Возникновение и развитие библиографии как области деятельности. Ее определение.
Основы теории библиографической информации, изложенные в предыдущем разделе, содержат в себе все предпосылки, необходимые для перехода к рассмотрению более широкого по объему и значительно более сложного по содержанию феномена – библиографическая деятельность.
Как мы уже знаем, исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, вместе с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли “инвентари”, “описи”, “реестры” книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным. Так, в России лишь в XIX в. библиографы становятся действительно профессионалами, хотя еще одиночками. Черты массовой профессии библиографическая деятельность в нашей стране приобрела только в советский период, главным образом в рамках библиотечного дела и книжной торговли.
В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи и функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Деятельность по созданию библиографической информации начинает отделяться от деятельности по доведению библиографической информации до потребителей. Тем самым разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание. Возникает необходимость обобщения опыта, научной разработки теоретических основ, конкретной методики библиографической работы, истории библиографии, затем профессиональной подготовки (обучения) библиографических кадров и, наконец, организационного управления библиографической деятельностью. Так, наряду с непосредственной или практической библиографической деятельностью (созданием и доведением до потребителей библиографической информации) формируются производные от нее, сопутствующие ей разновидности деятельности: научно-исследовательская, педагогическая, управленческая.
Вместе с тем библиографической деятельностью (созданием библиографической информации в виде ссылок на литературу, обзоров, списков использованных источников и т. п.) многие люди – ученые, писатели, журналисты – продолжают заниматься непрофессионально. По существу, почти каждый, кто ведет научную работу и пишет книги, попутно создает и библиографическую информацию, которая играет немаловажную роль в библиографическом обеспечении общества.
Следовательно, и сейчас следует различать профессиональную и непрофессиональную сферы библиографической деятельности.
Определение библиографии как области деятельности. Как уже отмечалось, термин “библиография” многозначен. В отечественном библиографоведении с конца 60-х гг. XX в., в связи с подготовкой первого государственного стандарта на библиографическую терминологию и проникновением в библиографическую науку идей системного и деятельностного подходов, преобладающим стало представление о библиографии как области деятельности. В первых двух стандартах на библиографическую терминологию (ГОСТ 16418 – 70 и ГОСТ 7.0 – 77) термин “библиография” был использован для обозначения практической библиографической деятельности. В ГОСТ 7.0 – 77 библиография определялась как “область научно-практической деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации в целях воздействия на использование произведений печати в обществе”.
В результате термины “библиография” и “библиографическая деятельность” оказались синонимами. Чтобы убедиться в этом, достаточно в приведенном определении заменить определяемое понятие “библиография” на “библиографическую деятельность”. В этом случае отношение определяемой и определяющей частей определения станет логически даже более строгим и точным. Именно из-за этой тождественности понятий “библиография” и “библиографическая деятельность” второй термин был исключен из ГОСТ 7.0 –77.
Между тем деятельностный смысл гораздо лучше передается термином “библиографическая деятельность”. Термин “библиография” этого смысла в явном виде не содержит и поэтому не содействует его восприятию. Многие специалисты (и неспециалисты) в нашей стране и, особенно за рубежом до сих пор в таком смысле термин “библиография” не воспринимают.
В качестве частных недостатков определения можно отметить, что последняя его часть (“в целях воздействия на использование произведений печати в обществе”) не является необходимой, так как ее смысл уже содержится в понятии “библиографическая информация”. Это легко обнаруживается, если в определении заменить “библиографическую информацию” ее собственным определением. Кроме того, здесь содержится указание на “произведение печати”, что сужает круг документальных объектов библиографической деятельности. Поэтому к определению в ГОСТе дано примечание, разъясняющее, что библиография имеет дело не только с произведениями печати, но и с рукописными книгами, диссертациями, депонированными рукописями и другими материалами. В итоге получается, что утверждение основного определения опровергается в примечании к нему. Произошло это потому, что составители стандарта отказались от предложения использовать вместо “произведений печати” более широкое понятие – “документ”.
В итоге многих лет действия в стране первых двух стандартов на библиографическую терминологию так и не удалось добиться общего признания установленной ими однозначности термина “библиография”. Многие издательства продолжали выпускать библиографические пособия, озаглавленные “Библиография...” [см., например, 59, с. 80]. Всесоюзная книжная палата (разработчик первых двух стандартов) продолжала издавать свой указатель библиографической продукции страны под названием “Библиография российской библиографии”. Наконец, стандарты на библиографическое описание (ГОСТ 7.1 – 76 и ГОСТ 7.1 – 84), вступая в противоречие с терминологическим стандартом, предписывают сообщать о наличии прикнижных списков литературы в форме: “Библиогр.: с. ...”.
Учитывая сказанное, составители следующего терминологического стандарта – ГОСТ 7.0 – 84, пришли к следующим решениям.
1. Дать этому стандарту название: “Библиографическая деятельность. Основные термины и определения”, поскольку термин “библиографическая деятельность” более правильно, однозначно и всем понятно обозначает то самое содержание, которое в ГОСТ 7.0 – 77 обозначалось термином “библиография”. Кроме того, новое название и по смыслу и по своей терминологической конструкции органично включается в систему основных терминологических стандартов по научно-технической информации, библиотечному и издательскому делу (система СИБИД): “Библиотечное дело”, “Научно-информационная деятельность” и, наконец, “Библиографическая деятельность”.
2. Термин “библиография” (ввиду его пока неустранимой многозначности, отсутствия единого и общепринятого толкования) из стандарта исключить, что не означает ни отказа от него, ни его недооценки как основы, из которой выросла вся библиографическая терминосистема. Просто жесткая регламентация его значения на уровне государственного стандарта была признана преждевременной.
Таким образом, ГОСТ 7.0 – 84, как это следует из его названия, охватывает основную терминологию практической библиографической деятельности. Сама библиографическая деятельность определена в нем как “область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации”. В этом определении:
– впервые в качестве ближайшего родового понятия использована “информационная деятельность”. Точнее было бы “документально-информационная деятельность”, с тем, чтобы не выходить за пределы системы документальных коммуникаций, но этот новый термин составителям стандарта отстоять не удалось. Поэтому необходимо пояснить, что в рамках данной терминосистемы под информационной деятельностью понимается деятельность по всестороннему обеспечению (выявлению, удовлетворению и формированию) информационных потребностей, включающая создание, обработку, хранение, поиск и распространение документарно фиксированной информации, осуществляемая в любых целях (научно-вспомогательных, профессионально-производственных, образовательных, воспитательных и др.) всеми общественными институтами в системе документальных коммуникаций;
– функциональная сущность библиографической деятельности раскрыта указанием на ее главную общественную цель, а не посредством перечисления ее процессов (как это сделано, например, в приведенном выше определении “библиографии” в ГОСТ 7.0 – 77).
В последующие годы наблюдалось стремление найти термину “библиография” логически оправданное место в системе библиографической терминологии, т. е. придать ему значение, не совпадающее со значениями любых других, производных от него терминов. В настоящем учебнике предлагается использовать термин “библиография” в максимально широком смысле, охватывающем непосредственную библиографическую (практическую) и производные от нее виды деятельности, прежде всего научно-исследовательную, а также учебно-воспитательную (подготовку кадров) и организационно-управленческую. В этом значении “библиография” может быть определена как система различных видов деятельности (практической, научно-исследовательской, учебной, управленческой), обеспечивающая функционирование библиографической информации в обществе.
Более широкий, чем прежде, смысл этой формулировки очевиден, так как обеспечивать общественное функционирование библиографической информации – значит не только создавать ее и доводить до потребителей, т. е. непосредственно заниматься библиографической деятельностью, но и изучать эту деятельность, обобщать опыт, разрабатывать ее научные основы, готовить соответствующие кадры, организационно управлять всеми названными процессами.
При таком подходе:
– появляется возможность, не отрицая существенных различий между библиографической деятельностью и библиографоведением, терминологически подчеркнуть единство библиографической науки и практики;
– термин “библиография”, возглавляя и объединяя систему библиографической терминологии, не совпадает по смыслу ни с одним из элементов этой системы. В частности, устраняется тождественность понятий “библиография” и “библиографическая деятельность”;
– значительно расширяются и обогащаются возможности системного осмысления библиографии, поскольку все ее проявления с самого начала организуются в единое целое, состоящее из ряда взаимосвязанных самостоятельных подсистем.
Между тем, в последнем (ныне действующем) ГОСТ 7.0 – 99 появилось определение, утверждающее, что библиография – это “информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распрастранение и использование библиографической информации”.
В этом определении, во-первых, содержится отказ от общей деятельностной квалификации библиографии как общественного явления. Место деятельности заняла “инфраструктура”.
Во-вторых, вновь из состава библиографии исключено библиографоведение.
Наконец, в-третьих (и это главное), определение содержит как бы заявку на новую “инфраструктурную” общебиблиографическую концепцию библиографии. Сделано это совершенно неожиданно, поскольку в специальной литературе этот подход до появления ГОСТа не выдвигался и не обосновывался. И на протяжении восьми лет, истекших после принятия ГОСТ 7.0 – 99, никто из известных библиографоведов об этой новации публично не вспоминал, кроме безоценочных упоминаний в учебных пособиях М.Г. Вохрышевой и И.Г. Моргенштерна [1, с 11 – 12; 3, с.14].
Таким образом, если оставить пока в стороне инфраструктуру, то в современном библиографоведении давно существуют две основные точки зрения на “библиографию” как научное понятие: более узкая и более широкая. Обе точки зрения имеют право на существование. Более того, между ними нет принципиальных различий, поскольку обе они опираются на одинаковый подход к общей квалификации библиографии как деятельности. Речь идет, по существу, только о разногласиях по поводу объема основного библиографического понятия и его определения. Будущее покажет, какой подход окажется более жизнеспособным.
Принципиальная схема функционирования библиографии в системе документальных коммуникаций. Исходя из всего сказанного, такая схема может быть представлена следующим образом (рис. 9).
Обратная связь
Рис. 9
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 3445;