Принципы и функции социально-культурной деятельности
Принципы СКД - наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.
Духовная жизнь современного российского общества строится на следующих принципах социально-культурной деятельности:
§ принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;
§ принцип развития инициативы и самодеятельности;
§ принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;
§ принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;
§ принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;
§ принцип взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, информационно-просветительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;
§ принцип единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;
§ принцип эстетизации общественной жизни.
§ Важнейший принцип педагогики досуга - принцип интереса. Это обусловлено тем, что досуговая деятельность диктуется личностными потребностями человека, а интерес выступает в качестве ее доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждения человека к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в нее, должно исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес-это неудовлетворенная потребность.
Кроме того, интерес не только удовлетворяет потребность, но и способен породить ее. То, чем раньше человек интересовался без видимой пользы (проявлял поверхностный интерес), может его увлечь, превратиться в объект постоянной деятельности, а, следовательно, в потребность (стать интересом постоянным, глубоким). Возникнет своеобразная цепочка: потребность-интерес, интерес-потребность, потребность-интерес и т.д. В этой цепочке как раз и содержится та отправная точка, которая позволяет побудить или включить человека в содержательную, социально значимую досуговую деятельность.
§ Принцип единства реакреации и познания. Познание - это приобщение человека к культуре. Личность живет и действует в условиях культуры, культура наполняет собой личность.
Культура как творческая и просветительная деятельность освобождает человека от монотонного следования биологическим инстинктам, многократно обогащая набор видов поведения и деятельности, духовный мир человека.
Усвоение культуры требует от человека активных усилий, напряжения, способности к самообразованию и саморазвитию. Однако большинство людей не спешит или не умеет воспользоваться имеющимися возможностями для овладения культурой и предпочитает проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных впечатлений. Постоянная потребность в смене впечатлений снижает познавательную активность и уменьшает духовную автономию. Досуговая деятельность человека с недостаточно высоким уровнем культуры всегда более шаблонна, стереотипна, обладает признаками конформизма. На досуге он ищет не познание и развитие, а развлечение, и при том такого, какое требует минимального духовного напряжения. Все это обслуживает одну из важнейших задач педагогики досуга поиск таких путей, таких форм, средств и методов, которые позволяют соединить познание и развлечение, наполнив последнее содержанием и смыслом.
С наибольшей полнотой принцип единства реакреации и познания реализуется в процессе групповой досуговой деятельности. Групповые формы досуговой деятельности осуществляются долговременно, более-менее систематически с целенаправленным интересом и сильной мотивации. Они предъявляют к человеку более высокие требования, чем обыкновенные формы развлечения и отдыха, являются активными формами использования свободного времени и играют существенную роль в развитии личности, что определяет сущность следующего принципа педагогики досуга-принципа совместности деятельности.
§ Принцип совместности деятельности. Досуговая деятельность, как и любой другой вид деятельности, может осуществляться человеком как индивидуально, так и вместе с другими людьми. Но «вместе» не означает «совместно». Совместность предполагает такое взаимодействие, в процессе которого люди находятся в определенных отношениях взаимной зависимости и взаимной ответственности.
Такая зависимость возникает тогда, когда успех одного из членов досугового объединения определяет успешность досуговой деятельности остальных и неудача одного влияет на результат другого. Эти условия в полной мере проявляют себя педагогически организованной досуговой деятельности самодеятельных объединений, кружков, клубов по интересам и т.п., функционирующих на основе ярко выраженной предметной деятельности на уровне творчества или перехода к нему.
Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал.
Воспитательным потенциалом обладают и те формы групповой досуговой деятельности, которые возникают и функционируют вне педагогического влияния. Учет и развития этого потенциала являются приоритетным направлением в педагогике досуга, так как совместная групповая досуговая деятельность в полной мере позволяет содействовать формированию духовного и культурного облика личности.
Функции СКД - категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:
§ адаптивно-нормативная функция - хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
§ образовательно-развивающая функция - освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация);
§ преобразовательно-созидательная функция- вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;
§ эколого-охранительная функция - формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;
§ информационно-просветительная функция - накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;
§ интегративно-коммуникативная функция - диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;
§ рекреативно-игровая функция - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности таким образом:
§ производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;
§ накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;
§ воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
§ коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
§ социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;
§ рекреационная или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует подразделять на три уровня: федеральный, региональный, местный.
1.На федеральном – это:
§ законодательное обеспечение условий для творческой деятельности в учреждениях культуры;
§ защита национальной культуры и языка при расширяющихся международных контактах;
§ создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;
§ противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры;
2. На региональном уровне:
§ создание условий административной децентрализации в сфере культуры;
§ обеспечение развития региональных культур и сохранения культуры прошлого;
§ налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами региона;
3. На местном уровне:
§ развитие общественной эстетически организованной среды;
§ активизация местной культурной жизни, усиление местной самодеятельности и локального своеобразия;
§ создание условий для совершенствования деятельности учреждений культуры;
§ развертывание системы домашнего досуга.
По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют на: познавательную, ценностно- ориентированную, практически преобразующую, творческую.
1. Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т.д.
2. Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.
3. Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.
4. Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.
Социальные функции имеют свою внутреннюю структуру. Они подразделяются на целевые организационно-методические функции; на функции-средства; функции, согласованные с функциональными потребностями людей в культурно-досуговой деятельности и обеспечивающие непосредственное педагогическое управление деятельностью учреждения культуры-функции условия.
Итак, все социальные функции культурно-досуговой деятельности составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к принижению роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на развитие личности.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 4898;