Перевозочный (транспортный) процесс
Перевозочный процесс включает в себя три основных элемента:
· начальную операцию в пункте отправления;
· перемещение объекта перевозки из пункта отправления в пункт назначения;
· конечную операцию в пункте назначения.
В состав первого элемента обычно входит подача ПС под погрузку, собственно погрузка, документальное оформление перевозки и некоторые другие операции. Третий элемент – это то же, но только операции связаны с разгрузкой ПС.
Второй элемент перевозочного процесса, пожалуй, наиболее сложный и продолжительный. Он может быть простым (без длительных остановок) и сложным (с дополнительными операциями, такими как: догрузка, переформирование составов поезда, перецепка тягача и др.). Перевозка объекта значительно усложняется, если в этом процессе учувствуют не один, а несколько видов транспорта (как правило, не более трех). В отличие от перевозки в прямом сообщении, когда доставка объекта осуществляется одним видом транспорта, такая доставка получила наименование смешанного сообщения.
При смешанных перевозках доставка груза осуществляется последовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой.
При смене вида транспорта резко увеличивается число промежуточных операций (перегрузок). Так, например, перевозка груза в смешанном сообщении двумя видами транспорта будет иметь как минимум семь элементов, из них три операции движения и четыре начальных и конечных (в случае, если перегрузка идет по прямому варианту, т. е. минуя склад). Следует отметить, что перегрузка по прямому варианту всегда более эффективна с точки зрения ускорения доставки груза и использования ТС. Если же перегрузка идет через склад, то в рассматриваемом перевозочном процессе будет насчитываться уже девять элементов, из них три операции движения и шесть начальных и конечных.
Прямое сообщение, как правило, предпочтительнее. Исключение составляют случаи, когда оно не обеспечивает ускорения доставки груза из-за резко отличающейся детальности перевозки или эксплуатационных затруднений. В любом случае выбор схемы доставки объекта перевозки должен иметь технико-экономическое обоснование.
Статистика показывает, большинство грузовых перевозок осуществляется с участием двух и более видов транспорта. Так, железнодорожный транспорт при взаимодействии с автомобильным перевозит примерно 35% всех грузов. 80% грузовых потоков железнодорожного транспорта зарождается и погашается на подъездных путях предприятий, т. е. на промышленном транспорте. Морской транспорт выполняет свыше 90% перевозок при участии железнодорожного в смешанном железнодорожно-морском сообщении и в прямом водном сообщении с участием речного транспорта. Внутренний водный транспорт также почти 90% всего объема перевозок выполняет с участием других видов транспорта (железнодорожного, автомобильного и морского) и только 10–15% – между пунктами отправления и назначения, расположенными на речных путях.
Причиной столь широкого развития смешанных сообщений является, прежде всего, тот факт, что из всех универсальных видов транспорта только автомобильный может выполнять перевозки "от двери до двери". Железнодорожный и водный транспорт имеют эту возможность лишь при наличии соответственно подъездных железнодорожных путей и причалов у каждого клиента. В основном же железнодорожный и водный транспорт выполняют перевозки как магистральные виды транспорта, а смежные виды транспорта участвуют в перевозке как подвозящие к магистральному или вывозящие от него.
Несмотря на достаточно широкое развитие смешанных перевозок, в транспортной системе только относительно небольшая их часть учитывается статистикой как фактически смешанные и именуется "прямыми смешанными перевозками". Прямые смешанные перевозки оформляются одним перевозочным документом – накладной на весь путь следования, например железнодорожным и речным транспортом. При этом от клиентуры не требуется переоформления документов, сокращаются сроки хранения грузов в пунктах перевалки. Большая же часть фактически смешанных перевозок оформляется раздельными документами и формально не считается смешанными.
2.6 Социально-экономические и экологические последствия автомобилизации
Перемещение людей и грузов является важнейшей социальной функцией жизнеобеспечения. В современных условиях она реализуется преимущественно путем применения автомототранспортных средств и тракторов, обладающих высочайшей автономностью передвижения в сравнении с другими видами транспорта. Использование транспортных средств существенно сокращает затраты общественно-полезного времени и способствует оптимизации социальной инфраструктуры. Например, развитие автомобильного транспорта и соответствующей ему дорожной сети значительно упрощает ресурсное обеспечение малых населенных пунктов, уменьшает приток сельского населения в города, позволяет гибко и рационально использовать трудовые и материальные резервы того или иного региона. В настоящее время именно низкий уровень автомобилизации и несовершенство структуры автомобильного парка России являются важнейшими препятствиями развития мелкотоварного производства, торговли, сельского хозяйства и других отраслей экономики.
Нельзя не считаться и с социально-психологическим влиянием автомобильного транспорта. По оценкам автора, до 40 % жителей крупных городов не испытывают острой потребности в собственных автомобилях, как безальтернативном и практичном средстве передвижения, и вполне могли бы обойтись общественным транспортом. Однако для современного человека автомобиль - это не просто утилитарный механизм, но и средство самовыражения, самоутверждения, расширения кругозора, реализации эстетических взглядов и творческих наклонностей. В обладании автомобилем и в его использовании во многих случаях наблюдается элемент игры. Вполне естественно, что автомобиль не только облегчает существование человека, но и одновременно повышает для него порог определенных материальных и морально-физиологических издержек, может оказать отрицательное влияние на характер и свойства личности. Владельцы дорогих автомобилей нередко испытывают чувство превосходства над другими не только из-за обладания престижными средствами передвижения, но и от возможности реализовать их скоростные и динамические качества непосредственно в процессе дорожного движения. С другой стороны, в общественном сознании происходит процесс ассоциативного соединения индивида с принадлежащим ему автомобилем, мощь и технические достоинства которого связываются с возможностями владельца.
1. В настоящее время в России идет интенсивное увеличение парка автомототранспортных средств. Однако рост численности ТС, их скорости и массы сопровождается практически неизбежным следствием - дорожно-транспортными происшествиями,каждое из которых индивидуально по характеру и последствиям, но в совокупности обнаруживает общие черты, позволяющие рассматривать их как явление – дорожно-транспортную аварийность (ДТА).
Статистические данные о ДТА и тенденциях ее изменения являются общепризнанными показателями экономического потенциала и уровня благосостояния граждан. Чем выше относительные показатели ДТА, тем ниже уровни социальной защищенности и транспортной дисциплины населения. Естественно, что ни одна страна не избегает потерь (человеческих и материальных) из-за ДТА. Но их масштабы, соотнесенные с уровнем развития автомобилизации, различны. В России качество решения проблемы ДТА существенно ниже мирового уровня. В расчете на 10 тыс. единиц транспорта у нас происходит в несколько раз больше ДТП, чем в развитых странах Европы и Америки. Каждые сутки на дорогах Российской Федерации погибают более 80 и получают ранения около 470 человек. Ежегодно в результате ДТП получают повреждения свыше 700 тыс. автомобилей и других транспортных средств. Потери рабочего времени, обусловленные только лишь непосредственным ущербом от ДТП и затратами на компенсацию их последствий, составляют более 200 млн. человеко-дней в год. Из общего числа смертельно травмированных 70 % составляют лица трудоспособного возраста, около 18% пострадавших становятся инвалидами. При этом до 20 % водителей ТС скрываются с мест происшествий.
2. Автомобилизация порождает и другие неблагоприятные условия, в том числе и чисто социальные. Например, рост преступности, обусловленный автомобилизацией. Кражи автомототранспортных средств и из них по количеству занимают второе место после квартирных краж. В значительной мере этот процесс обусловлен высокой стоимостью ТС, их деталей и оборудования. На этой почве получили развитие нелегальный автомобильный бизнес и связанные с ним мошенничество, вымогательство, бандитизм. За последнее пятилетие ежегодно официально регистрируется несколько тысяч разбойных нападений на водителей и пассажиров ТС, в том числе около 1,5 тыс. с применением огнестрельного оружия. Однако латентность такого рода преступлений, по нашим оценкам, составляла на различных автомобильных дорогах от 80 до 95 %. Существенно возросло число случаев активного противодействия преступников сотрудникам ДПС и других служб милиции. Характерной особенностью преступных посягательств на автотранспортные средства является их чрезвычайно низкая раскрываемость, что порождает у населения устойчивые представления о неспособности правоохранительных органов противостоять преступности.
Это далеко не полный перечень неблагоприятных последствий автомобилизации. Многие из них, конечно же, носят универсальный характер и не являются специфичными для сферы дорожного движения. К тому же очередность решения указанных проблем, к сожалению, зависит от того, удается ли прогнозировать тот или иной процесс. Например, в настоящее время наиболее весомым из них признается ДТА. Однако многие эксперты из западноевропейских стран и США полагают, что совокупные потери от вредного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду в 2-2,5 раза превышают ущерб от ДТА.
3. Существенным фактором отрицательного воздействия автомобильного транспорта являетсяхимическое, тепловое, шумовое, вибрационное и электромагнитное загрязнение окружающей среды. Его удельный вес как источника вредного антропогенного воздействия постепенно увеличивается и в городах доходит до 80 %. За последние два десятилетия средняя величина суточного объема выбросов вредных веществ в атмосферу от автомобилей в расчете на одного жителя страны увеличилась в три раза. Причем в крупных промышленных центрах загрязнение воздушного бассейна на порядок выше, чем в сельской местности и на два порядка выше, чем над океаном. На центральных магистралях городов допустимая норма содержания вредных веществ в воздухе (3 мг/м3) превышается в десятки и сотни раз. Причем это не только компоненты отработавших газов автомобильных двигателей, но и твердые частицы, в том числе токсичные резиновая и металлическая пыль.
Вряд ли требуются доказательства глобального влияния на тепловой баланс планеты сотен миллионов ТС.
Примерные направления организации работ по защите окружающей среды городов от негативных последствий автомобилизации следующие: в градостроительстве – оптимальное размещение производства, транспортная планировка городов, планировка жилых массивов и зданий; при организации перевозок и движения – рациональная структура парка, оптимизация маршрутов; в системе автомобиль–водитель–дорога – обучение рациональным приемам движения, совершенствование конструкций и технического состояния автомобилей.
Необходимо применение ресурсосберегающих и безотходных технологий при ремонте, тем более что в нашей стране при принятой системе капитального ремонта требуется вдвое больше материалов, чем за рубежом. Насущной необходимостью является развитие системы контроля, слежения и оценки изменения состояния окружающей среды под влиянием человеческой деятельности, т. е. широкое распространение системы мониторинга окружающей среды.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 3136;