Основные источники иудейского права
В силу того, что иудейская религия признает в качестве священных книг только книги Ветхого Завета, последний зачастую называют «еврейской Библией».
В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета делятся на три части. В первую группу входят книги Моисея, центральное место отводится законам и правилам жизни иудеев. Эту группу чаще называют Пятикнижьем Моисея или же Торой. Традиционно Тора выступает самостоятельным источником права.
Во вторую группу священных книг иудеи относят ранние и более поздние книги пророков. Иудейское название этой группы книг – Небиим. К третьей группе книг относятся все остальные книги под общим названием – Кетубим.
Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, в исследовательской литературе нередко называют «Законами Завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию исходивших от иудейского Бога Яхве, фактически является пророк Моисей.
Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. Разными авторами он определяется по-разному, однако общим для всех представлением о Талмуде как источнике иудейского права является то, что он, будучи собранием древних священных писаний, относящихся к периоду с 4 века до н.э. по 5 век н.э., содержит в себе не только тексты этих писаний, но и тексты их раввинских толкователей. В системе норм и догматов иудейского права, по мнению исследователей, им придается гораздо большее значение, чем первым.
Важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семенных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского общества, ритуальных жертвоприношений.
Особую значимость имеет такой необычный для других правовых систем источник, как «наследие»: констатируется факт перехода от одного поколения к другому сложившихся в течение всего периода жизни иудейского общества религиозных, культурных, национальных, этических, общесоциальных и др. обыкновений – феноменов, оказывающих влияние на процесс формирования и развития иудейского права. В некоторых изданиях к этому дополняется, что в библейском смысле под «наследием» понимается также: 1) «богоизбранный народ»; 2) израильтяне и 3) христианская церковь.
Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина, которая понимается в самом широком смысле: и как писания богословов, и как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных бибилейских положений и текстов. На ранних стадиях развития иудейского права она играла решающую роль, т.к. государство и другие социальные структуры не играли решающей роли в процессе формирования норм иудейского права и институтов. Эту роль выполняли труды ученых-богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей и правоприменителей.
По мере развития иудейского права важность доктрины как источника права значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов. Однако доктрина как источник права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израильского светского права(например, доктриной «благоразумия»), продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль.
Контрольные вопросы:
1. Как соотносятся друг с другом источники мусульманского права?
2. В чем проявляется интерпретационная деятельность мусульманских судей?
3. Каковы особенности классического индусского права?
4. Какие главные изменения произошли в индусском праве в современный период?
5. Каковы главные принципы иудейского права?
Список рекомендуемой литературы:
Основная:
1. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. – М.: ООО «Городец-издат», 2002, с. 897-1033.
2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003, с. 296-320.
Дополнительная:
Ан-Наим А.А. На пути к исламской реформации. - М.: Фонд Андрея Сахарова, 1999.
Ан-Наим А.А. Предпосылки религиозных прав человека в исламе // Права человека и религия. Хрестоматия. - М.: Библейско-богословский институт им. ап. Андрея, 2001.
Бобровников ВО. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. -М.: Восточная литература, 2002.
Дурга Дас Басу. Основы конституционного права Индии. М., 1986.
Законы Ману. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. - М.: Леном, 1999.
Коран. - М: Физкультура и спорт, 1990.
Краснянский В.Э. Классификация правовых систем // Правоведение. 1969. № 5.
Крашенинникова Н.А. Индусское право: История и современность. М., 1982.
Куценков А.А. Эволюция индийской касты. М., 1983.
Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. - М.: Высшая школа экономики, 2002. Гл. 6, 7, 9, 10.
Мисроков З.Х. Адат и Шариат в российской правовой системе: Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе. - М.: МГУ, 2002.
Муромцев Г.И. Конституции арабских государств. М., 1982.
Мусульманское право (структура и основные институты). - М.: Юридическая литература, 1984.
Мусульманское право. Шариат и суд. Ташкент, 1911.
Пелевин М.С. Брачно-семейное и наследственное право Исламской Республики Иран.-СПб.: СПбГУ, 1998.
Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник под ред. А.Я. Сухарева. - М.: Норма, 2003.
РодионовМ.А. Ислам классический. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.
Саидов А.Х. Юридическая география мира. М., 1993.
Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. - М.: Институт государства и права РАН, 1997.
Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман правом личного статуса. - СПб.: СПбГУАП, 2000.
Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004, с. 118-147.
Тема 7:
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 714;