Условия вступления в брак
Вступление в брак было возможно лишь при наличии определённых условий:
1. Наличие права вступать в законный брак. К законному браку не были способны рабы, которые были лишены правоспособности. Брак между рабами не признавался правом, что не мешало рабам жениться и серьезно относиться к супружеству. Браки свободных с рабами были запрещены. Вступление свободного лица в брак с рабом или рабыней влекло для него потерю свободы и обращение в рабство.
Браки между представителями различных сословий в большинстве случаев запрещались или затруднялись. Даже будучи разрешенным, такой межсословный брак был невыгоден, поскольку родившиеся в нем дети получали статус того супруга, который принадлежал к низшему сословию. Например, в древнеиндийском праве требовалось, чтобы первая жена всегда должна быть из одной с мужем варны - сословия. Нередко запрещались браки с иностранцами. Например, древнеримское право не признавало браки римских граждан с перегринами.
2. Достижение определённого возраста. В древнейшее время отец определял путем осмотра тела достижение половой зрелости сыном или дочерью. Признаками половой зрелости являлись месячные у девочки и волосы на гениталиях мальчика. Позднее был установлен минимальный брачный возраст, начиная с которого закон допускал вступление в брак. Например, в римском праве - для девушек - 12 лет, для юношей - 14 лет; в древнеиндийском праве - для девушек - 12 лет, для юношей - 16 лет; в древнееврейском праве - 13 лет. Древнекитайское право закрепляло даже нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин от 16 до 30 лет, для женщин с 14 до 20 лет, фиксировавшие как бы пределы терпения и сдерживания гнева предков на непочтительного потомка.
3. Согласие отца (родителей). В патриархальном обществе браки заключались по воле отца. Отец имел право и был обязан выдавать дочь замуж и женить сына. «Если сыновей женил, а дочерей выдал замуж – значит самое главное в жизни сделано» (китайская). Отец обычно учитывал и мнение матери. Поэтому для действительности брака требовалось согласие родителей - отца и матери. Дети безусловно подчинялись выбору родителей. Если выбор родителей был не по душе, то дети могли об этом сказать родителям. Например, по древнеримскому праву дочь была несамостоятельна в выборе мужа, но она могла воспротивиться воле отца, если жених имеет позорную репутацию, ведёт дурную жизнь. Если девушка не сопротивлялась открыто, не возражала против предлагаемой кандидатуры мужа, то предполагалось, что она согласна. Невесту спрашивали: «Имеешь ли ты, дитя моё, сказать что-нибудь по этому поводу? Ты не отвечаешь? В таком случае мы пойдём дальше, предполагая, что если девушка не сопротивляется открыто, значит, она согласна». Одно из положений римского права гласило: «кто промолчал, когда мог и должен был говорить, тот рассматривается как согласившийся». Лишь постепенно в римском праве было признано необходимым согласие жениха и невесты.
4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак.
В первобытном обществе брак был экзогамен. Экзогамия есть запрет вступать в сексуальные отношения и в брак внутри одной общности. В дальнейшем брак в близком родстве и сексуальные отношения запрещались. Сексуальная связь между близкими родственниками рассматривалась как кровосмешение (инцест) и сурово наказывалась.
Родство есть кровная связь между лицами, которые происходят от одного и того же лица путем рождения. Родство определяется по степеням и линиям. Степень родства определяется числом рождений, связывающих двух лиц: отец и сын будут в первой степени родства, братья - во второй, дед и внук - во второй, дядя и племянник - в третьей, двоюродные братья - в четвертой. Когда лица происходят один от другого, то говорят о прямой линии. Восходящей линия будет, если идти от рожденного к рождающему: отец, дед, прадед. Нисходящая - идти в обратном порядке - от рождающего к рожденному: сын, внук, правнук. Под боковыми родственниками понимаются лица, происходящие от одного общего предка - братья родные, двоюродные.
Свойство - отношение одного супруга к родственникам другого. Например, в браке для жены: отец мужа - свекр, мать мужа - свекровь, жена для родственников мужа - сноха; в браке для мужа: отец жены - тесть, мать жены - теща, муж для родственников жены - зять.
Во всех обществах не допускалось заключение брака между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными (родными) и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновленными и усыновителями. Относительно других родственников вопрос разрешался по-разному. В древнем римском праве в боковой линии родства был запрещен брак до шестой степени родства, которой соответствовали троюродные братья и сестры. Аналогичная норма действовала в древнеиндийском праве. В классическом римском праве и двоюродные братья и сестры могли вступать в брак. В древнееврейском праве браки между двоюродными братьями и сестрами также не запрещались.
Запрещение браков и сексуальных отношений между близкими родственниками объяснялось стремлением к нравственно и физически здоровому поколению. Браки в близком родстве имеют пагубные последствия для потомства и для самих супругов: частое бесплодие родителей, больное потомство, вырождение. Семья является основной ячейкой общества и выполняет важнейшие социальные функции. Таким образом, всё, что ослабляет семью, ослабляет и общество. Поэтому сексуальные запреты необходимы для единства и сплоченности семьи через устранение сексуального соперничества и ревности.
Более того, сексуальные отношения между родителями и ребенком подрывали бы крайне необходимый авторитет первого как для поддержания социального порядка, так и для передачи культурной традиции из поколения в поколение. При разрешении браков между близкими родственниками человек смотрел бы на свою мать, дочь, сестру не как на человека, достойного уважения, но как на безразличное средство удовлетворения его сексуальной потребности. К тому же запрет кровнородственных браков способствует развитию социальной солидарности, к установлению новых родственных отношений.
Запрет на браки между родственниками именно до шестой степени родства (троюродные братья и сестры) объяснялся следующим обстоятельством. Продолжительность жизни не превышала, как правило, 60 лет. Если считать, что новое поколение появлялось каждые 20 лет, то совместно под одной крышей могли проживать самое большее три поколения, находящиеся под властью прадеда.
5. Физическая способность к брачному сожительству. Неспособность к совокуплению и деторождению как со стороны жениха, так и невесты являлась препятствием к браку, так как целью брака являлось рождение детей.
Заключение (совершение) древнего брака
Брак заключался обычно по соглашению - договору между женихом и родителями невесты без вмешательства государственных чиновников и религиозной организации - церкви. Для действительности брака не требовалось его оформление в органах государственной власти или церковью. Согласие невесты по большей части вовсе не требовалось или представляло простую формальность. Женщина не выходила замуж, а её выдавали замуж. Да и жених не пользовался большой самостоятельностью при заключении брака. Нередко невесту подыскивали ему родители, и они же вели переговоры с родителями невесты. В зависимости от условий, на которых состоялось соглашение между заинтересованными сторонами, можно различать следующие способы заключения брака: уплата выкупа за жену, религиозное освящение брака с переходом невесты в дом жениха без выкупа жены, светская (нерелигиозная) форма установления брака без выкупа жены.
Исключительной формой заключения брака являлось похищение невесты. Похищение (или умыкание) есть насильственный увод девушки вопреки желанию её самой и её родственников с намерением сделать её женой. Похищение невесты встречалось относительно редко и рассматривалось как отклонение от нормы, так как похищение вызывало крайнее негодование родственников невесты, жажду мести и в дальнейшем примирение достигалось с трудом - уплатой существенного выкупа родственникам невесты. Похищение было возможно при недостатке женщин, при невозможности уплаты необходимой суммы выкупа, при решительном отказе родителей выдать дочь замуж, во время войны, когда вооружённые победители уводили женщин покорённого ими народа и делили их наравне с прочей добычей. Иногда небогатые родители жениха и невесты договаривались инсценировать похищение, чтобы не платить выкупа, не готовить большого приданого, не нести непосильные свадебные расходы. Родители однако делали вид, что побег невесты был для них неожиданностью и не соответствует их желаниям. В этих случаях свадьбу обычно не проводили, избегая больших расходов, или вместо неё устраивали небольшое застолье для близких родственников, похищение невесты.
Самым простым и распространенным способом заключения брака являлась уплата выкупа или отработка за невесту. Семья жениха платила за невесту выкуп (тюркский калым, славянское вено, афинская гедно и т. д.). Брак заключался в силу уплаты выкупа отцу невесты. Выкуп состоял обычно из материальных ценностей: денег, скота, оружия, земельных участков и др. Он мог состоять и в отработке женихом за невесту в пользу её родителей. Отработка за невесту выступала в качестве замены выкупа либо как его дополнение. Отработка предполагала более или менее длительную работу жениха в хозяйстве родителей невесты. Она применялась, когда жених по бедности не мог заплатить выкуп, или жених должен был доказать, что является хорошим работником.
Размер выкупа определялся по соглашению сторон, затем обычным правом в соответствии с принадлежностью вступавших в брак к тому или другому сословию. Выкуп передавался семье невесты и являлся компенсацией потери семьёй работницы. При заключении брака дочь покидала дом родителей, которые теряли потенциальный источник помощи и поддержки в преклонном возрасте. Выкуп - это не покупка жены, не плата за товар, сопоставимая с суммой, уплачиваемой при покупке раба, и тем более попытка родителей нажиться на своей дочери. Скорее его можно назвать справедливым возмещением расходов родителям. К тому же с самого рождения дочери родители начинают копить приданое, которое она уносила в другую семью. Приданое было меньше выкупа.
Выкуп являлся также определённой гарантией того, что с молодой женой муж будет хорошо обращаться. Если муж бросал жену по прихоти, без всякой основательной причины, то есть разводился с женой без её вины, то он терял право получить обратно выкуп, или, по крайней мере, весь выкуп: он мог требовать только одну его половину и лишался навсегда права требовать другую. Более того, постепенно при особо виновном поведении мужа жена могла развестись с ним, возвратиться в родительский дом, а муж терял выкуп. Угроза потери выкупа сильно затрудняла развод для мужа, на новый выкуп у многих мужчин также не было денег.
Наконец, выкуп стимулировал молодых людей повышать своё благосостояние, лучше трудиться. В противном случае мужчине не давали невесту, он считался неполноценным, неуважаемым. Для семьи и родителей это являлось крупнейшим позором, а для юноши - препятствием к обзаведению семьёй и потомством, к материальному благосостоянию, к повышению социального статуса, то есть ко всему тому, что составляет смысл существования человека в обществе.
Более поздним способом заключения брака являлся торжественный обряд с приведением невесты в дом жениха, основанный на свободном соглашении жениха и невесты и на религиозных обрядах. Религиозный обряд установился под влиянием религии. При этой форме заключения брака не было уплаты выкупа или жених вносил символическую сумму. Муж производил из своего имущества предбрачный дар (подарок) семье невесты. Одновременно со стороны жены появилось приданое. Между обеими сторонами происходил обмен дарами приблизительно равной стоимости. По размеру предбрачный дар обычно соответствовало приданому. В случае расторжения брака по вине мужа дарение переходило к жене. Это дарение являлось гарантией жены на случай развода по вине мужа.
Приданым называлось имущество, которое жена или кто-нибудь другой за неё передавал мужу для покрытия расходов на общую семейную жизнь. Обычно отец давал приданое дочери, которое чаще всего состояло из денег и других движимых вещей: домашней утвари, драгоценностей, одежды, иногда рабов, которые были необходимы не только для прислуживания ей лично, но также, чтобы снять с неё обязанность прислуживать мужу. Недвижимые вещи в состав приданого включались реже. После заключения брака приданое переходило в пользование мужа, но оставалось собственностью жены, то есть муж не имел права отчуждать его.
Приданое помогало нести мужу как главе семьи материальные расходы семейной жизни. Установление приданого возвышало жену в доме мужа. Жена, как его помощница, давала со своей стороны, некое имущество для разделения этих забот. Приданое одновременно было наследственной долей дочери в отцовском имуществе и служило жене также содержанием на случай развода. Приданое возвращалось жене в случае смерти мужа или при разводе по инициативе мужа при отсутствии вины жены и при разводе по инициативе жены при виновном поведении мужа. Приданое оставалось у мужа, если развод происходил по причине предосудительного поведения жены. Тем самым приданое до известной степени гарантировало мужа от предосудительного поведения жены. После смерти жены приданое переходило к её детям, а если она умерла бездетной, оно возвращалось её отцу или братьям.
Брак предварялся обручением (помолвкой) или предварительным договором о заключении брака. Обручение состояло в принесении обещаний, что брак будет заключен, и в обсуждении его условий. Стороны договаривались о размере приданого со стороны невесты и размере предбрачного дара со стороны жениха. В случае отказа жениха от заключения брака он терял дар в пользу отца невесты. Отец в случае отказа выдать замуж свою дочь терял приданое. Тем самым отказ от помолвки влёк имущественные потери для стороны, нарушевшей обещание. Активными сторонами в договоре обручения обычно являлись родители, которые нередко решали вопрос о вступлении в брак без ведома детей.
При обручении мог составляться письменный брачный договор, в котором регулировались имущественные вопросы, условия развода. В случае развода без вины жены муж обязывался выплатить солидную штрафную сумму. Тем самым письменный брачный договор затруднял развод для мужчины, защищал права женщины.
Брак считался заключенным не с момента обручения, а с момента торжественного перехода невесты в дом мужа, то есть свадьбы. Порядок торжественного заключения брака складывался постепенно. Например, у евреев брак считался заключённым, когда мужчина в присутствии свидетелей надевал кольцо на указательный палец невесты с намерением заключить брак и произносил слова: «Вот ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше (Моисея) и Израиля». Принятие кольца означало согласие женщины вступить в брак.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 862;