Глава 1. ОЧЕРК ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ «ДАРА СЛОВА» В РУССКОЙ ШКОЛЕ ХТХ-ХХ ВВ. К. ДУШИНСКИЙ

И статье «О первоначальном преподавании русского языка» К.Д. Ушинский так определил его цели: «Во-первых, развить в де­тях ту врожденную душевную способность, которую называют даром слона; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т.е. грамматические его законы в их логической сис­теме». Как видим, К.Д.Ушинский развитие «дара слова» поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка (что сегодня также относится к области развития речи) и с изучением грамматики.

Что же нужно делать, чтобы развить эту врожденную языко­вую способность (по современной терминологии)? Ушинский отвечает: «дар слова» развивается не иначе, как от упражнений. Это - первое правило.

Они должны быть по возможности самостоятельными: своими усилиями выразить свою мысль, сначала простую, далее все более сложную, сначала устно, а затем и письменно. Это - со­чинение. Ушинский предлагает начинать простейшие сочинения с первых уроков в школе и вести до последних, непрерывно услож­няя. Главное - они должны быть самостоятельным усилием вы­ражения мысли, «а не сшивкой чужих фраз». Пути к этому - на­глядность, выделение признаков предмета, сравнение предметов. В «Родном слове» (кн.1 и 2) даны такие, например, задания: «Сравните грифельную доску с классной»; «Какую пользу прино­сит людям лошадь? Корова?»; «Сравните кошку с собакой».

Второе правило, по К.Д .Ушинскому, -систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное умень­шение помощи учителя.

Третье правило: «упражнения должны быть логические: со­держать переход от конкретных представлений к общим поняти­ям, выделение признаков предметов, объединение предметов в одно общее суждение». В книге «Детский мир» К.Д. Ушинский дал раздел «Первые уроки логики» - небольшой, но достаточно содержательный; в нем вводятся логические понятия: сходство и различие, сравнение, суждение, род и вид, признаки видовые и родовые, явление, причина и следствие, цель и назначение, закон естественный и нравственный.

Четвертое правило: упражнения «дара слова» должны быть изустные (идут впереди) и письменные. Кстати, Ушинский от­мечает слабый навык устной речи детей, что характерно и для наших дней.

Книги «Детский мир» и «Родное слово» (1-3) содержат пре­красно подобранные литературно-художественные произведения, т.е. образцовые тексты, создающие для учащихся «речевую среду» высокого уровня языковой культуры, которая дает направления развитию речи детей на основе лучших образцов.

Эта методическая программа, сформулированная в середине XIX в., вполне приемлема и ныне, ее продолжение можно най­ти в трудах Д.И. Тихомирова, Н.Ф. Бунакова, П.О. Афана­сьева, М.А. Рыбниковой, Е.Е. Соловьевой, М.Л. Закожурниковой, Н.С. Рождественского.

Внимание К.Д. Ушинского к «дару слова», к практическому овладению речью в процессе аудирования и говорения до школы и в школе получило научное подтверждение в исследованиях речевого развития ребенка. Они начаты. В 80-е годы прошлого века, в них участвовали такие крупнейшие лингвисты и психоло­ги, как Л.С. Выготский, И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, П.П. Блонский, В. Штерн, Ж. Пиаже.

Основные направления в методике развития речи

В направлении, основанном К.Д. Ушинским, уже присутствуют такие факторы, как логика, развитие «дара слова», литературные образцы, их анализ, опора на грамматику, творчество учащихся, их самостоятельность. Эти факторы интегрированы в единую сис­тему, которая поныне привлекает внимание методистов.

Тем не менее в середине и во второй половине XIX в. более или менее отчетливо видны линии, выдвигавшие на первый план ка­кой-то из подходов, принципов, методов.

В старших классах учебных заведений в XVIII-XIX вв. разви­тие устной и письменной речи проходило на основе ритори­ки - науки красноречия, получившей развитие еще в античном мире. В России использовались учебные книги по риторике М.В. Ломоносова, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского. Эта наука давала стройную систему рекомендаций, образцов, фигур, которые использовались в сочинениях и в устных выступ­лениях.

В начальных классах в XIX в. риторика как самостоятельны предмет не преподавалась, но очень много ценного было перене­сено из нее в методику речи:

развитие личности ученика;

воспитательные, этические аспекты речи;

работа над темой, сбор и систематизация материала;

план и композиция сочинений;

жанры сочинений и типы речи - повествование, описание, рас­суждение;

выбор слона, построение предложений и текста;

применение фигур и тропов, выразительность речи и пр.

Приемы риторики успешно использовались в методических системах И.И. Паульсона, Л.И. Анастасиева, Н.М.Соколова, М.И. Лопарсной, К.Б. Бархина, т.е. до 30-х годов XX в. Риториче­ское направление подвергалось критике (В.Г. Белинский, 1844) за формализм, схематизм. Впрочем, перечисленные выше методиче­ские средства, взятые методикой из риторики, стали широко и эффективно использоваться и не устарели до сих пор...

Но самостоятельная речь, сочинение, рассказ - это творчество; тяготение к творческому началу заметно и в риторике, и в логике. Но подлинно творческое направление создал великий писа­тель и педагог Л.Н.Толстой. В статье «Кому у кого учиться пи­сать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» (1862) он описал свой поиск методики самостоятельного детского сочинения. В Яснополянской школе дети сообща, с участием учи­теля - Л.Н.Толстого, сочиняли рассказ по пословице Ложкой кормит, а стеблем глаз колет. Дети были увлечены творчеством; Толстой был поражен их знанием народной жизни, их наблюда­тельностью, чувством слова - точного и меткого, чувством худо­жественной правды. «Я чувствовал, - пишет Л.Н. Толстой, - что для него (Федьки. - М.Л.) раскрылся новый мир наслаждений и страданий - мир искусства; мне казалось, что я подсмотрел то, что никто никогда не имеет права видеть, зарождение таинственного цветка поэзии. Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который увидал цвет папоротника; ...совершенно неожиданно открылся мне тот философский камень, которого тщетно искал два года, - искусство учить выражению мыслей (Толстой Л.Н. Нед. соч.-М., 1953. -С. 320).

Приемы творческого направления:

изучать жизнь, развивать наблюдательность, будить мысль;

заинтересовать, увлечь творчеством;

предлагать выбор тем - серьезных, интересных самому учителю;

читать детские сочинения, разбирать их;

учить выбору слова, «отыскивать для мысли место;

не повторяться, ничего не пропускать, соединять последующее с предыдущим.

Учитель помогает в правописании.

У Льва Николаевича было очень много последователей: Н.Ф. Бунаков, И.И. Соломоновский, Н.Е. Бочкарев, Ц.П. Балталон, СИ. Абакумов, К.Б. Бархин, А.В. Миртов. Творческое нача­ло перенималось и методистами чтения, распространялось на вы­разительное чтение, школьный театр. Даже те методисты, кото­рые на первое место в развитии самостоятельной речи детей ста­вили логику, риторику, образы, стремились внести в свои системы элементы творчества. Творческое направление привлекало всех, несмотря на трудности. На высших ступенях творческой методики дети писали рассказы и стихи, дневники и письма, выпускали га­зеты и литературно-творческие журналы, составляли «живые группы» (пантомимы), ставили спектакли...

Творческое направление пользовалось особенно большим успе­хом в 20-е годы. Издавались сборники детского творчества; напи­сал свою книжку о детском творчестве «От двух до пяти» К.И. Чуковский, начал свои исследования детской речи А.И.Гвоз­дев, выходили сборники «Игра-драматизация в школе» Е.Е.Со­ловьевой, вышла книга СИ. Абакумова «Творческое чтение», на­чиналась деятельность М.А. Рыбниковой, МЛ. Чакожурниковой.

Широкое признание получило в XIX в. также обучение по образцам, т.е. имитативное направление. Оно опиралось и на риторическую традицию, и на изучение литературы, словесно­сти. Признавали подражание литературным образцам К.Д. Ушинский («дитя усвояет язык подражанием»), Д.И. Тихомиров Н.М. Соколов. Образцы использовались и в системе чтения, и в устных пересказах, и в письменных изложениях. Уже в начале XIX в. был известен не только подробный (близкий к тексту об­разца) пересказ, но и сжатый, и выборочный, причем Тихомиров и Бунаков ввели четыре ступени сжатия текста. Издавались сбор­ники адаптированных текстов для изложений разных видов. Уст­но пересказывались литературные тексты из хрестоматий -«Родное слово» К.Д. Ушинского, «Азбука» в 4 книгах Л.Н. Тол­стого, «Мир в рассказах для детей» супругов Э. и В. Вахтеровых, «Первая пчелка» Л.И. Поливанова.

Большинством специалистов признавалось, что обращение к образцовым текстам формирует языковой вкус учащихся, повы­шает культуру их речи; особенным вниманием пользовалась проза СТ. Аксакова, И.С Тургенева, А.П. Чехова, стихи А.С Пушкина, Н.А. Некрасова, басни И.А. Крылова.

Имела место и критика: школьникам недоступен уровень мастерства писателя нельзя требовать от них полноценного пере­сказа; подражанием нельзя сформировать творческую личность.

Несмотря на резонную критику, пересказы и изложения живу и поныне в школьной практике, более того, они стали излюбленными упражнениями и учителей, и учащихся. Важно, однако, соблюдать соотношение подражательных и творческих упражнении в пользу вторых.

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 3406;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.