Творческие работы учащихся по следам прочитанного произведения

Творческие работы учащихся по следам прочитанного предпо­лагают деятельность детей с произведением, которая реализовывает их собственное художественное отношение к прочитанному. Такая деятельность организовывается учителем как в рамках уро­ка (и тогда она становится органическим продолжением работы на этапе перечитывания), так и вне урока (тогда она имеет свою специфику).

Творческие работы на уроке:

-выразительное чтение произведения с последующим обсуж­дением вариантов прочтения;

- графическое иллюстрирование;

- словесное рисование картин; -творческий пересказ;

- чтение по ролям;

- драматизация.

Остановимся на некоторых приемах.

Словесное рисование ни в коем случае не должно пре­вращаться в пересказ произведения. Цель словесного рисования -приблизить к ребенку образы произведения, включить детское во­ображение, сконструировать возникшие представления. Обсуждая воображаемую картину, учитель должен задать детям три вопроса:

1) чтобудет нарисовано? (Содержание);

2) какмы расположим объекты на картине (что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено к центре. Какие позы выберем для людей и т.п.)? (Композиция);

3) какиекраски используем для картины? (Цветовое решение.)

Рассмотрим, как могло бы протекать словесное рисование на уроке по произведению Н.Носова «На горке».

Учитель предлагает детям нарисовать словесную картину ко 2-й части рассказа - эпизоду «Только полез на горку - бух носом!»:

Что мы нарисуем на картине? (Горку, Котьку, жилые дома, дворницкую, около нее ящик с песком.)

Как мы расположим эти предметы на картине? - На переднем плане большая горка, она будет в центре картины, а справа - сарай, в него упирается отвесная часть горки; слева - жилые дома, их будет два: один пятиэтажный, на переднем плане, другой - 8-этажная баш­ня, вдали. На заднем плане справа нарисуем дворницкую: помещение без окон, на двери - замок, а рядом - большой ящик с песком. На горке, на поло­гой части - Котька. Он упал, носом уткнулся в горку, лица его не видно.

Как покажем, что он упал резко, со всего размаха?

- Шапка-ушанка сдвинулась набекрень, одно ухо шапки - вдоль спины, другое - вдоль горки. Руки выброшены вперед, одна - в варежке, другая ва­режка лежит рядом с рукой: она слетела при падении. Шарф развевается на ветру. Ноги задраны вверх, они в ботинках, а к ним небрежно привязаны коньки (в тексте сказано нацепил коньки).

- Какие краски используем для картины?

- Горка - белая, с голубыми разводами, сарай раскрасим темно-серым, дома: один сделаем светло-розовым, другой - голубым. Дворницкая будет желтая, а дверь - коричневая. Рядом - серый, как бы металлический, ящик. Из него виднеется лежащий горкой светло-оранжевый песок.

- А какие краски выберем для одежды Котьки?

- На Котьке коричневая шапка-ушанка, красный свитер, а шарф и вареж­ки белого цвета, штаны и ботинки раскрасим черным цветом, а коньки сдела­ем с голубым оттенком.

Какая же будет погода?

- Будет солнечный зимний день. Небо изобразим ярко-синим, а на нем -
«золотое» (желтое) солнце.

Такая работа приучает детей тренировать воображение, обо­стряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления. При чтении лирических произведений прием словесного рисова­ния становится основным.

Творческий пересказ предполагает передачу содержа­ния с какими-либо изменениями:

- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

- придумать, как могли разворачиваться события дальше;

-изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица - пересказ строится от 1-го лица; повествование с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя или другого персонажа). Например, рассказ К.Паустовского «Подарок» можно пересказан, от лица Вани Ма­лявина;

- изменить грамматическое время глаголов. При этом обяза­тельно нужно обратить внимание детей на то, как меняется изо­бражение события. Например, употребление вместо глаголов про­шедшего времени глаголов настоящего времени создает эффект присутствия, приближает читателя к изображенному событию.

Такие упражнения тренируют гибкость читательского взгляда, приучают видеть позиции разных героев, сопереживать им.

Самым трудным, по и самым интересным приемом организа­ции творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является драматизация во всех ее формах:

чтение по ролям;

пантомима;

постановка живых картин;

собственно драматизация. Пантомима помогает через движение уяснять и объяснять содержание и форму произведения. Например, читая 2-ю часть рас­сказа Н.Носова «На горке», учитель не объясняет лексическое значе­ние словосочетания выскочил во двор, а предлагает кому-то из ребят показать, как он это себе представляет, или просит продемонстриро­вать, какие знаки подавал Котька ребятам, когда они звали его стро­ить горку. Строчки из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица» - плу­товка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит - также удобны для интерпретации в движении.

Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состоя­ние каждого героя. Так, после чтения и анализа рассказа Н.Но­сова «На горке» можно предложить детям изобразить в застыв­шем движении (в позе) немую сцену, когда ребята вышли во двор и увидели испорченную песком горку:

- кто-то развел руками;

- кто-то схватился за голову;

- кто-то наклонился над горкой, пытаясь понять, нельзя ли пе­сок убрать;

- кто-то уже взялся за лопату с целью исправить положение и т.п.

Все названные приемы помогают глубже проникнуть в произ­ведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством вы­ражения собственного отношения к прочитанному.

Работа, начатая на уроке, может быть продолжена вне его. Во внеурочное время могут быть организованы конкурсы чтим», работа по созданию диафильмов, написание сценариев по произведению. Драматизация может стать интересным и полезным мероприятием для всего классного коллектива. Каждый сможет проявить себя и участвовать в общем деле: потребуются сценари­сты, режиссеры, художники, актеры, декораторы, создатели кос­тюмов, звукооператоры и т.д. Если дети увлекутся этой деятель­ностью, то она может стать начальной ступенью для организации и работы школьного театра.

 








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 3890;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.