Общественный строй. В XVI веке заметно усилилось дворянское условное землевладение в общей структуре феодальной земельной собственности
В XVI веке заметно усилилось дворянское условное землевладение в общей структуре феодальной земельной собственности. С дворянами московского великого князя объединились дворяне других великих и удельных князей, владения которых были включены в состав единого государства. В тоже время условное держание сохранилось и развивалось в крупных феодальных владениях, где также имелись свои военные и слуги[15].
Рассматривая период формирования московского централизованного государства можно выделить несколько социальных групп населения. Феодальное общество состояло из следующих основных классов: класса феодалов и класса феодально-зависимых крестьян.
Класс феодалов в период XIV-XV века составляет довольно сложную структуру. Он формируется теперь не только из московских бояр и дворян, но и из феодалов других княжеств. Во время присоединения того или иного княжества к Москве его боярство вливалось в состав московского. При присоединении к Московскому государству татар, башкир и других народов их феодальная верхушка тоже уравнивалась в правах с московскими боярами и дворянами. Так шло формирование класса феодалов, в который входили служилые князья, бояре, слуги вольные и дети боярские, а также слуги под дворскими.
В состав служилого московского боярства вливаются и составляют его верхушку бывшие удельные князья. Теперь боярство становится чином, который жалуется великим князем лишь самым знатным, богатым и влиятельным феодалам, главным образом, бывшим удельным князьям Рюриковичам и Гедиминовичам. Бояре «вводятся» в этот чин великим князем и именуются «боярами введенными». Титул бояре, по крайней мере, до второй половины XV века был наследственным достоинством известных фамилий, относящимся различными путями к господствующему классу. Боярство первоначально принадлежало потомкам боярских фамилий, без всякого отношения их к службе. Но с образованием централизованного государства оно уже жалуется как высший чин государства и дается великим князем за службу. Остальные феодалы возводятся в чин окольничих, стольников, чашников, постельничих и т.д. Бояре и окольничие являлись членами Боярской Думы.
Начиная с XIV-XV вв. значительно усиливается роль широких слоев мелких феодалов – «детей боярских» и «дворян». Бояре, не попавшие в два первых чина, сливались с детьми боярскими, а затем и с дворянами и несли другую военную и административную службу. Жаловались им либо чины думных дворян и думных дьяков, либо недумные чины стольников, дворян московских, ниже которых шли дворяне городовые. Некоторые из этих средних и мелких землевладельцев владели землями на вотчинном праве, другие становились условными держателями земель, пожалованных им великим князем. Эти элементы постепенно сближались по своему положению с дворянством и, в конечном счете, позднее слились с ним.
Дворянство составляло основную вооруженную силу великокняжеской (царской) власти и формировалось из средних и мелких землевладельцев (детей боярских, слуг под дворским слуг вольных и др.). Поэтому великие князья стремились обеспечить дворян землей, так как в условиях натурального хозяйства земля, населенная крепостными крестьянами, была единственным средством обеспечения службы дворян.
Русская церковь и монастыри выступали в это время как крупнейшие землевладельцы-вотчинники, и, по некоторым данным, им принадлежало тогда до трети частновладельческих земель.
Такие монастыри, как Троице-Сергиевский, Иосифо-Волоколамский, владели десятками тысяч гектаров земли в различных районах страны, вели значительные торговые операции.
Церковь выступала и как серьезная политическая сила. Русская церковь освободилась от влияния византийского патриарха, и перестало от него зависеть. Избрание митрополита осуществлялось теперь под влиянием великого князя русским освященным собором.
В отличие от светских феодалов, церковь и монастыри еще сохраняли свои иммунитетные привилегии, в том числе в области суда (за исключением изъятых из их подсудности дел о душегубстве, разбое и воровстве), и их владения были свободны от государственного тягла и службы. Все служители церкви и монастырей относились либо к белому(приходские священнослужители, настоятели соборов и т.п.), либо к черному(монашествующему) духовенству. Собственность на землю у черного духовенства принадлежала монастырям, а у белого – церковным организациям. Церковная верхушка формировалась из обеих частей духовенства – белого и черного.
Все светские и духовные феодалы обладали рядом общих привилегий: только они могли являться собственниками земли и владеть крестьянами, освобождались от государственного тягла и ряда повинностей, полностью освобождались от ответственности за правонарушения, либо несли ее в меньшем размере, чем непривилегированное население, и т.д. Кроме того, духовенство подлежало юрисдикции только церковного суда. В то же время должности в государственном аппарате и войске замещались светскими феодалами.
Рост городов, ремесленного производства и торговли привел к увеличению численности городского населения и усилению социального дифференциации его состава[16]. Подавляющее большинство жителей городов составляли «черные люди» – ремесленники. Видное место среди городского населения занимали купцы. В летописях и других документах того времени они обычно ставились вслед за вельможами и боярами.
В городах наблюдалось резкое имущественное расслоение. Высшие слои московского купечества составляли две корпорации: гостей – «сурожан» (гостинные сотни), ведших торговлю с Югом, и суконщиков (суконные сотни), торговавших с Западом. Сурожане торговали, главным образом, шелками, а суконщики – сукнами. И те, и другие объединялись в свои особые корпорации, или «сотни». Центром корпорации сурожан была церковь Иоанна Златоуста в Москве, при которой находились торговые подвалы, амбары и хранилась купеческая казна. Сурожанами и суконщиками были крупнейшие купцы, владевшие большим имуществом. Они нередко давали в долг деньги царю, боярам, сами покупали землю и даже роднились с боярством и становились боярами. Крупнейших купцов правительство нередко привлекало к сбору налогов и к работе финансовых приказов. Купцы пользовались рядом привилегий, могли торговать беспошлинно в пределах Московского государства. В ряде законодательных актов содержится обязательство великого князя «блюсти» гостей и суконщиков, которые имели привилегию судиться непосредственно у великого князя.
«Черные люди» (черные торговцы), то есть мелкие торговцы и ремесленники, тоже имели свою организацию. Она проявляла нередко большую активность (особенно во время обороны городов) и противопоставлялась боярам. Ремесленники одной специальности объединялись в цехи, или «братчины», «сотни», «ряды» со своими центрами. Например, центром у кузнецов была церковь Кузьмы и Демьяна, где хранились документы и общая казна «братчины». Среди «молодших» посадских людей встречались и лица, работавшие по найму: лодочники, грузчики и т.д. Например, в Новгороде в 1523 году существовала «гильдия носильщиков». «Сотни», «братчины», «гильдии» были не только производственными, но и территориальными, а также военными организациями. Отряды ремесленных сотен входили в городское ополчение. На случай осады городские сотни были расписаны по участкам обороны (стенам и воротам). Сотни были и податными единицами. Городское население несло повинности – «тягло» – в пользу великого князя (царя), и потому называлось тяглым или черным.
В связи с ростом экономического значения городов усиливалось политическое влияние городского населения – посадских людей. К середине XVI в. посадское население добилось права на самоуправление. В городах были созданы «земские избы» во главе с выборными земскими старостами и «целовальниками». Земские органы самоуправления собирали налоги и вели борьбу с «разбойниками, татями, душегубцами». Царская власть стремилась найти в лице посадского населения опору в деле укрепления централизованного государства.
Для обозначения сельского населения начиная с XIV века постепенно получает распространение «крестьяне» (от христиане)[17]. Крестьяне делились на две основные категории: чернотяглых (черносошных) и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежавших вотчинникам и помещикам, а чернотяглые – на остальных землях, принадлежащих непосредственно князю как главе государства. Черносошные крестьяне несли все государственные повинности, совокупность которых составляло тягло.
В XV – первой половине XVI вв. происходит постепенное прикрепление чернотяглых крестьян к земле и усиление закрепощения владельческих крестьян. Прикрепление чернотяглых крестьян к земле происходило в форме закрепления их за определенным княжеством – путем договоров между князьями о непринятии на свои земли чужих тяглых людей. Закрепощение владельческих крестьян к определенной вотчине или поместью шло путем лишения их возможности выбирать себе господина, переходить от одного хозяина к другому, искать место, где эксплуатация была легче. От крестьянских переходов страдали преимущественно мелкие феодалы – дворяне, которые стремились к принятию соответствующих мер правового принуждения. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами стали прикреплять к землевладельцам некоторые группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы – крестьяне, издавна жившие на земле того или иного феодала, тесно связанные с данным владением в хозяйственном отношении и несшие в пользу своего хозяина обычные феодальные повинности, а также тягло государству.
Старожильцам противопоставлялись люди, пришедшие в данное феодальное владение из других мест. Этих людей называли новоподрядчиками (новоприходцами), пришлыми. Феодалы, заинтересованные в притоке рабочей силы, охотно принимали их в свои вотчины и поместья. Это были или крестьяне, бежавшие от своих феодалов, или крестьяне, переманиваемые у других феодалов путем предоставления определенных льгот. Пришлый человек освобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей сроком на 5 и более лет, получая от хозяина помощь или ссуду. Новоприходцы имели право перейти от одного феодала к другому, расплатившись со своим господином. По истечении определенного срока новоподрядчик становился старожильцем.
Одной из групп зависимых людей были серебряники – крестьяне, взявшие у феодала «серебро» (деньги) в долг, и обязанные отработать его. Высокие проценты по таким долгам годами не позволяли серебрянику уйти расплатиться и уйти от хозяина.
Ещё одну группу зависимых людей представляли половники. Они не имели наделов, пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая хозяину половину урожая. В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей – бобыли, которые получали у феодалов жилища, иногда и землю, не облагаемую налогами. Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви, а если жили на черных землях, то зависели от крестьянской общины.
Юридическому оформлению крепостного права положил начало Судебник 1497 г. Им было установлено, что крестьяне могут уходить от своих господ только за неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября), заплатив при этом необходимую сумму – пожилое.
В XV-XVII вв. еще существовало холопство. Однако законодательство того времени свидетельствует о постепенном изживании этого института. Часть холопов наделялась землей и средствами производства и превращалась в крепостных крестьян – «страдников» (примечание автора: страдники не пользовались правом перехода даже и в «Юрьев день»). Судебник 1497 года точно определил источники закрепощения, а Судебник 1550 гола сократил их. Так, ключники и тиуны (приказчики) не считались холопами, если противное не было оформлено специальной грамотой. Дети, родившиеся до поступления их родителей в холопство, также не были холопами. Запрещено было принимать в холопы служилых детей боярских и дворян, находившихся на государственной службе. В 1559 году была даже введена смертная казнь для лиц, составивших подложную грамоту о холопстве на вольного человека. В 1560 году запрещено было идти в холопы должникам даже при их желании.
Однако вместо холопства с XV в. появляется новая форма зависимости – «служилая кабала». Внешне она носила форму «свободного договора». Кабальный человек брал в долг и отрабатывал феодалу проценты, а основной долг должен был выплачивать особо. В кабалу шли крестьяне, оказавшиеся не в состоянии сохранить свое хозяйство в условиях развития товарно-денежных отношений. Кабальных часто рассматривали, как холопов, так как они фактически не могли освободиться от неволи, не имея возможности собрать деньги для уплаты долга. В феврале 1597 года был издан указ, серьезно изменивший положение кабальных[18]. Они лишались права ликвидировать свою зависимость путем уплаты долга, и оставались в кабальном состоянии до смерти господина. Он предписывал взять принудительно «служилые кабалы» у всех свободных людей, которые работали у своих хозяев добровольно, без «крепостей». Введена была обязательная регистрация холопов и кабальных в приказе Холопьего Суда. В Соборном Уложении содержалась специальная глава о кабальных и о холопах, в основном воспроизводившая указанные выше положения.
Таким образом, развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему усилению эксплуатации крестьян и к новым шагам до пути их полного закрепощения.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1069;