Досуг как сфера социально-культурной деятельности
Определение и сущность понятия «досуг»
Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д.
Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.
Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье по принципу: “ что хочу, то и делаю”. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень досуга.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства и одновременно существует три позиции:
· деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где “досуг” и “внерабочее” рассматриваются как одно и то же;
· отождествление понятий “досуг” и “свободное время”,
· досуг - часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности
Сегодня в энциклопедиях и справочниках “досуг” и “ свободное время” между собой уравнивают.
В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.
Советский энциклопедический словарь дает такое определение: “Досуг - часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми”.
Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.
Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые - исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:
· на производственно - трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;
· физиологический отдых (ночной сон);
· оздоровительные и санитарно - гигиенические нужды;
· покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
· приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;
· воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям.
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, один - три часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности.
Таким образом, человек в состоянии варьировать - увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.
Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а так же для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно - досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела.
В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Ценность - это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.
Идеология демократических обществ в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека - распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность исходя из личных потребностей и интересов. В связи с тем, что обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации, с другой - создает инфраструктуру его организации и проведения.
Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации, растущее количество возможностей организации свободного времени. Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самодеятельным решениям на основе собственной компетентности.
В нашем случае интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга и др., т.е. время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.
Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно - организованный.
Под досугом принято понимать время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей.
Виды деятельности человека в свободное время можно условно разделить на три группы:
а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.
б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;
в) творчество: техническое, научное, художественное.
Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.
Вторая группа вида деятельности в свободное время - просвещение (в широком смысле слова: приобщение к культуре). Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, ценностями науки, искусства. Читать, слушать музыку, ходить в театр можно и для развлечения. Нужно, чтобы человек слушал музыку не только ради удовольствия, но стремился понять ее особенности, познакомиться с биографией композитора, эпохой, в которую он жил. Эстетическое воспитание играет важную роль в организации свободного времени и, в первую очередь молодежи.
Одной из определяющих характеристик образа жизни молодежи являются досуговые предпочтения. Самореализация молодежи в сфере досуга свидетельствует как о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени, так и о структуре личности в целом. Иными словами, то, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, отражает уровень его интеллектуального и духовного развития. То, как молодежь реализует себя в досуге, делает ее особой социальной группой. Поскольку жизнь молодежи сконцентрирована вокруг отдыха и именно в нем она проявляет себя наиболее полно, изменения в образе ее жизни лучше всего проявляются и прослеживаются в данной сфере.
Как видим, понятия “досуг” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно.
Представление которое формируется в любой этнонациональной культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время прежде всего на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.
Содержание и структура культурного досуга
Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет огромное значение и оказывает большое влияние на развитие личности. В условиях досуга происходит активный контакт человека с окружающим миром, трансляция духовно- культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества.
Содержание досуга находится во взаимосвязи с характером профессионально-трудовой деятельности и всем образом жизни человека. Например, для подводников спуск под воду — тяжелый труд, а для члена клуба подводного плавания — активный досуг. Актер на сцене работает, участник художественной самодеятельности — духовно наполняет свое свободное время. Исходя из этой позиции, досуг следует рассматривать как форму любительской деятельности, психологически воспринимаемую как удовольствие, а субъективно оцениваемую как высшую ценность.
Содержание досуга тесно связано с потребностями человека, среди которых выделяют следующие:
•первичные, или врожденные, к которым относятся физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические потребности в чистом воздухе, геоландшафтных и климатических условиях жизни и материальные потребности в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
• социальные — потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др.;
• культурные — потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др.
В отличие от первичных потребностей, которые устойчивы в своих проявлениях и присущи большинству людей, социокультурные потребности многообразны и формируются социокультурной средой в процессе воспитания и взросления человека. Многие из них пластичны ввиду своей зависимости от общественных трансформаций — разных условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.
В досуге могут быть реализованы потребности всех перечисленных типов последовательно или одновременно. Например, туристское путешествие дает возможность реализации потребности в физиологическом отдыхе (первичная потребность), в общении (социальная потребность), художественном развитии (культурная потребность) и др. Однако чаще досуг направлен на реализацию
одной-двух доминирующих потребностей, что определяет его содержание.
Под содержанием досуга подразумеваются:
• непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуга и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
• осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время оказывается в фокусе его внимания;
• оценки человеком качества отдыха и услуг.
Для большинства людей важны позитивные сенсорные впечатления и эмоции, которые возникают в результате движения и физических нагрузок на свежем воздухе, восприятия приятной для глаз природно-ландшафтной среды, глубокого ночного сна. Особая разновидность досуга, вызывающая положительные сенсорные состояния, связана с поглощением разнообразной, красиво поданной и вкусной пищи, пребыванием в эстетически привлекательном пространстве, комфортном помещении. Позитивные сенсорные впечатления и эмоции являются предпосылкой для появления рекреационного эффекта, достижение которого обычно является одной из целей кратковременного или долгосрочного досуга.
Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Например, верующие люди нередко используют отпускное время на паломнические поездки, участие в жизни церковного прихода, общины. Люди, увлеченные общественной деятельностью, уделяют свободное время политическим мероприятиям. Это направление досуга, связанное с реализацией личных убеждений, можно обозначить, как обращение человека к любимому делу (хобби). Оно помогает восстановить баланс между напряжением и рекреацией в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Какое-либо хобби (англ. hobby — конёк) позволяет человеку сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации. Хобби весьма многообразны и вариативны, различаются по характеру, содержанию, формам проведения: коллекционирование, изобретательство, рукоделие, рыбалка, сочинение стихов, шахматы и др. Этот диапазон расширяется за счет появления новых увлечений, связанных с современными техническими возможностями. Хобби имеет высокий рекреационный эффект потому, что человек глубоко погружается в предмет своего увлечения.
Еще одна разновидность культурного досуга, устойчивая и масштабная, связана с профессиональным искусством и народной культурой. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам. Одни любители искусства получают впечатления от живого творческого процесса или от оригинальных произведений искусства в театре, филармонии, музее, выставочном зале и др., другие — ограничиваются обращением к продукции культурной индустрии: музыкальным записям, кинофильмам, телепрограммам, читают книги, смотрят телепрограммы, слушают музыкальные записи и др.
В проведении досуга и освоении искусства важную роль играют средства массовой информации, разнообразная техника, предоставляющие многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности в любое время суток. Например, музыку можно слушать везде, хотя художественно-психологический эффект и качество восприятия по сравнению с восприятием «живого» искусства или художественных подлинников могут быть низкими.
Однако данный способ обращения к искусству позволяет любителям формировать личные коллекции музыкальных звукозаписей, художественной и искусствоведческой литературы, копий картин, фильмотек и др.
К информационному типу содержательного досуга, который развивается на основе технических средств, следует отнести обращение людей к общественно-политической и научной информации — просмотру телепередач, прослушиванию радио, работе в Интернете. Совокупная дневная аудитория СМИ в разных странах исчисляется миллиардами слушателей и зрителей.
Особо следует сказать об увлечении искусством, связанном с любительскими художественными занятиями: музицированием, участием в спектаклях, изготовлением художественных изделий, рисованием и др. Такой способ освоения искусства на досуге связан с глубоким и эффективным погружением человека в мир прекрасного, признанием высокой миссии искусства в общественном развитии.
Другой вариант увлечения искусством на досуге — знакомство с историческими памятниками и художественными шедеврами культуры других народов: путешествий с целью осмотра достопримечательностей и музеев, посещения кинофорумов или театральных фестивалей.
Значимое для человека и общества содержание досуга формируется на основе позитивных социально-психологических и межличностных контактов — общение с интересным собеседником, взаимодействие с родственниками и друзьями, проведение досуга с
любимым человеком. В ходе таких контактов каждому предоставляется возможность пережить эмоциональный подъем, расширить кругозор, углубить свои знания, получить заряд бодрости.
Особая роль принадлежит досугу, проводимому с любимым человеком. Состояние влюбленности придает общению неповторимый, запоминающийся характер, чт*> нашло отражение в мировом изобразительном искусстве, поэтических, художественно- прозаических и даже религиозных текстах.
Специфическим содержанием наполняет досуговую деятельность непосредственное участие в игре, соревновании или в процессе наблюдения за их ходом. Игра в яркой, отчетливой форме демонстрирует свободный, непрогнозируемый, спонтанный характер. Участники любой игры и даже наблюдатели переживают повышенную степень азарта, накал страстей, сильное возбуждением.
В том или ином виде досуга пересекается множество разных содержательных аспектов.
Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворение одной потребности обычно порождает новую. Это ведет к смене деятельности и обогащению досуга, а также переходу от простых форм деятельности к все более сложным, от пассивного отдыха — к активному, от физических форм рекреации — к духовным наслаждениям и удовлетворению более глубоких социальных и культурных стремлений, от пассивного усвоения культурных ценностей — к творчеству и др. Изменение социального положения человека, уровня его культуры ведет к изменениям и в структуре досуга.
Структура досуга, соответствующая прогрессивному усложнению и развитию потребностей личности, представляется рядом уровней деятельности, отличных друг от друга по своей культурной значимости, эмоциональной весомости, степени духовной и физической активности.
Существует около пятисот форм досуга, включающих в себя:
• активную рекреацию (непрофессиональный спорт, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак и др.);
• товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и др.;
• индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и др.);
• потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, цирк, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и др.);
• познавательный, спортивно-оздоровительный туризм; участие в клубных объединениях, спортивных секциях и иных формах коллективного времяпрепровождения;
• любительское творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и др.).
Самый простой вид досуга — отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный (табл. 1.).
Таблица 1.
Виды досуга в зависимости от степени активности
Вид досуга | Предназначение | Характер деятельности |
Пассивный отдых | Снимает утомление, восстанавливает силы, освобождает от напряжения, дает эмоциональную разрядку | Сидение, лежание, просмотр газет и журналов, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка |
Активный отдых | Воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня, дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде | Физкультура, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение |
Творчество | Приносит высшее удовлетворение и является средством духовного совершенствования | Любая деятельность, в которой присутствуют элементы открытия и создания качественно нового продукта, имеющего какую-либо ценность |
Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, не ставит перед собой далеко идущих целей и является неотъемлемым элементом жизни человека. Он служит подготовительным этапом к более сложной и творческой деятельности. При активном отдыхе человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями.
Активный отдых, в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. С активным отдыхом связаны духовные интересы, которые побуждают к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещении музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению кругозора, воспитанию чувств и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, позволяет овладевать миром культурных ценностей, раздвигает границы духовного мира личности. Познавательная деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную ценность.
Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха:
1) восстановительную — обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность;
2) развития — обеспечивает развитие его духовных и физических сил;
3) гармонизации — обеспечивает гармонию души и тела.
Многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если человек обладает хорошо развитым умением отдыхать, т. е. знает возможности своего организма и способен выбрать наиболее приемлемые в данное время занятия. Квалифицированную помощь в выборе могут оказать специалисты индустрии туризма и отдыха.
Тесно связаны между собой отдых и развлечения — один из первичных уровней организации досуга. Однако существует ряд отличий между этими видами деятельности в структуре отдыха.
1. Традиционно под развлечением понимают такой вид деятельности в свободное время, который дает возможность повеселиться, отвлекает от забот, доставляет удовольствие.
2. Развлечение требует активности, в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным.
3. Развлечения необходимы для снятия психологического напряжения вследствие перегрузок, переутомления и требуют особой эмоциональной нагрузки.
Для людей, избравших для восстановления сил форму развлекательного досуга, важную роль играет зрелище в самых различных его проявлениях. Действенность зрелищ во многом предопределяется характером вызываемых эстетических переживаний. Аудитория зрителей оказывается могучим резонатором, усиливающим индивидуальные эстетические переживания и рождающим коллективную эмоцию. Основу таким переживаниям в зрелище дает ряд взаимосвязанных факторов. Прежде всего, это красота, изобретательность, яркость. Одновременно зрелища всегда несут и познавательную нагрузку, при помощи специфических средств перерабатывая события прошлого и современности, демонстрируя возможности науки и техники, достижения ума и рук человека. Являясь самостоятельным действием, рассчитанным преимущественно на эстетическое восприятие, зрелище обычно не связано с самодеятельностью людей.
Развлекательный отдых может включать в себя формы народного искусства (элементы смеховой культуры, веселую музыку и др.), а также профессионального искусства — буффонаду, гротеск, эстрадно-зрелищные формы. Базовыми компонентами развлечений становятся смех (юмор, высмеивание), праздничное настроение, легкая музыка (песенно-опереточного типа). Стремление организаторов представить потребителям масштабное развлечение рождает в современной индустрии досуга яркое музыкальное зрелище, получившее название шоу. Назначение культурной продукции и содержание досуговых занятий приобретает ярко выраженный рекреационный характер, не требующий от людей серьезных интеллектуальных усилий, не порождающий сложных чувств, хотя острые переживания, радостные эмоции в этом случае не противопоказаны. Развлекательный тип досуга существует в следующих видах:
· карнавалы, праздничные гулянья и мероприятия (праздник смеха, проводы зимы, Масленица и др.);
· развлекательные мероприятия в помещениях (цирковые представления, вечера юмора и сатиры в концертных залах, капустники, развлекательные шоу, скетчи на театральных подмостках);
· развлекательные жанры искусства, зрелищные виды художественной продукции (комедии, комиксы, детективы, триллеры, фильмы ужасов, видеопродукция с эротическим содержанием
и др.);
· легкая музыка (оперетта, мюзикл), массовые песни, жанровые композиции;
· увеселительные занятия на городских улицах, в парках, в мероприятиях развлекательных центров (представления и концерты, аттракционы, комнаты смеха, викторины, забавы, игры и состязания всех участников на открытом воздухе, в полузакрытых и закрытых помещениях);
· игровая деятельность (включая азартные игры): казино, игровые автоматы, тотализатор и др.
Переход от развлечения к высшему уровню досуга связан с пробуждением и развитием более сложных интересов личности, перерастающих рамки групповой жизни и выходящих в более высокие области человеческой деятельности. Развитие и усложнение досуга как явления культуры и сферы воспитания всегда происходит параллельно с расширением потребностей и интересов, переходом их от индивидуальных через групповые к общественным.
Одним из высших проявлений человеческого досуга на уровне общественных, общекультурных потребностей является праздничный досуг, означающий такую организацию масс, которая в отличие от зрелища основывается не только на восприятии, но и на активном действии, связана с самыми различными формами самовыражения, включает в себя позитивное отношение людей к тем или иным датам, событиям, традициям. Праздник — это возможность активного участия в массовом действии, которое основано на сопереживании и совместных действиях большой общности людей.
Способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей — творчество. В общем смысле творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку. Многие формы досуга заключают в себе элемент творчества, причем возможность творить открывается всем без исключения. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. Конечно, досу- говое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее оно выступает в качестве надежного средства раскрытия таланта каждого человека.
Помимо потребности в активной деятельности существует потребность в созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми.
Итак, помимо мотивов, связанных с рекреационными целями и достижением свободы действия, культурно-досуговая деятельность содержит важные для внутреннего развития личности возможности: расширение жизненного опыта, осмысление собственного и чужого существования, умножение социальных коммуникаций и индивидуальных форм общения, наличие творческого начала, получение тактильных, зрительных и вкусовых ощущений и др. Досуг объединяет в себе три мотивационных устремления, играющих важную роль в развитии индивида:
1) добиться релаксации и разнообразия переживаний;
2) увеличить объем своих знаний, создать условия для эмоций и памяти;
3) расширить возможности своего спонтанного социального участия и непосредственного межиндивидуального общения.
Это помогает достигнуть ощущения целостности своего внутреннего мира, полноты собственного бытия, особенно за счет наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием. Представления о мере этой полноты и целостности у разных людей неодинаковы: одни стремятся в свободное время пополнить свое образование, расширить кругозор и круг знакомств; другие — хорошо выспаться или провести время в кругу близких.
Современные социально-экономические условия во многих странах создают устойчивую тенденцию роста бюджета свободного времени и изменение в связи с этим интересов и потребностей людей в сфере рекреации, туризма, любительского творчества, общественной самодеятельности. Сфера досуга превращается в пространство реализации гражданских инициатив, привлечения населения к участию в значительных культурно- воспитательных и социально-педагогических проектах.
Среди множества факторов, влияющих на формы проведения и организации анимационных программ, наиболее важным является анимационный интерес, который генерирует мотивацию потребления данной услуги.
Разновидности досуга и классификация культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность — целесообразно организованная и содержательно наполненная активность больших групп людей или конкретного человека, которая развивается в свободное время на базе потребности в перемене характера деятельности, а также в целях рекреации и социально- культурного развития. Выбор форм и видов этой деятельности осуществляется человеком произвольно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей, уровня культурного развития, а также с учетом традиций, моды, влияния окружающих людей.
Типы, виды и формы досуга, существовавшие в прошлом, и современные трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют безграничный спектр проявлений, постоянно расширяющийся за счет появления новых видов и форм. Рассмотрим важнейшие типы досуга по ряду критериев.
1. Форма проведения и организации досуга (табл. 2).
Таблица 2
Виды досуга в зависимости от формы проведения и организации
Вид досуга | Характеристика | Форма проведения |
Спонтанный | Как правило, не требует сложных приготовлений, дорогостоящего оборудования, специальных помещений; реализуется в свободное время, а также в дни общих праздников, памятных дат; часто имеет в основе этнонациональные традиции | Настольные игры, застолья, встречи, традиционные этнические праздники и обряды, народные игры, спортивно-оздоровительные занятия на свежем воздухе, охота, рыбалка и др. |
Специально организованный | Характерен для групповых и массовых мероприятий, требует особых навыков разработки, реализуется после предварительной подготовки и невозможен без контроля менеджеров-профессионалов; необходимы место (помещение или открытое пространство), материально-техническая база, специальное оборудование (техника, тренажеры, мебель и др.), кадры; аудитория, желающая удовлетворить свои досуговые потребности, включена в организованный досуг на условиях организаторов | Настольные игры, застолья, встречи, традиционные этнические праздники и обряды, народные игры, соревнования, спортивно- оздоровительные занятия на свежем воздухе, охота, рыбалка и др. |
Субъектами организации досуга являются следующие структуры:
• специализированные фирмы, предоставляющие досуговые услуги разного рода, профиля и назначения на коммерческой основе для широкого круга потребителей;
• специализированные культурно-досуговые структуры (каналы СМИ, учреждения культуры, а также учреждения социокультурного профиля государственных, региональных или муниципальных органов власти — музеи, библиотеки, учебные заведения и др.), ориентированные на широкую или на целевую аудиторию;
• общественные и политические организации, добровольные объединения (партии, общественные движения, культурные сообщества, негосударственные каналы СМИ), организующие досуговые мероприятия ради социально значимых целей, а также для своих сторонников;
административно-руководящий состав трудовых коллективов и предприятий (фирм, коммерческих организаций, производственных объединений и др.), организующий досуг своего персонала;
• руководство подразделений военно-силовых и специальных структур, организующее досуг своего контингента (военнослужащих, вольнонаемных, состава исправительно-трудовых учреждений и др.);
• добровольные группы, желающие выступить перед широкой аудиторией (музыкальные молодежные ансамбли, самодеятельные театральные труппы и др.);
• религиозные структуры (церковные организации, религиозные общины), организующие свободное время верующих.
2. Социально-психологическая характеристика контингента (возраст, пол, достаток, образование и др.). Данная классификация важна для организаторов досуга. Особое внимание уделяется возрастному аспекту при организации досуга детей и молодежи (дошкольников, школьников младших, средних, старших групп, подростков, студентов и др.), а также людей старших возрастных групп (лиц пенсионного возраста).
3. Не принято разделять досуг мужчин и женщин, так как многие досуговые занятия пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Однако некоторые различия в предпочтениях имеют место: например, рыбалка, охота привлекают большей частью мужчин.
На предпочтения в выборе досуга оказывают влияние такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения), а также место проживания потребителей досуговых услуг (жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села). Важность этих аспектов признается как практиками-организаторами, так и теоретиками досуговой деятельности, так как у представителей разных социально-демографических групп неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Эти факторы оказывают влияние на организацию досуга и предоставляемые услуги.
3. Место проведения досуга. В классификации по данному основанию можно выделить две основные формы досуга: домашний и внедомашний.
Домашний досуг (возможность провести свободное время дома, уединенно или с семьей) исключительно важен для каждого человека в течение всей жизни и связан с развитием внутреннего мира человека. В рамках домашнего досуга выделяется семейный досуг, а также отдых вдвоем с любимым человеком. Вообще семейный досуг и досуг с любимым человеком возможен и вне дома. Но как домашнее, так и внедомашнее проведение свободного времени с членами семьи имеет свои цели, формы и ярко выраженный индивидуальный характер. Содержание досуга в этом случае определяется непринужденными отношениями, душевным и доверительным настроем, семейными традициями. Например, во всем мире распространен такой вид досуга, как свадебное путешествие молодоженов.
Домашний досуг можно классифицировать в зависимости от того, с кем человек проводит дома свободное время: один; с близкими членами семьи; с членами семьи и другими родственниками; с друзьями, соседями.
В домашнем досуге в кругу родственников можно выделить следующие разновидности:
• семейные юбилеи, праздничные застолья;
• приглашение гостей и хождение в гости;
• общие любительские занятия (музицирование, коллекционирование и др.);
• игры (с детьми, настольные, включая азартные игры, и др.);
• отдых, любительские занятия на даче или в сельской местности и др.
Досуг, который человек проводит вне дома и за рамками семейно-родственных отношений, также можно подразделить в зависимости от того, где и с кем он проводится.
В зависимости от места пребывания человека вне дома, досуг можно подразделить на следующие формы:
• по месту работы, учебы;
• в учреждениях культуры (театрах, музеях), досуговых центрах, игровых заведениях;
• в пределах открытого демонстрационного пространства, на специально оборудованных зрелищных местах и площадках (стадион, ипподром, летное поле для авиа-шоу и др.);
• парках (зоопарках), скверах, на городских улицах;
• в пунктах общественного питания (в кафе, ресторане);
• на природе, в сельской местности и др.
Весьма интересными в данном контексте представляются результаты исследований предпочтений отдыхающих, предпринятых группой GfK и Европейским отделением журнала The Wall Street Journal. Данные социологического опроса свидетельствуют о явном преобладании внедомашнего досуга более чем в половине из 20 стран, участвовавших в исследовании. По результатам опроса установлено, что в странах Западной Европы, домашним досугом довольствуются лишь 11 % респондентов, в то в время как 50 % опрошенных предпочитают морские побережья, 12 % — горные местности, 8 % — отдых в сельской местности, менее 5 % — круизы, озерные ландшафты, посещение разных городов, прогулки на велосипеде и др.
В России соотношение домашнего и внедомашнего досуга иное: 42 % и 58 % соответственно. В категории внедомашних форм досуга доминируют отдых в сельской местности (22 %) и пляжный отдых на побережье теплых морей (18 %). В связи с этим в России особенно актуальным является развитие наряду с традиционными формами досуговой рекреации горожан сельского туризма — пригородного и дачного направлений.
4. Содержание досуга. Выделяются типы досуга в зависимости от содержательной направленности:
• культурно-художественный: обращение к произведениям искусства, знакомство с историческими памятниками и др.;
• образовательно-развивающий: учеба в свободное от работы время, участие в работе кружков, посещение просветительских мероприятий и др.;
• природно-рекреационный: пребывание на природе, общение с домашними животными и наблюдение за дикими животными;
• санаторно-оздоровительный и туристский: путешествия, отдых на курорте и др.;
• спортивно-зрелищный: непосредственные занятия спортом и наблюдение за спортивными соревнованиями;
• самодеятельно-любительский: хобби, самодеятельное занятие художественным творчеством;
• зрелищно-развлекательный.
Перечисленные типы досуговых занятий являются наиболее распространенными и массовыми, не исчерпывают содержательных разновидностей культурно-досуговой деятельности, но позволяют образовать смешанные виды досуга.
5. Использование СМИ и аудиовизуальной продукции. Массовые формы досуга формируют особый тип, связанный с обращением людей к СМИ, включая аудиовизульные и глобальные средства связи. В этом случае рассматривают досуг, основанный на обращении людей:
• к печатной продукции (чтение журналов, газет, книг);
• аудиопродукции (прослушивание радиопередач, музыкальных звукозаписей и др.);
• видеопродукции (просмотр кино-, видеопродукции, телепередач);
• средствам мультимедиа (обращение к компьютерным играм, обучающим программам, интерактивным презентациям и др.);
• Интернет и др.
В последние десятилетия XX и в начале XXI в. указанные разновидности досуга, связанные с обращением к аудиовизуальным и глобальным средствам связи, в развитых странах показывают устойчивый и динамичный рост по таким показателям, как массовый охват аудитории, частота обращения людей и время, отводимое ими на это занятие, объемы вложенных финансов и получаемой прибыли и др.
6. Число участников. По мере перехода от малочисленных групп к группам со средним, высоким и сверхвысоким числом участников меняются организационные приемы и технологии, что связано с изменением материально-технических, финансовых и кадровых показателей. Число участников досуговых групп может быть следующим:
• небольшая группа (2 — 7 чел.);
• средняя группа (до 30 чел.);
• большая группа (30— 100 чел.);
• сверхкрупная группа (более 100 чел., ориентировочное число людей, за действиями которых конкретный человек может наблюдать в стабильной ситуации, продуцируя ответную реакцию).
На многолюдных гуляньях, в местах зрелищно-массовых мероприятий собираются одновременно тысячи и десятки тысяч людей. В этом случае речь идет о массовой аудитории досуга. Безусловно, человек не способен одновременно общаться с таким количеством людей. Здесь нужны особые способы и технологии организации досуговой деятельности.
Характер досугового общения меняется в зависимости от аудитории того или иного технического канала связи. В случае, например, телевизионной трансляции с места события общественного или мирового значения за ней следят в режиме реального времени сотни тысяч и миллионы зрителей, однако они не в состоянии общаться между собой, хотя после передачи многие из них, конечно, смогут обсуждать увиденное.
Возможности взаимодействия людей друг с другом возрастают при использовании технических средств, принадлежащих к интерактивным сетям глобальной связи. Однако и здесь действует правило: чем меньшее число людей использует один и тот же канал связи в определенный промежуток времени, тем более активным может быть их взаимодействие. Чем больше аудитория одного канала, тем труднее участникам взаимодействовать в режиме реального времени. Коммуникация между ними в этом случае может быть растянута во времени. Известно, что аудитория разных конференций, форумов, веб-страниц в Интернете исчисляется сотнями и даже тысячами участников.
Таким образом, коммуникация между членами одного досугового занятия может осуществляться на индивидуальной основе, в домашней обстановке, на базе традиционных норм связи, закрепленных в конкретной культуре, а также на основе современных коммуникативно-рекреационных технологий и с помощью технических средств.
7. Сложность структуры. Можно выделить такие формы культурно-досуговой деятельности:
• одно несложное занятие, которое может состоять из ряда этапов и несходных между собой процедур — уход за цветами, чтение книги дома или в общественной библиотеке, загорание на пляже;
• несколько относительно простых занятий, к которым субъект досуга может обращаться одновременно или поочередно. Например, при посещении ресторана — это беседа между пришедшими вместе людьми; выбор напитков и блюд; еда; прослушивание музыкальных номеров; участие в танцах; просмотр концертных номеров и др.;
• сложное по структуре досуговое занятие, которое в свою очередь может состоять из комплексных мероприятий, одновременно происходящих или следующих друг за другом, каждое из которых собирает свою аудиторию. Например, во время праздника на городских улицах проходят разные культурные мероприятия, которые зрители наблюдают или в которых принимают участие: аттракционы, выступления артистов на концертных площадках, спортивные соревнования, шуточные состязания в остроумии, сообразительности, ловкости, выставки, демонстрирующие предметы искусства или продукцию, связанную с праздничной тематикой и др. Каждый человек может что-то приобрести (сувениры, украшения, изделия культурно-бытового назначения) или посетить пункт общественного питания (кафе, ресторан), а также купить еду и напитки на улице.
Еще более сложный характер приобретают некоторые виды досуговой деятельности, в рамках которых организуется ряд самостоятельных и сложных культурных мероприятий. Многие из них имеют несхожий характер, что позволяет участникам выбирать наиболее предпочтительные. В этом случае реализация разных видов занятий занимает несколько дней и перемежается с занятиями утилитарного назначения. К такому типу культурно- досуговой деятельности принадлежат, например, разного рода фестивали, смотры, карнавалы, а также путешествия.
В перечисленных случаях участникам предлагается ряд целевых мероприятий, а также ряд дополнительных развлекательных занятий, в перерывах между которыми они могут осуществлять длительные или кратковременные переезды. В этом случае в программе также выделяется время на реализацию первичных потребностей участников мероприятия — еду, гигиену, физиологический отдых и др.
Существуют и другие критерии классификации досуга, не получившие широкого распространения в аналитической литературе и имеющие вспомогательный характер.
Общее определение понятия «досуг» и выявление его функций позволяет говорить о культурно-досуговых программах как о различных формах рекреационно-развивающей деятельности, содержание которых включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга. В свою очередь, формы деятельности в сфере социально-культурной практики подразделяются на две категории:
• эпизодические, такие как лекции, экскурсии, вечера, концерты, гуляния, шоу-программы, конкурсы, праздники и др.;
• стабильные — клубные объединения, землячества, различные союзы и ассоциации, имеющие постоянно действующий статус.
Серьезный и обычный досуг
Серьезный досуг – устойчивые занятия любителя или участника общественной самодеятельности, которые увлекают человека многочисленными возможностями и свойственной им комплексностью. Этот вид досуга отличается от «случайного» или «несерьезного досуга», предлагающего обычно гораздо меньше возможностей, намного более простого по структуре и, редко предполагающего, совершенство исполнения.
Досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Но досуговая деятельность, как и любая другая, подчиняется закону физической и социальной необходимости.
Досуг – необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни каждого человека. Поэтому досуг всегда предстает перед нами в контексте реализации интересов личности, связанных с реакцией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением и т.д. Это не означает, что досуг-это синоним понятия «свобода». Хотя досуг включает свободу от определенного круга обязанностей, тем не менее, подобно другим социальным явлениям, он подвержен воздействию социальных сил.
Поскольку досуг идентифицируется с действием, активностью он зависит от социальных отношений, а отсюда и от межличностных обстоятельств, таких например, контракты и даже договоренности. Досуг может содержать в себе и предъявлять человеку определенные требования, которые вливаются в обязанность любой социально – культурной общности, начиная от спортивных команд до кинообществ с целью реализации своих досуговых потребностей.
Исследуя категорию, называемую досугом, многие ученые устанавливают его связь с потребностями личности и общности, группы. Досуг определяется как поиск состояния удовлетворения – состояния, которое можно охарактеризовать как самоцель. Поиск удовлетворения, удовольствия, развлечения – одна из фундаментальных характеристик досуга в современном обществе.
Главное условие досуга – поиск состояния удовлетворенности. Это состояние может быть лишено всякого напряжения, концентрации удовлетворенной деятельности, но достигается благодаря самодисциплине, добровольным усилиям или даже направленности на вознаграждение.
Поиск разнообразия так же относится к фундаментальным характеристикам досуга.
Когда человек не получает ожидаемого удовольствия или развлечения, досуг теряет для него смысл, перестает быть полноценным, обедняется.
Научные исследования в области досуга относят любое из великого множества хобби и предающиеся им любителей к одной из пяти категорий: коллекционеры, изготовители и ремесленники («умелые руки»): участники самодеятельности, участники спортивных состязаний, игр и турниров, любители, увлекающиеся преобразовывая любителей (hobbyists) в любителей (amateurs). Этот переход был осуществлен в различные моменты истории во всех любительских и профессиональных областях искусства, науки, спорта и развлечений.
Никто не знает точно, сколько существует различных хобби. Одни только коллекционеры встречаются во всех мыслимых сферах, некоторые из них хорошо известны (марки или монеты): меньше ясности относительно тех, кто собирает музыкальные автоматы или булавки. «Умелые руки» – несколько более ограниченное увлечение. Такого рода любители конструируют или ремонтируют автомобили или устройства для дома. Участники самодеятельности устраивают свой досуг в сфере не соревновательных увлечений, включая ловлю рыбы, наблюдение за птицами и т.п.
Серьезный досуг отличается от обычного досуга. В серьезном досуге участники реализуют карьеру вне работы, приобретая специальные навыки, знания, или обучаясь.
Серьезный досуг определяется набором отличительных качеств обнаруживаемых в равной мере среди любителей карьерных людей. Одно из этих качеств -эпизодически встречающаяся потребность продолжать это занятие (несмотря на то, что, например, Файн сообщает об опасности, с которой сталкиваются сборщики диких грибов, при их – грибов – употреблении). Другое качество, отличающее весь серьезный досуг, а не только серьезное занятие – возможность прилагать усилия, чтобы сделать карьеру, переживать важные моменты, достигать целей и участвовать в жизни.
Социологический анализ обнаруживает, что карьера вовсе не ограничена миром работы: большинство, если не все «досуговые» карьеры, обязаны своим существованием тому, что и серьезные участники досуга прилагают значительные личные усилия, основанные на специально приобретенном знании, обучении и навыках.
Серьезный досуг отличается множеством длительных преимуществ – как духовных, так и материальных. Это самореализация, духовный рост, самовыражение, возрождение или обновление личности, чувство достижения, повышение самооценки, участие в социальном взаимодействии и чувство принадлежности к общности, а так же просто изготовление изделий длительного пользования (например: живопись, научная статья, предмет обстановки).
Еще одно преимущество – самовознаграждение – оказывается единственным из всех восьми преимуществ, которыми пользуются так же и участники обычного досуга. Возможность осознания таких преимуществ оказывается важной целью в серьезном досуге. Исследованы мотивы преследования этой цели.
Пятое качество – то, что участника серьезного досуга имеют тенденцию четко идентифицировать себя с выбранными или занятиями – вытекает из наличия отличительных качеств. Напротив, обычный досуг, хотя он едва ли унизителен или достоин презрения, является, тем не менее слишком мимолетным, плоским и банальным, чтобы стать основанием особой идентификации для большинства людей.
Наконец, каждое проявление серьезного досуга отличается уникальным духом. Центральным его компонентом является групповой социальный мир, который начинает менять форму, когда любители, увлеченные определенной областью, в течение многих лет совместно удовлетворяют существенные общие интересы.
Обычный досуг, отличается от серьезного досуга; он немедленно доставляет пользу сам по себе, как относительно недолгая, приятная для деятельности, требующая никакого специального обучения, чтобы получить удовольствие. Его типы включают игру (в том числе любительскую), расслабление (например: посиделки, дневной сон, прогулки), пассивное развлечение (телевидение, книги, музыкальные записи), активное развлечение (азартные игры, розыгрыши на вечеринках), оживленные беседы и сенсорное возбуждение (секс, еда, выпивка).
Это все значительно менее существенно и не предполагает никакой карьеры, вроде той, что описана в отношении серьезного досуга.
Люди, когда-либо нашедшие значимые организационные связи на работе, могут обращаться так не к серьезному досугу, в котором одной из наиболее привлекательных сторон для большинства любителей и коллективов оказывается ощущение причастности к шумному, восхитительному, всеобъемлющему социальному миру. Разнообразие любительской деятельности требует регулярной практики (например: репетиций), а добровольцев часто просят «оставаться на посту» в течение ряда часов в определенные дни недели.
Образ жизни участников той или иной серьезной досуговой деятельности формирует основания для их личной и общественной идентичности как людей, занимающихся этой деятельностью. В будущем этот серьезный досуг останется единственной сферой жизни, где они смогут находить идентичность, связанную с их отличительными личными качествами, выражаемыми по мере понимания преимуществ и выгод от серьезного досуга.
Серьезный досуг в будущем для многих жителей индустриального мира, мешающихся работы, может предложить множество преимуществ. Оптимальный досуговый образ жизни достигается, когда человек через социально приемлемую досуговую деятельность осуществляет свои возможности наиболее полно и получает желательное качество жизни. Обычный досуг обеспечивает отсрочку, освежает участника для более серьезного досуга или более обязательной деятельности и даже может прождать творческий потенциал.
Факторы, влияющие на выбор досуговых форм
Факторами, влияющими на выбор досуговых форм, является материальная обеспеченность; культурные различия, исторически сложившиеся национальные особенности различных слоев, групп, местные условия.
Традиционное непонимание досуга необходимо постоянно соотносить с особенностями образа жизни и ориентациями различных социальных групп. Оснований для этого достаточно, хотя бы по тому, что значительная часть людей (например: пенсионеры) вообще не работает, во-вторых, для некоторых досуг представляется более важным и существенным делом, чем работа, в третьих, имеются виды досуга, которые тесно переплетаются с работой.
На выбор досуговых занятий существенно влияет социальная принадлежность человека. Отсюда большие различия в этом выборе у разных социально-демографических групп. Они предпочитают активные виды спорта, экскурсии, поездки за город, культурные мероприятия. У других на первом месте телевизор, посещение спортивных зрелищ, уход за садом и огородом и другие виды.
Для досуга, как социально культурной категории, характерно динамичное развитие процессов, одновременно охватывающих и различные слои населения, и огромную сферу, называемую культурным пространством.
К этим процессам относится:
1. Непрерывное группообразование в сфере свободного времени, которое обуславливает неизбежное размежевание, интеграцию, здоровую конкуренцию досуговых общностей.
2. Рост или стагнация досуговой квалификации. В то время, как способность и умение части населения самостоятельно организовывать свой собственный досуг ярко проявляется и семейной сфере, и при создании социально-культурных обществ и объединений (в том числе любительских). У большинства взрослых и их детей уровень знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени в рекреационных восстановительных целях явно недостаточен. По данным многих исследований рекреативный досуг не обрел прочную и широкую социальную основу. Многие группы населения, в первую очередь молодежь и подростки, не владеют необходимой досуговой квалификации, культурой использования свободного времени.
Действующие учреждения культуры, в свою очередь на протяжении многих лет сводили рекреативный досуг, активный отдых, развлечения, восстановление физических и духовных сил человека лишь к своей вторичной функции, выдвигая на первое место производственные, сугубо профессиональные проблемы.
Вот почему среди главных принципов, лежащие в основе концепции современного социально-культурного, досугового центра, выделяются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности сферы досуговой деятельности. Главной целью этой деятельности, было, есть и остается воспроизводство человека, его творческих способностей, социально-культурной активности и физических сил, необходимых для его основной жизнедеятельности.
Досуговая ситуация в нашей стране во многом определялась пережитым обществом, социальными сдвигами и потрясениями процессами урбанизации и индустриализации, коллективизации, войной, послевоенными тенденциями в ходе которых наблюдая значительный разрыв традиционных (в т.ч. общинных, семейных) связей.
Существенно изменился и сам субъект досуга, досуговой деятельности (социума), и, прежде всего, семьи.
Социальные институты сегодня во многом утратили свои возможности и способности в таком важном деле, как сохранение и развитие культуры и искусства, досуговых традиций.
Эти стереотипы сложились и в наибольшей мере проявились в 20-30 – годах, связанных с реализацией задач культурного строительства и естественным расцветом просветительства. Основную часть активного «досугового поля» занимала достаточно жесткая и унифицированная система школ, курсов, кружков, позднее партийных университетов и лекториев. И даже тогда, когда задачи культурного подъема были в значительной степени решены, эта мощная система, базируясь на фундаменте субъективно-объективных отношений, массовом охвате населения, наборе традиционных мероприятий по инерции продолжала господствовать в культурно – досуговой среде. Преобладающее место по-прежнему отводилось усредненному и часто безликому объекту в лице массовой аудитории, группы или отдельной личности, которые постоянно нуждались в педагогической опеке, обучении, воспитании, наставничестве.
Основные формы организации досуга
Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность, что и доказывает высокий уровень посещаемости развлекательных заведений.
Кино - промежуточный вид искусства, доступный большинству почитателей как «высокого», так и «массового искусства». Его меньшая популярность среди молодежи перекликается с общероссийскими тенденциями. После того как на протяжении нескольких десятилетий киноискусство занимало монопольную позицию по отношению к другим формам досуга, в конце 80-х годов в нашей стране произошло резкое изменение кинопосещаемости в сторону снижения. На сегодняшний день интерес к данному виду искусства обострился вновь, ходить в кино становится у молодежи все более модным. Популярность его превосходит популярность драматических и оперных театров вместе взятых.
Как же соотносится между собой отношение молодежи к развлекательным учреждениям различного типа, влияет ли предпочтение одного из них на посещение другого? Рассмотрим формы проявления различных типов поведения и постараемся рассмотреть состав их аудитории.
Как показали данные исследования, больше половины посетителей ночных клубов(57%) бывают на концертах, шоу программах. Меньше всего они интересуются оперой и балетом(7%). Любителей театра в числе посетителей ночных клубов можно встретить в три раза чаще, чем любителей оперы(22,7%). Как видим, посетителям ночных клубов ближе всего массовые зрелища. Их интерес к театрам, вместе взятым, вдвое меньше, чем пристрастие к шоу - концертам и в полтора раза меньше, чем к кино.
Досуговые интересы посетителей кинотеатров по своей структуре аналогичны интересам посетителей ночных клубов. По сравнению со всеми опрошенными, они в полтора - два раза чаще посещают развлекательные учреждения. Их активность в посещении учреждений «высокой» культуры, по сравнению с позицией посетителей ночных клубов, подтверждает нашу гипотезу о промежуточном положении киноискусства по отношению к другим видам искусства.
Говоря о посетителях оперного театра, нужно обратить внимание на их пристрастие к драматическому искусству и кино, а так же на большую посещаемость массовых зрелищ.
Как мы видим, почитатели «высокого» искусства не отвергают, а скорее даже, наоборот, интересуются «массовым искусством». Их досуг не является узконаправленным: им не чуждо и кино, и концерты, и ночные клубы.
Посещение дискотек - своеобразная отличительная карточка молодежи в возрасте от 15 лет. Период взросления отмечается характерным стремлением к общению со сверстниками и желанием понравиться противоположному полу. Быть всегда в центре событий, развлекаться и получать удовольствие - это свойственно подросткам старше 15 лет, особенно в период студенчества.
Занятия спортом в свободное время являются одним их основных способов проведения досуга, и в большинстве случаев спорту отдают предпочтение юноши.
Проводить свободное время, гуляя с друзьями, больше нравится городским жителям. В большинстве случаев предпочитают проводить время с друзьями на улице подростки 15 -17 лет, в более раннем возрасте у детей несколько другие интересы.
Туризм и отдых на природе предпочитают 31,2% молодых людей, это третий по популярности вид отдыха у молодежи.
За чтением газет и журналов проводят свой досуг 20,1% опрошенных, в большинстве случаев это старшая группа подростков в возрасте 15-18 лет.
Компьютерным играм посвящают свое свободное время 22,2% подростков. Компьютер как одно из проявлений индустрии развлечений не так давно вошел в жизнь подростков и детей. Если 10 лет назад его в большинстве случаев заменяли игровые приставки, то с годами все более совершенные модели компьютеров с мультимедийными возможностями становятся мечтой детей и подростков. Появившиеся компьютерные игры с отличной графикой привлекают детей и подростков в любом возрасте. Фактор наличия компьютера дома не всегда является решающим, в большинстве случаев подростки посещают компьютерные салоны или друзей, имеющих чудо - технику дома.
На посещение досуговых учреждений влияет материальное положение молодых людей. Согласно данным исследованиям, материально обеспеченные чаще, чем малообеспеченные молодые люди, занимают свое свободное время различными мероприятиями.
С ростом дохода увеличивается лишь число посещений различных мероприятий. Выбор той или иной досуговой формы не связан с материальным обеспечением молодежи.
Различия в чтении художественной литературы и периодики высокодоходной и низкодоходной группах практически не значим. Это подтверждает наше предположение о том, что все группы молодежи не зависимо от материального положения имеют равный доступ к тем общечеловеческим ценностям, знаниям, опыту, которые передаются с помощью книг и других печатных изданий.
Среди молодых людей с высшим образованием посетителей всевозможных досуговых учреждений в полтора - два раза больше, чем среди молодых людей со средним и средним специальным образованием.
В нынешней ситуации часть молодежи посещает развлекательные учреждения, а другая нет. В частности, к группе «непосетителей» развлекательных учреждений относится 20-30-летняя молодежь преимущественно со средним или средним специальным образованием, имеющая невысокий доход.
Таким образом, «массовое искусство» открыто для приверженц
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 7826;