключения под стражу, как меры пресечения.
Так, по мнению Э.К. Кутуева, заключение под стражу это мера пресечения, заключающаяся в ограничении свободы обвиняемого, а в исключительных случаях – подозреваемого, то есть лиц, виновность которых не установлена вступившим в законную силу приговором суда в предусмотренном законом порядке, с тем, чтобы они не скрылись от дознания, предварительного следствия и суда, не воспрепятствовали установлению истины по уголовному делу, не продолжили заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.
О.И. Цоколова, анализируя действующее законодательство, приходит к выводу, что заключение под стражу состоит в принудительной изоляции обвиняемого (в исключительных случаях – подозреваемого) и содержание его под стражей в специально предназначенном для этого учреждении в целях обеспечения процесса расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, а также исполнения приговора.
И.Л. Трунов и Л.К.Трунова считают, что сущность данной меры пресечения заключается в лишении обвиняемого (подозреваемого) свободы и содержании в местах предварительного заключения до начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы, если мера пресечения не будет отменена либо изменена.
Е.В.Гусельникова в своем исследовании указывает, что заключение под стражу как мера пресечения является мерой превентивного характера, направленной на достижение задач уголовного судопроизводства.
Проанализировав приведенные выше мнения относительно определения заключения под стражу как меры пресечения, мы приходим к выводу, что авторы довольно узко и односторонне подходят к решению этого вопроса, указывая лишь на некоторые существенные моменты.
Так, например, Э.К. Кутуев. в своем определении не отражает процедуру и сроки, которые должны быть соблюдены при избрания данной меры. И.Л. Трунов и Л.К.Трунова сводят сущность применения заключения под стражу к лишению обвиняемого (подозреваемого) свободы и содержанию в местах предварительного заключения до начала фактического исполнения обвинительного приговора к лишению свободы. Полагаем, что сущность заключения под стражу, прежде всего, заключается в предупреждении и (или) пресечении ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого).
Наиболее детально и, на наш взгляд, более точно, к определению заключения под стражу подходит Н.В.Буланова, указывая, что «заключение под стражу – это мера пресечения, применяемая в ходе уголовного судопроизводства и заключающаяся в ограничении права обвиняемого (в исключительных случаях – подозреваемого) на свободу и личную неприкосновенность на определенный период времени, не превышающий установленного законом срока, на основании судебного решения, принятого по ходатайству дознавателя, следователя, с согласия и помещения в специально предназначенные для этого помещения в предусмотренном законом порядке и в целях предупреждения либо пресечения их преступной деятельности и воспрепятствования производству по уголовному делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора.
Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 1283;