Предварительное следствие
Предварительное следствие проводилось по делам о серьёзных преступлениях, подсудных суду присяжных, особым должностным лицом, следственным судьёй, назначаемым правительством из числа членов суда первой инстанции на 3 года. Целью его являлся розыск преступника и его сообщников, принятие мер против уклонения обвиняемого от суда и собирание доказательств, изобличающих его. В период предварительного следствия следственный судья под наблюдением прокурора собирал доказательства, имеющие отношение к совершённому преступлению, и передавал виновных судам, облечённым правом назначения наказания. Он имел право лично производить обыски, очные ставки, допрос обвиняемого, свидетелей, выезды на место совершения преступления, следственные эксперименты, то есть воспроизводить обстоятельства преступления, назначать по своему усмотрению экспертов и выносить заключения по актам экспертиз, назначать меры пресечения обвиняемому для пресечения его уклонения от следствия и суда: арест обвиняемого до суда, денежный залог, поручительство, подписка о невыезде.
Совершенно очевидно, что следователь не в состоянии проделать всё это лично. Поэтому он поручает ряд операций полиции. Так, виновников кражи со взломом или разбойного нападения редко удаётся задержать непосредственно после преступления. Поэтому в целях установления личности преступника начинается следствие. Как из-за нехватки времени, так и потому, что это не входит в круг его обязанностей, следователь не может сам опрашивать соседей, идти по следу и сопоставлять случившееся с аналогичными делами в том же районе или противоположном конце страны. Проведение дознания он поручает полицейским органам.
Уголовное преследование возбуждалось прокуратурой не только по жалобе потерпевшего, но и по служебному долгу, по своей инициативе или на основе поступивших к нему протоколов, жалоб и доносов, так как преступление причиняет вред обществу в целом. Потерпевший от преступления получает союзника в лице государства. Именно прокурор назначал следственного судью для участия в деле и составлял по окончании предварительного следствия обвинительный акт, который заключал в себе изложение фактических обстоятельств дела, юридическую квалификацию вменяемого деяния и вывод обвинения.
Предварительное следствие сохраняло инквизиционный характер, но уже при определённом соблюдении прав обвиняемого. Инквизиционные начала сохранялись здесь в целях энергичной борьбы с преступлениями, так как при внесении в предварительное следствие состязательных начал в их полном объёме, интересы личности получат преобладание над интересами государства. О сохранении начал инквизиционного процесса свидетельствовали следующие черты предварительного следствия:
1. Отсутствие состязательности между следственным судьёй и обвиняемым и тайна следствия. Тайна следствия означала, что оно проводилось при закрытых дверях без допущения к ознакомлению с актами следствия, доказательствами обвиняемого, адвоката, тем более публики. Следственный судья не информировал обвиняемого о том, что выяснилось на предварительном следствии, мог не сообщать обвиняемому изобличающих его данных дела. Обвиняемый ни лично, ни через уполномоченного не мог присутствовать при следственных действиях (например, при допросе свидетелей), не мог требовать вызова и допроса лиц, которые доказали бы его невиновность. Акты предварительного следствия сообщались ему лишь по окончании следствия, то есть когда уже чересчур поздно требовать какого-либо следственного действия. Будущий обличитель обвиняемого перед судом - прокурор имел доступ ко всем следственным актам и действиям, права же обвиняемого в этом отношении были ограничены.
Однако абсолютное бесправие обвиняемого, как это имело место в инквизиционном процессе, ушло в прошлое. Пытка отсутствовала, она была отменена во Франции ещё в 1787 г., до революции. Для сравнения пытка была отменена в1754 г. - в Пруссии, в 1770 г. - в Дании, в 1772 г. - в Швеции, в 1776 г. - в Австрии, в 1801 г. - в России. Обвиняемый мог предъявлять в суд свои заявления и возражения против действий следственного судьи в письменном виде. Обвиняемый на стадии предварительного следствия не имел адвоката, так как опасались, что защитник может помешать правильному и успешному ходу предварительного следствия, противодействуя собиранию обличительных доказательств, способствуя сокрытию следов преступления, замедляя следствие преждевременными жалобами, проволочками. Закон 1897 г. допустил защитника на стадии предварительного следствия только после первого допроса обвиняемого.
Закон 1897 г. ввёл в известных пределах состязательное начало в предварительное следствие и расширил процессуальные права обвиняемого в этой стадии процесса. Этим законом была установлена обязательность допроса обвиняемого следственным судьей не позднее 24 часов после ареста обвиняемого. Следственный судья при первом же появлении у него обвиняемого должен был познакомить последнего с фактами, которые вменяются ему в вину, и выслушивал его объяснения, предупредив его, что он имеет право никаких объяснений не давать. С этого же момента обвиняемый получал защитника, который свободно общался с обвиняемым, присутствовал при допросах обвиняемого, но в ведении самого следствия участия не принимал. Частичное допущение защиты обозначало проникновение элементов состязательности и в предварительное следствие.
2. Стеснение личной свободы обвиняемого. Каждый обвиняемый в совершении преступления в отличие от проступков и нарушений до 1865 г. подвергался обязательному заключению, аресту до суда, где оказывался в зависимости от следственных властей.
Арест до суда обвиняемого ставил своей целью предотвратить возможность побега обвиняемого от следствия и суда, а также истребление следов преступления, сговор обвиняемого с соучастниками, помешать подкупу или устрашению свидетелей обвинения. Эти цели могли быть достигнуты и другими более мягкими мерами пресечения до суда: денежный залог (это внесение обвиняемым или другим лицом определённой денежной суммы или иного имущества суду или следователю в обеспечение явки обвиняемого к следователю или суду; в случае уклонения обвиняемого от следствия или суда залог обращается в доход государства), поручительство (личное поручительство заключается в принятии лицом, не привлечённым к делу, обязательства, обеспечить под свою ответственность явку обвиняемого к следствию или суду; имущественное поручительство заключается в принятии на себя каким-либо лицом обязанности уплатить назначенную сумму или передать определённое имущество в доход государства в случае неявки обвиняемого к следствию или суду), подписка о невыезде (это принятие обвиняемым обязательства не отлучаться из избранного им самим и следователем места жительства без разрешения следователя или суда). Во Франции до 1865 г. следственный судья обязан был арестовать всякого обвиняемого в совершении преступления.
3. Письменный характер следствия означал, что каждое действие следственного судьи (допрос, осмотр, обыск и др.) должно было подробно протоколироваться, заноситься в протокол, что было необходимо для судебного разбирательства.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 458;