Переход к звуковым методам
Обществу нужны были системы обучения грамоте, которые были бы рассчитаны на многочисленные по ученическому составу классы, и, конечно, такие пути формирования навыков чтения, которые способны были органически соединять в единое целое смысловую и техническую стороны этого процесса, требовали охвата обучением грамоте письма, улучшения качества начального обучения за счет подключения новых учебных предметов и повышения профессиональной подготовки учителей.
Нельзя не отметить, что БССОГ при всем ее консерватизме и догматизме не стояла на месте в абсолютно неизменном виде. Нет, на всем протяжении ее существования предпринимались попытки внести определенные усовершенствования. Так, заметным шагом, относящимся еще к XV в., стало подключение к обучению грамоте иллюстративных материалов, которые от картинок к каждой букве в учебнике (букваре или азбуке) постепенно распространились на иллюстрирование букварных текстов, а церковные картинки постепенно заменились на светские.
Существенное улучшение было связано с включением обучения письму в качестве полноправного компонента системы обучения грамоте.
Заметной попыткой усовершенствовать БССОГ стал переход в обучении сразу к чтению и запоминанию слогов. В результате стараний многочисленных сторонников подобного подхода из этой системы выделилась отдельная, особая слоговая снеге м а обучения грамоте. Она была представлена в нескольких вариантах.
Определенное влияние на методику обучения грамоте по буквослагательной системе оказала первая реформа русской графики, предпринятая в 1710 г. Петром I. Тогда был создан гражданский шрифт, упрощавший начертания отдельных церковнославянских букв, исключены некоторые буквы кириллицы -«фита», «кси», «тек», «омега», «ижица». Была введена новая буква э (оборотное), чтобы отличать ее от йотированной е («есть»). Впервые были установлены, прописные (большие) и строчные (малые) буквы. Попутно заметим, что в 1735 г. Академией науки пыла введена буква й (и краткое), а в 1797 г. знаменитый писатель и историк Н.М.Карамзин изобрел букву ё и употребил ее при печатании своих сочинений.
Итак, БССОГ свойственны органические недостатки, тем не менее утвердившаяся на их основе в методической литературе исключительно отрицательная оценка этой системы или метода не во всем объективна. В этой системе кроется и нечто положительное.
Прежде всего это относится к чрезвычайной простоте и ясности ее установлений. Той ясности, которая доступна и учащему, и учащимся, и их родителям. В самом деле, чтобы научиться читать, надо сначала твердо изучить буквы, затем научиться распознавать и произносить основные произносительные единицы, части, из которых складываются слова, - слоги. потом слова и, наконец, предложения и тексты. При этом важно, чтобы слог в читаемом слове узнавался быстро и безошибочно, а слова читались сразу без каких-либо, даже кратковременных, задержек и пауз. Поэтому каждый элемент, относящийся к чтению, - буква, слог, слово гак тщательно отрабатывался с величайшей дотошностью, а регламентировалась эта отработка не затратами времени, а конечным результатом - к каждому последующему элементу можно было переходить только после того, как будет отшлифован предыдущий.
В обучении одна из ведущих ролей отводилась громкому произнесению, чтению, т.е. приводились в активное состояние речедвижения, зрение и слух, ЧТО вкупе помотало лучше усваивать букварные материалы и в какой-то степени ослаблять действие недостатков, органически присущих буквослагательной системе.
Однако к тех вариантах системы, в каких она дошла до конца XIX начала XХ в., пены лав на себе и приняв немалое число усовершенствований, с которыми использовалась во многих русских, особенно сельских, школах, а также в семейном обучении, когда обучение письму стало неотъемлемой частью обучения грамоте, детальная и, в известной мере, дотошная отработка чтения и громкого произнесения слогов, слов и текста благотворно сказывалась на грамотности письма и в определенной степени - на развитии памяти. Правда, в последнем случае большую роль играло и то обстоятельство, что в начальной школе конца XIX - первых двух десятилетий XX в. особое внимание уделялось заучиванию наизусть большого числа стихотворных и даже прозаических произведений.
В недрах БСМОГ зарождались зерна звуковых систем обучения. Появление в букваре (азбуке) картинок к каждой букве неизбежно наталкивало более-менее соображающего учителя на понимание того, что первая буква в слове - названии картинки обозначает соответствующий начальный звук этого слова. В уникальной историко-методической двухтомной монографии известного русского методиста Иосифа Ивановича Паульсона, посвященной истории методов обучения грамоте, приводится немало фактов, показывающих, как умными учителями вводились звукобуквенные приемы в систему буквослагательного обучения грамоте.
Самому значительному факту, показывающему, как могли появляться звуковые подходы в традиционной русской системе обучения грамоте, может служить «слуховой» метод, разработанный Львом Николаевичем Толстым и основанный на буквослагательном, народном, по утверждению писателя-педагога, методе обучения крестьянских детей. В «слуховом» методе Толстого можно найти все основные структурные элементы БССОГ, переплетающиеся с букво- и слухоразложением и букво-, звукосложением, столь характерным для многих звуковых систем обучения.
Событием качественного порядка стало появление в первой половине XIX в. в русской школе звуковых систем: сначала синтетичекой (В.Ф. Одоевский, Н.А. Корф), затем аналитической (В.А. Золотов, П.П. Мироносицкий), наконец, аналитико-синтетической (К.Д. Ушинский, В.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, В.А. Флеров и др.).
Звуковой метод обучения грамоте впервые возник в Германии (1527), его первооткрывателем стал В. Икельзамер. Обучение грамоте начиналось с выработки у детей умения выделять звуки из речи. Но только в конце XVIII в., благодаря немецкому педагогу Г.Стефани, звуковая система стала распространяться в Европе. Он разрабатывал приемы звукового синтеза. Одновременно совершенствовался звуковой анализ, его связывают с именем француза Ж. Жакото. Обучение строилось так. Брали предложение из художественного произведения, дети со слов учителя выучивали фразу наизусть. Сначала выделяли гласные звуки, так как их можно тянуть. Заучивали слова, в которых изучаемый звук стоит в начале, в середине, в конце слова, Результата, т.е. пения слов и текста, добивались ценой многократных повторений. Обучение письму шло параллельно обучению чтению. Письменная часть урока завершалась тем, что ученики писали по памяти. Особенное внимание уделялось каллиграфии, четкости письма.
В России разработчиком звуковой методики стал В.Золотое, но более всего - К.Д.Ушинский, назвав ее методом историческим: дети сами как бы «изобретали» буквы: письмо шло впереди чтения.
Естественной ступенью в развитии методики на звуковой основе стало появление аналитико-синтетической деятельности учащихся: слова и текст расчленялись на слоги и звуки, а в произношении и на письме из них опять строили слова и их сочетания. Аналитико-сингетическому методу суждено было занять магистральную позицию в совершенствовании методики обучения грамоте в трудах Н.А. Корфа, В.И. Водовозова, И.И. Паульсона и других, а в XX в. – С.П.Редозубова, А.И.Воскресенской, Л.К.Назаровой, В.А.Кирюшкина и др.
Все эти и другие (например, система целых слов) системы не пыли отгорожены друг от друга непроницаемыми барьерами. Между ними происходили прямые или скрытые взаимосвязи, изаимовлияния, взаимопроникновения отдельных подходов и элементов, заимствования и т.д. Время от времени между сторонниками различных систем разгорались жаркие дискуссии. В их ходе уточнялись, оттачивались принципиальные основы той или иной системы обучения грамоте, иногда выявлялись новые оригинальные системы обучения грамоте.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2449;