Учение католической и протестантской церквей о сущности и цели брака
Учение западной католической церкви о сущности и цели брака отличалось от учения восточной православной церкви. Выразителем учения католической церкви о браке являлся Августин Блаженный (353-440), юрист по образованию. Он утверждал в своих трудах, что причина брака одна, а именно рождение детей и что там, где стремятся, чтобы детей не было, нет и брака. Он даже недоумевает, для какой другой цели создана жена, если не для рождения детей.
Свод (корпус) канонического права 1582 г. отмечал, что «главная цель брака состоит в рождении, и в особенности, в воспитании детей». Главная цель брака, то есть рождение детей, настолько существенна, что, если она исключена, брак не может осуществиться. Кроме этой цели могут быть и другие, второстепенные цели: взаимная помощь и избавление от страстности - лекарство от блуда, но и то и другое лишь следствия главной цели брака - деторождения.
В протестантизме также главной целью брака признается рождение и воспитание детей. Это воззрение отразилось и в законодательстве протестантских государств. Например, Прусское земское уложение 1794 г. гласило: «Главная цель брака есть рождение и воспитание детей».
История заключения (совершения) брака в христианской
Римской (Византийской) империи и в Западной Европе.
Церковный брак
Древние христиане как римские граждане заключали браки по гражданским законам Римской империи (см. с……..). Римское право рассматривало брак как договор, поэтому брак устанавливался взаимным согласием сторон, выраженным в той или иной форме без участия государственной власти. По форме это согласие могло быть устным, письменным в виде договора о приданом и предбрачном даре или выражено совершившимся делом - переходом невесты в дом жениха. Отцы христианской церкви и богословы первых веков христианства советовали верующим освящать свободно заключённый брак благословением от лица церкви епископами и священниками.
Обряд церковного венчания не был обязательным для всех вступающих в брак христиан. Церковное венчание церковь рассматривала как некоторую особую привилегию, которую она давала только достойным как награду за нравственную чистоту жизни до брака. Поэтому церковь не разрешала венчание в ряде случаев. Например, когда стороны начинали половое сожительство ещё до брака; при повторении брака.
Таким образом, христиане вступали в брак и через церковное благословение (венчание в церкви), и через взаимное согласие сторон, выраженное в различной форме. Церковь настаивала на необходимости освящать браки благословением епископа, но она признавала и действительность таких браков между христианами, которые были заключены без её благословения (венчания) по законам римско-византийских императоров. В Священном Писании ни о какой определённой форме заключения брака не говорится. Только в конце IX в. (893 г.) законом византийского императора Льва VI было установлено, что брак может быть заключён исключительно посредством церковного венчания, так что брак, заключённый в какой-либо другой форме, признавался незаконным и недействительным. Заключение брака без ведома и благословения приходского священника было запрещено. Введение обязательного бракосочетания по церковному обряду означало, что решением государственной власти совершение христианского брака перешло в исключительное ведение православной церкви. Тем самым по закону императора был установлен обязательный церковный брак, то есть регистрация брака православной церковью. Духовенство вело регистрацию браков, записывало их в метрические книги.
Заключение браков в Византии начиналось с обращения жениха и невесты или их родителей к своему епископу с прошением благословить их брак. Епископ выдавал просителям предписание на имя приходского священника совершить церковное венчание при достоверном свидетельстве отсутствия препятствий к нему. В православной церкви совершителем таинства брака является священник. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед церковью дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же в таинстве браковенчания испрашивает для них у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей.
В Западной Европе длительное время вплоть до Тридентского собора XVI в. не было законно установленной формы заключения брака. По традиции, перешедшей из римского права, брак считался заключённым с момента взаимного согласия жениха и невесты без соблюдения каких-либо формальностей. При господстве таких взглядов обычным явлением средних веков сделались тайные браки, то есть такие, где взаимное согласие жениха и невесты было дано без ведома церкви и даже без всяких свидетелей. Люди недобросовестные, заключив тайный брак без всяких формальностей, могли вступать в новые, такие же тайные браки, с тем, чтобы опять их разорвать. В брак могли вступать между собой близкие родственники. Неблагоразумные дети могли вступать без согласия благоразумных родителей в необдуманные браки. Католическая церковь для предотвращения этих злоупотреблений стала требовать, чтобы брак всегда имел публичный, гласный характер, благодаря которой могли бы предупреждаться недозволенные браки и самое событие бракосочетания могло бы быть с несомненностью удостоверено.
Папа Александр III в XII в. предписал, что брак может быть заключен перед священником, или перед нотариусом в присутствии заслуживающих доверие свидетелей. Затем папой Иннокентием III в 1215 г. предписано было заключать браки после предварительных троекратных оглашений в храме в три праздничных или воскресных дня о предстоящем браке, чтобы выявить возможные препятствия. Затем считалось уже безразличным, заявлено ли будет согласие жениха и невесты перед священником, или перед нотариусом со свидетелями.
Только в XVI в. Тридéнтский собор католической церкви (1545-1563) установил обязательную для католиков форму брака. Форма эта состояла в «объявлении согласия на брак в присутствии приходского священника и двух свидетелей».
Перед заключением брака должно быть совершено оглашение в течение трёх непрерывно следующих воскресных или праздничных дней. После оглашения, если не окажется законных препятствий, изъявление согласия на брак жениха и невесты должно состояться перед собственным приходским священником и двумя свидетелями. Священник был необходим для юридической силы брака не как служитель и совершитель таинства, а как авторитетный свидетель, вместе с другими двумя свидетелями, удостоверяющий событие бракосочетания и придающий бракосочетанию гласный характер. Для действительности брака необходимо не венчание, которое желательно, но юридического значения не имеет, а лишь пассивное присутствие приходского священника как представителя церкви, хотя бы и не в храме, и как одного из свидетелей. По мнению католических богословов, брак как договор двух сторон заключается самим мужем и женой, которые и являются совершителями таинства, а священник - только свидетелем. В православной церкви совершителем таинства брака является священник.
Между тем в католической Франции абсолютная королевская власть ввела другой порядок заключения брака, отличный от тридентского и сходный с тем, который Лев VI ввёл в Византийской империи. Королевским ордонансом, изданным в Блуа в 1579 г., было установлено, что для действительности брака необходимо не только присутствие приходского священника как свидетеля, но и церковное венчание в присутствии четырёх свидетелей. Брак торжественно совершается священником в присутствии четырёх свидетелей и записывается им в метрические книги. Тем самым и в странах Западной Европы был установлен обязательный церковный брак, то есть регистрация брака господствующей христианской церковью, католической или протестантской.
Постановления Тридентского Собора не были приняты протестантами. В церковных уставах протестантской церкви Германии была удержана прежняя, церковная форма брака, и для совершения брака требовалось церковное благословение. Протестантские богословы отвергли воззрение на брак, как на таинство, и признали его светский характер. Они рассматривали брак уже только как человеческое установление. Священник передавал во имя Бога жениха и невесту друг другу в присутствии двух свидетелей. Церковный брак в Германии образовался вследствие постановлений государственной власти, которая смотрела на священника, как на своего представителя. В Англии после реформации законом 1538 г. регистрация брака была возложена на англиканское духовенство.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 586;