Научные революции как перестройка оснований науки
Главными компонентами научных революций являются исследовательские стратегии, идеалы и методы.
Научные революции возможны благодаря междисциплинарным воздействиям, основанным на переносе идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую. Научные революции возникают, когда картина мира пересматривается, одновременно с картиной мира меняются и ее философские основания.
1-ая научная революция сопровождалась созданием идеалов и норм классического естествознания.
2-ая – закончилась окончательным становлением классического естествознания, способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания.
3-я и 4-я - привели к пересмотру основания классической науки.
Главным условием появления идеи научных революций явилось признание исторического разума, а, следовательно, историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности. Свою задачу философы 17 в. - первой половины 18 века видели в том, чтобы очистить разум от субъективных привнесений (идеалов, как называл Ф. Бэкон), искажающих чистоту истинного знания. Даже Кант полагал, что предмет знания не дан, а задан априорными формами чувственности и рассудка познающего субъекта, он придерживался мнения о внеисторическом характере разума. В качестве субъекта познания в философии Канта фигурировал внеисторический, трансцендентальный субъект.
И только в 19 веке стали полагать, что субъект познания – историчен, а это означает историчность разума, с помощью которого осуществляется процесс познания.
Принцип историзма разума получил дальнейшее развитие в марксизме, неогегельянстве, неокантианстве, философии жизни.
В середине ХХ в. появилось направление – «социология познания». Задача его: изучение социальной детерминации, социальной обусловленности познания и знания.
В рамках этого направления научное знание рассматривалось как социальный продукт. Признавалось, что идеалы и нормы научного познания, способы деятельности субъектов научного познания детерминируются уровнем развития общества, его конкретно-историческими условиями. В последнее время постпозитивисты Кун, Лакатос, Туллиен, Фейерабенд пытались создать историко-методологическую модель науки и предложили ряд ее вариантов. Фейерабенд объявил о господстве в научном познании теоретико-методологического анархизма.
Американский философ Кун представил развитие науки как историческую смену парадигм, происходящую в ходе научных революций.
Период нормальной науки, когда заканчивается, появляются проблемы и задачи, не разрешимые в рамках существующей парадигмы. Тогда она взрывается и ей на смену приходит новая парадигма. Так происходит революция в науке.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2654;