Как научное понятие.
Структуру системной целостности СДК как научного понятия образуют четыре основных понятийных элемента: коммуникация, информация, потребитель информации, документ.
Прежде всего необходимо уточнить, в каких значениях используются эти понятия в контексте учебника.
Коммуникация – это широко используемое в современной науке, содержательно очень богатое общенаучное понятие (почти философская категория), охватывающее все формы сообщения (наземные, воздушные, водные и др.), любые акты общения, связи, способы обмена информацией между двумя и более лицами, процессы сообщения информации с помощью средств массовых коммуникаций (печать, радио, телевидение, кинематограф и т. д.) численно большим аудиториям.
Учитывая сказанное можно предложить следующее максимально общее определение: коммуникация – это связь между объектами, осуществляемая посредством движения. Или совсем кратко: коммуникация есть связь посредством движения.
Информация – понятие, обладающее в современной науке вполне заслуженным статусом философской категории.
В 40-х годах ХХ в. основатель кибернетики Н. Винер предложил первое, максимально простое, почти шутливое определение: “Информация есть информация, а не вещество и не энергия” [18, с. 201].
В дальнейшем в специальной литературе был предложен целый ряд уже вполне философских определений информации, например: содержание сигнала, отраженное разнообразие, снятая неопределенность и др.
Вместе с тем появились описательно-технологические, нарочито усложненные определения информации, например: “Фундаментальный, генерализационно-единый, безначально-бесконечный законопроцесс резонансно-сотового, частотно-квантового и нунсингулярного самоотношения, самоотражения, отношения, взаимодействия, взаимопревращения, взаимосохранения (в пространстве и во времени) энергии и движения на основе материализации и дематериализации в вакуумосферах и материосферах Вселенной” [103, с. 33].
Очевидно, что такого рода трактовки понятия “информация” трудно использовать применительно к библиографии. Поэтому в учебнике сначала понятие информации сужено до социальной информации, для определения которой взята формулировка, использованная в § 2 главы первой при характеристике когнитографической концепции библиографии: “информация – это передаваемое и/или воспринимаемое знание” (см. с.22). Именно в таком значении термин “информация” используется в учебнике.
Потребитель информации – человек или коллектив, пользующиеся различными источниками информации в любых целях (научных, производственных, творческих, учебных и др.).
Документ.Сегодня можно констатировать, что благодаря усилиям целого ряда ученых в отечественном библиографоведении прочно утвердилось в качестве одного из наиболее общих (исходных) и фундаментальных понятие документ.
Прежде всего, следует иметь в виду две основные стороны документа – его идеальное содержание и его материальную форму. В рамках библиографической терминологии обе стороны важны, поэтому и в определении документа они должны присутствовать. Иначе говоря, возникает необходимость иметь две формулировки определения документа, выражающих один и тот же смысл, но с разных сторон: во-первых, со стороны содержания документа, во-вторых, со стороны его формы. Вот эти формулировки:
1. Со стороны содержания: документ – это некоторая социальная информация, зафиксированная (закрепленная) человеком на некотором материальном носителе, в целях ее хранения, распространения и использования.
2. Со стороны формы: документ – это некоторый материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) некоторая социальная информация в целях ее хранения, распространения и использования.
Учитывая все сказанное, вполне понятен интерес, проявляемый специалистами к системе терминологических производных от “документа”. По этому поводу существуют разные точки зрения. Так, например, известный библиотековед Ю.Н. Столяров предлагает договориться об использовании двух основных терминологических производных – документный (состоящий из документов) и документальный (основанный на документах, подтвержденный документами [86, с. 151 – 152].
В настоящем учебнике (в отличие от двухэлементной системы Ю.Н. Столярова) используются четыре основных терминологических производных от “документа” в следующих значениях:
– во-первых, документный в смысле, предложенном Ю.Н. Столяровым, т.е. состоящий из документов;
– во-вторых, документированный (а не документальный, как у Ю.Н. Столярова) в смысле основанный на документах. Сравните: “хорошо документированная статья” и “хорошая документальная статья”. Разве не ясно, что в первом случае нужный смысл терминологически передан значительнее точнее и понятнее;
– в-третьих, документарный, т. е. существующий, функционирующий, зафиксированный в форме документа. Например, документарная информация.
– в-четвертых, документальный как наиболее широкий, обобщающий по отношению к предыдущим случаям терминоэлемент, с помощью которого образуются общие понятия, абстрактно отражающие любые отношения к документу, т. е. нечто, функционирующее в какой-то связи с документами: на основе, при помощи, посредством, в форме документов и т. д. Иначе говоря, все то более общее, что своим объемом и содержание не укладывается в смысловые рамки трех предложенных выше значений, может быть терминологически обозначено как “документальное”. Например, в библиотеке документным является ее фонд, документированной – библиографическая продукция библиотеки, документарным – информационное содержание той же продукции (документарная библиографическая информация) или часть ответов на запросы читателей (письменные справки), а сама библиотека, взятая в целом, – это документальная система, которая в свою очередь выступает в качестве компонента системы документальных коммуникаций.
Эта четырехэлементная система терминологических производных от “документа” по возможности последовательно используется в ходе изложения материала в учебнике.
Теперь, зная определения основных четырех понятий, выступающих в качестве элементов логической понятийной структуры СДК, можно эту структуру описать с помощью последовательного дихотомического деления объема исходного понятия “коммуникация”. Эта классификационная схема выглядит следующим образом:
Рис. 1 Логическая структура понятия “система документальных коммуникаций”
Коммуникации на первом уровне деления распадаются на социальные и несоциальные. Социальные коммуникации – это коммуникации в человеческом обществе, осуществляемые людьми и между людьми.
Несоциальные коммуникации – это коммуникации в животном мире и в неживой природе.
Социальные коммуникации, в свою очередь (второй уровень деления), могут быть информационными и неинформационными.
Информационные социальные коммуникации – это, в сущности, способ духовного общения между людьми, форма идеальных (в отличие от материальных, вещественных) связей в человеческом обществе.
Неинформационные социальные коммуникации – это главным образом материальные (вещественные) средства сообщения, например, все виды транспорта.
Наконец, информационные социальные коммуникации (третий уровень) могут быть документальными и недокументальными. В первом случае это такие информационные социальные коммуникации, которые осуществляются с помощью (посредством) документов.
Недокументальные информационные социальные коммуникации осуществляются без (помимо) документов. Это, например, непосредственное устное общение между людьми.
Теперь, если двигаться в обратном направлении от частного к общему, мы приходим к терминологически полной формулировке рассматриваемого понятия: документально – информационно – социальные коммуникации. Включение в эту формулировку слова “система” означает, что данный объект рассматривается с позиций системного подхода и субъективно априорно квалифицируется в качестве некоторой системной целостности, что, однако, не означает, что такая целостность обязательно свойственна ему в действительности.
Таким образом, “система документальных коммуникаций” – это просто краткая форма (и ничего более), которая подразумевает научное понятие “система документально – информационно – социальных коммуникаций”.
Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 958;