Понятие человеческой индивидуальности

Индивидуальность человека — явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивиду­альности. Собирание ее целостного образа мы будем вести через анализ понятий, описывающих человеческую индивидуальность.

С.Л.Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуаль­ность в силу наличия у него особенных, единичных, неповтори­мых свойств. Действительно, единичность и неповторимость ин­дивида входят в определение индивидуальности.

Любая индивидуальность выступает прежде всего как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность ука­зывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуально­сти через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.

Индивидуальность характеризуется и неповторимостью, ко­торая обусловливает ее собственное «лицо». Но сама по себе не­повторимость, как и единичность, не является сущностным свойством индивидуальности. Индивидуальность не возникает прямо из различий индивидов, не тождественна неповторимости личности. Особенность, своеобразие, неповторимость не есть ис­тинные характеристики индивидуальности.

Г.Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. «Отдельные души — писал он, — отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модифика­ций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бес­конечности. Своеобразию человека не следует поэтому прида­вать чрезмерно большого значения» [89]. Указания на единичность и неповторимость человека выделяют лишь частные и внешние особенности индивидуальности.

Сущностное определение индивидуальности связано с ис­пользованием понятий «целостность», «единство», «недели­мость», «самобытность», «авторство», «укорененность в мире», «собственный способ жизни» и т.п. «Индивидуальность, — писал Л.Фейербах, — это неделимость, единство, целостность, беско­нечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, на­сквозь, повсюду я индивидуальное существо» [90].

Сущность индивидуальности связана с целостным представ­лением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особен­ностей. Как отмечается многими авторами, термин «индивиду­альность» означает единство многообразного, многое в одном . Б.Г.Ананьев полагал, что к индивидуальности следует подходить как к интеграции всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Раскрывая это положение, он писал: «Для того, чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), нужно представить челове­ка не только как открытую систему, но и как систему «закры­тую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)» [91].

Философ И.И.Резвицкий понимает целостность индивиду­альности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. «Как целостная система, — пишет он, — индивидуаль­ность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человече­ского общества; во-вторых, особенные признаки, которые прису­щи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные спе­цифичностью его биологической организации и социальной микросреды» [92]. Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность челове­ка, характеризуют его как конкретное существо.

Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную «са­мость». Сущность индивидуальности как раз и связана с само­бытностью индивида , со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным существом.

Благодаря индивидуальности, человек обособляется в отно­сительно самостоятельную «точку бытия», творчески проявляет себя , становится субъектом исторической , гражданской и лич­ной жизни, потенциально воплощая в себе все характеристики ро­да человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род (единственный в своем роде).

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в об­ществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с други­ми, а представляет собой отдельность, живущую в рамках обще­ственного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность, человек выражает индивидуальный стиль деятельности , реализу­ет собственный способ жизни.

Индивидуальность — это авторство собственной жизни: в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведе­нии. В индивидуальном бытии человек несет ответственность не только за отдельные слова и поступки, но и за жизнь в целом, даже за ту, в которой он физически не участвовал, — за исто­рию. Уникальным, единственным, неповторимым в индивиду­альности выступают не внешние особенности индивида, не его облик, не его манеры обращения с другими, а способ жизни, са­мобытные формы жизнедеятельности, бытия в обществе. Инди­видуальность — это человек как субъект или автор своей собст­венной жизни во всей ее полноте.

В заключение приведем развернутое определение индивиду­альности, взятое нами у И.И.Резвицкого. «Индивидуальность — это интегральное понятие, выражающее особую форму бытия индивидов, в рамках которой они обладают внутренней целост­ностью и относительной самостоятельностью, что дает им воз­можность активно (творчески) и своеобразным способом прояв­лять себя в окружающем мире на основе раскрытия своих задат­ков и способностей. В качестве индивидуальности человек явля­ется автономным и неповторимым субъектом сознания и дея­тельности, способным к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества» [93].

Подчеркнем еще раз: индивидуальность — это самобытность жизни человека. Это означает, что человек индивидуализируется в существенных, родовых характеристиках. Индивидуальность есть неповторимое, самобытное выражение или творческое про­явление родовой сущности человека.

Как это не покажется парадоксальным, но в психологии ис­пользуется понятие «тип индивидуальности» . Индивидуальность по самому существу своему в принципе не типологизируема. По­тенциально — сколько людей, столько индивидуальностей. В христианской традиции однозначно положено, что каждая от­дельная душа человеческая единственна, неповторима, уникаль­на. «Тип индивидуальности» поэтому — лишь устойчивая сумма тех или иных черт и свойств субъективности, но не ее целостный образ, не уровень духовного бытия человека.








Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2762;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.