Отношения между родителями и детьми. Внебрачные дети.
Усыновление
В патриархальной семье родители располагали обширной властью по отношению к своим детям. Родительскую власть в интересах внутреннего мира и материального благополучия семьи осуществлял в патриархальной семье отец. У многих народов (например, у древних римлян, германцев) отец имел право распоряжаться жизнью и смертью своих детей, вплоть до детоубийства. Давший жизнь имел право ею и распоряжаться («я тебя породил, я тебя и убью»). Отец имел право признания детей. В этом случае как по древнегерманскому праву новорожденного ребенка клали на землю перед отцом. Если он брал его на руки, ребенок принимался в семью и получал имя. Если же нет, то новорожденного выбрасывали, оставляли где-либо. Доля выброшенных была горестной: они или погибали, или, будучи подобранными, становились рабами подобравшего, или занимались проституцией. Они попадали в руки содержателей театральных или гладиаторских групп в Риме, а иногда - к содержателям публичным домов. Дети сызмальства специально отбирались и воспитывались ими для целей разврата, принося позже немалый доход их «воспитателям». Иногда их калечили и посылали нищенствовать, обязывая собирать милостыню. Отец имел право убивать уродливых детей при рождении, так как они при скудости ресурсов, при невозможности всех прокормить являлись обузой для семьи. К тому же для войны были необходимы хорошо сложенные, сильные мужчины, способные переносить всякие труды и лишения.
В обществе, где не производилось почти никаких излишков, лишний ребенок мог представлять угрозу для выживания всей семьи. При временной недостаче средств к жизни, при невозможности прокормить всех вынуждены были убивать и дряхлых стариков и старух, которые по недостатку физических сил должны были жить за чужой счет. В большинстве случаев стариков, неспособных к труду, не решались убивать открыто, оставляли в лесу с продуктами. Сами старики, подвергаясь такой участи, одобряли этот обычай, говорили «чужой век заедаю - пора на покой!». В случае тяжёлого голода люди прибегали иногда и к людоедству и были вынуждены съедать умирающих. Старики, зная, что их съедят, умирали тогда, убеждённые, что оказывают последнюю услугу своему роду. Детоубийство и убийство родителей практиковалось лишь как крайнее средство, как результат выбора меньшего зла из большего. При росте благосостояния общества, переходе к монотеистическим религиям убийство новорожденных детей и престарелых родителей признаётся аморальным и даже преступным.
Отец мог убить дочь за прелюбодеяние, а также, если она добровольно шла за похитителем-женихом. Он мог обычно в случае крайней нужды отдать своих детей в долговую кабалу, продать в рабство - временное или вечное.
Отец отвечал за правонарушения, совершённые его детьми и женой, за исключением тяжких преступлений и государственной измены. Он мог возместить ущерб, причинённый их неправомерными действиями, но мог уступить виновного для использования его рабочей силы. Более того, отец обладал судебной властью над своими домочадцами и слугами. Например, в древнем Китае отец семьи был долгое время не ограничен в определении наказания для жены, детей и иных родственников, находившихся под его властью. Китайские источники сохранили свидетельства о случаях, когда отцы либо убивали своих детей за совершённые последними преступления, либо приказывали им покончить самоубийством.
Родители имели право телесно наказывать своих детей. Например, закон Моисея гласил: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Книга Притчей Соломоновых, гл. 13, ст. 24). При грубости тогдашних нравов и при невмешательстве власти в дела подобного рода право это выражалось иногда в весьма жестокой форме. Для поддержания внутреннего мира в семье отец мог даже изгнать непокорного сына из дома, мог запретить ему входить в дом.
В дальнейшем отцовская власть ограничивалась. Например, вавилонские Законы Хаммурапи не говорили о праве отца убивать своих детей. Древнееврейское право лишало отца права убивать своего непослушного сына. Он должен был привести его к старейшинам города (суду), которые могли приговорить его к смерти побиванием камнями.
Дети должны были почитать и повиноваться своим родителям, даровавшим им жизнь. Пятая из десяти заповедей, данная Богом Моисею, гласит: «Почитай отца своего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог Твой, даст тебе» (Исход, гл. 20, ст. 12). «Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти... Кто злословит отца своего или мать свою, того должно предать смерти» (Исход, гл. 21, ст. 15, 17).Почтение выражалось через хорошие поступки. Особенно было важно помогать родителям в старости, не бросать их, не оскорблять в речах своих.
Родительская власть рассматривалась не как произвол, а как руководство и покровительство. Родители должны были кормить, содержать, воспитывать, приобщать к домашним и полевым работам и обучать грамоте своих детей.
Родители должны не только материально заботиться о своих детях, но и научить их профессии, так как если человек ничего не умеет делать, он будет вынужден добывать средства к существованию незаконным, преступным путем. Например, по афинскому праву сын освобождался от обязанности заботиться о содержании своих нуждающихся родителей, если отец, несмотря на свою бедность, не позаботился научить сына какому-нибудь ремеслу. Под влиянием религии была признана обязанность родителей дать религиозно-нравственное воспитание, чтобы ребенок избежал греха, то есть нарушения законов Божьих. Родители должны были устраивать браки своих детей, женить и выдавать замуж, подобрать им спутника жизни. Они должны были позаботиться и о наследстве детям.
Отцовская власть прекращалась обычно для сыновей с достижением совершеннолетия, а для дочерей с выходом их замуж. У римлян отцовская власть была наиболее сильной, была пожизненной и прекращалась смертью отца.
В древнем праве стало проводиться различие между детьми, рождёнными в законном браке и вне брака. Отсюда устанавливалось различие между детьми законными - законнорожденными, брачными и незаконными - незаконнорожденными, внебрачными. Законными детьми признавались лица, рожденные в браке. Незаконнорожденными детьми были дети, рожденные известной парой вне брака или в браке, который был признан незаконным. Брак признавался незаконным при отсутствии хотя бы одного условия вступления в брак. Отцом ребёнка считался тот, на кого указывал обряд бракосочетания. Незаконнорожденные дети исключались из семьи и лишались права наследовать после своего отца.
Дети могли быть усыновлены, то есть происходил прием посторонних в состав семьи. Семья очень не сочувственно относилась к усыновлению чужого для нее человека, который до этого времени не имел с ней ничего общего, не был с ней связан ни культом обоготворённых предков, ни участием в коллективной работе, и с которым нужно будет делиться доходами от общего имущества. Поэтому семья шла на усыновление лишь в случае неимения потомства. Усыновленный приобретал все права родного сына.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 512;