Потомство как цель брака в до - христианском праве
Почти все дохристианское человечество и древнее право видело главную цель брака в потомстве, в рождении и воспитании детей. Это воззрение характерно для древнеиндийского, древнееврейского, древнекитайского, древнегреческого, древнеримского и древнегерманского права. У древних евреев рождение детей являлось религиозной обязанностью, исходя из заповеди Божией: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие, гл. 1, ст. 28). Не женившийся считался у евреев виновным в человекоубийстве.
Целью древнекитайского брака было появление сыновей, продолжающих род и совершающих поклонение умершим предкам. Отсутствие потомства рассматривалось по учению Конфуция как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям. Грек, по словам афинского оратора Демосфена, вступал в брак, чтобы иметь законных детей: «Мы женимся, чтобы иметь законных детей и верного сторожа нашего домашнего имущества». «Гетер мы заводим ради наслаждения, наложниц — ради ежедневных телесных потребностей, тогда как жен мы берем для того, чтобы иметь от них законных детей, а также для того, чтобы иметь в доме верного стража своего имущества» (Демосфен, LIX. 122). Из этого сообщения видно, что афинянин мог обзавестись помимо законной жены еще и рабыней-наложницей. Гетеры были женщинами легкого поведения, но греки искали в общении с ними не столько чисто сексуальных утех, а скорее интеллектуального удовольствия. Такой же взгляд на брак существовал и у римлян. Брак у римлян назывался matrimonium (матримониум), то есть matris munus (буквально обязанность материнства) сущность брака указывает в материнстве. «Для рождения ли детей берёшь жену?», - спрашивал римский цензор заключившего брак гражданина и только после утвердительного ответа признавал его брак как брак законный (matrimonium justum).
Семья в древности заменяла отсутствующее социальное обеспечение по болезни, инвалидности и старости. Бездетные земледельцы и скотоводы в случае болезни, старости или смерти супруга могли совсем разориться. Поэтому бездетность в древности означала величайшее несчастье не только для семьи, но и для общества. В это время была очень высока детская смертность и не были редкостью неурожаи, голод, войны и эпидемии, которые уничтожали целые народы.
Из этой цели брака (потомство) вытекала обязанность вступления в брак, развод в случае бесплодия жены, допустимость многожёнства, внебрачного сожительства для мужчин, конкубинат и левират. Если цель брака - дети, а дети нужны были для защиты отечества и продолжения культа предков, то брак являлся уже не делом свободы, а религиозной и гражданской обязанностью, нарушение которой каралось законами. Следовательно, холостяк совершал двойное преступление и по отношению к предкам, и по отношению к обществу. Как в древней Греции, так и в древнем Риме существовали законы, наказывающие безбрачие. Последними из таких законов были законы императора Августа (см. с. ). В Китае, по представлениям Конфуция, мужчина должен был жениться до 30 лет, а женщина должна была выйти замуж до 20 лет. Государство следило, чтобы эти верхние возрастные пределы не нарушались. С этой целью особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы мужчины, достигшие 30 лет, брали себе в жёны девушек, которым исполнилось 20 лет.
Если целью брака являются дети, то, где нет надежды иметь детей, там нет и брака, и потому бесплодие жены было одним из общепризнанных и едва ли не самым распространённым поводом к разводу в древнем праве. Например, по законам Ману в Индии развод с бесплодной женой по истечении восьми лет был обязателен (ЗМ, IX, 81). Женщины, которые из-за врождённых биологических недостатков не могли родить детей, представлялись обществу бесполезными и даже вредными, проклятыми богами.
В целях обеспечения потомства древнее право разрешало полигамию - многобрачие в форме полигинии - многоженства, внебрачное сожительство мужа с рабынями-наложницами и конкубинат - в римском праве - регулировавшееся законом внебрачное сожительство мужчины и женщины с намерением установить брачные отношения.Для продолжения рода допускалось внебрачное сожительство (наложничество) мужа с рабынями - наложницами.
Наложница не могла равнять себя с женой, не разделяла сословный статус мужчины, могла быть удалена из дома и от сожительства без всяких формальностей, без разводного письма. Дети наложницы не получали наследства отца, а только подарки. Мужу разрешалось держать наложниц и для удовлетворения своих сексуальных желаний (похоти) в часы досуга. Наложничество может сочетаться и с моногамией и с полигамией.
Чтобы обеспечить мужу потомство, древние законы не останавливались даже перед такими, по-видимому, непреодолимыми препятствиями, как бесплодие самого мужа и даже его смерть. В таком случае прибегали к левирату. Левират (от лат. Ievir - брат мужа, деверь) - это вторичный брак вдовы с братом её умершего бездетным мужа. Левират существовал у древних евреев, индийцев. Брак на жене брата был у евреев строго воспрещен, но когда было нужно дать потомство умершему брату, отказ от такого брака считался бесчестным делом.
«Если братья живут вместе, и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её (младший брат умершего мужа) должен войти к ней и взять её себе в жены, и жить с нею. И первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле».
Левират предусматривал обязанность мужчины «восстановить семя» безвременно умершему из жизни брату и не оставившему после себя потомства, женившись на его вдове и тем, обеспечивая покойному частичное выживание в детях его жены. Если от этого брака родится сын, он должен быть назван именем умершего брата, считался ребёнком покойного мужа и рассматривался как наследник бесплодного мужа. Левират объясняется стремлением не допустить прекращения рода по мужской линии, прежде всего из религиозных соображений, чтобы не забывалось почитание умерших предков.
При бесплодности живого мужа и отсутствия по этой причине детей желанное потомство могло быть получено путем половой связи жены с каким-нибудь родственником мужа (например, братом). Это было возможно только с согласия бездетного мужа и только для рождения сына. Так было в Индии и у древних греков.
Левират имел место и в том случае, когда у вдовы были дети. На ней должен был жениться брат или другой родственник умершего по мужской линии с целью содержания вдовы и оставшихся детей родича. Материальные ресурсы государства не позволяли осуществлять функции по социальному обеспечению вдов и сирот. Согласие овдовевшей вдовы обычно не требовалось, а предполагалось, так как за неё был уплачен выкуп. Возвращение вдовы в семью отца, рассматривалось как развод. В этом случае её родственники обязаны были возвратить полученный выкуп, что представляло значительные трудности. Мужем вдовы становился неженатый деверь, который без необходимости уплаты выкупа создавал семью. Её мужем мог также стать и женатый деверь при признании полигинии.
Формы брака
Истории известны различные формы брака. Формами брака являются моногамия (от греч. «monos» - «один» и «gamos» - «брак») - единобрачие, брак одного мужчины с одной женщиной и полигамия (от греч. «poly» - «много» и «gamos» - «брак») - многобрачие, форма брака, разрешающая иметь более одного супруга. Полигамные браки бывают двух видов: полигиния (многоженство) и полиандрия (от греч. «poly» - «много» и «andros» - «муж») многомужество, форма полигамии, брак одной женщины с более чем с одним мужчиной. Полиандрия встречается очень редко, при нехватке женщин.
Среди полигамных браков наибольшее распространение имела полигиния - форма полигамии, брак одного мужчины с двумя и более женщинами. Причин многоженства несколько: это бездетность первой жены, иногда отсутствие сыновей, тяжёлая болезнь жены, стремление увеличить число работников в семье, желание мужчин повысить свой социальный статус (у многих народов количество жён служит важным мерилом богатства и высокого общественного положения), желание вступить в дружеские отношения с возможно большим числом влиятельных семей (родов) с целью расширения своего влияния, а именно брак является одним из надежнейших средств к установлению такого дружеского общения.
Многожёнство может быть полезно с демографической точки зрения, чтобы все женщины, вне зависимости от того, сколько мужчин погибнут, смогли произвести потомство. Это могли быть условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов, нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе, превосходит число мужчин. Наконец, физиологические особенности мужчины, выраженные в повышенной сексуальной активности, при условии достаточного материального обеспечения им двух или нескольких семей допускали многожёнство.
Большинство народов благосклонно относилось к полигинии. Тем не менее большинство народов жило и живёт в моногамии даже там, где многожёнство считалось более престижным, чем моногамия. Лишь меньшинство мужчин, обыкновенно богатых и знатных, имеет несколько жен, в то время как большинство вынуждено ограничиться одной женой, а некоторые остаются холостыми. Причинами преобладания моногамных браков являются:
1. Нехватка женщин. Число женщин в определённой группе в силу естественно воспроизводимого баланса полов не может существенно превышать число мужчин. В большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1. В случае полигинии число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих несколько жён. Только при каких-то чрезвычайных обстоятельствах (например, война) и на короткие промежутки времени число незамужних женщин и вдов превосходит число мужчин.
2. Моногамные браки оказываются более жизнеспособными по экономическим причинам. Лишь небольшое число энергичных и успешных мужчин оказываются в состоянии успешно содержать две семьи. Полигиния ограничивается семьями мужчин с особо большим богатством и высоким статусом, которые обладают необходимым для содержания нескольких семей достатком. К тому же лишь зажиточные мужчины были в состоянии уплатить весьма существенный выкуп родителям невесты при вступлении в брак.
3. Полигинные семьи создают конфликты среди жен, вырастающими на почве сексуальной ревности или распределения женских работ на дому. Еврейские раввины (учителя) справедливо отмечали: «Природа человека такова, что если у него две жены, одна из них всегда более любима, а другая - менее», то есть чувства неподвластны человеческому контролю. Для предотвращения конфликтов между женами-соперницами применялись следующие меры: а) каждая жена, как правило, живет в отдельном жилище и заботится только о нем; б) придание одной из жен (как правило, той, с кем брак был заключен первым) более высокого социального статуса с передачей ей функций общего надзора за выполнением женских работ по дому; выбор «главной» или «старшей» жены был единственным средством достигнуть внутреннего мира и спокойствия; в) проблема сексуальной ревности обычно смягчается через нормативное требование к мужу иметь половые сношения с жёнами в порядке очередности и вообще ему рекомендуется распределять любые знаки внимания поровну между всеми.
Например, если муж покупает одной супруге платье за 5 тыс. рублей, то и вторая супруга должна получит аналогичный подарок - необязательно такое же платье, но сумма должна быть равной. Если подарок окажется дешевле, то оставшаяся часть суммы отдаётся деньгами.
4. Религиозный характер, какой со временем приобрел институт брака. Жена равного положения с мужем приобщалась к культу предков. Только первая жена стала равной мужу, так как только она была допущена к участию в выполнении самых священных обязанностей, связанных с семейным культом. Это была самая старшая по возрасту жена.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 1145;