Налоговая система исламских стран
Одной из особенностей исламской экономической модели является развитая система социальной активности посредством отчисления ежегодного обязательного налога (занят) и активной благотворительной деятельности. Разнообразие видов и механизмы отчисления социальных налогов регламентируются нормами шариата. При совмещении двух налоговых систем - государственной и исламской благотворительной - возможны позитивные результаты. На практике это может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.
Закят не является налогом в строгом, европейском понимании этого термина, его скорее можно назвать религиозной обязанностью. Он - один из пяти «столпов» ислама, и не считается бременем для верующего. Закят включает в себя милостыню. Закят должен передаваться нуждающимся. Богатство считается незаконным, если сосед испытывает нужду.
Закят означает 'очищать'. Выплачивать закят – значит, очищаться от грехов. Поэтому должна быть точно указана цель занята. Он не должен идти на общественные нужды. Считается, что закят, должен непосредственно передаваться от богатых к бедным. Закят следует собирать даже в том случае, если в обществе нет нуждающихся. Денежные средства должны храниться в государственной казне - бейт ал-мал - и использоваться государством в соответствии с его планами.
Хотя в исламе нет формальной налоговой системы, вопрос об обязанности богатых в отношении бедных занимает центральное место. В соответствии с исламским учением, Аллах создал богатство для распределения его среди верующих.
Аль-джизья - налог, взимаемый с немусульман в мусульманских странах (за исключением женщин и детей). Необходимость данного налога мотивируется тем, что немусульмане должны платить за свое неверие и за защиту, предоставляемую им мусульманским государством. Немусульмане не должны отбывать воинскую повинность, так как защита страны - религиозный долг мусульманина. Так как немусульмане не выплачивают закята, исламский закон требует, чтобы они делали своей вклад, который соответствовал бы исламскому налогу.
Размер джизьи зависит от платежеспособности. Немусульмане подразделяются на три группы: бедняков, средний класс и богатых. Джизья - регрессивный налог: с богатых он не превышает 0,5% их состояния, со среднего класса - 12% и с бедных - еще большей суммы.
Имеется и другая разновидность налога - аль-харадж, который существовал до ислама и все еще сохраняется.
В отличие от закята и джизьи, харадж - «нейтральный» налог: он может взиматься и с мусульман и с немусульман - в зависимости от статуса их земли. Исконная арабская земля освобождается от хараджа: с нее взимается ушр - десятина. Объем ушра колеблется от 5 до 10% (в зависимости от плодородия земли).
Харадж можно разделить на две части: поземельный налог, основывающийся на налоге на имущество, и налог на доход. Величина дохода на имущество определяется в зависимости от размера земельной собственности, почвы, системы орошения, числа деревьев и т.д. Подоходный налог - пропорциональный и достигает 20-50%, находясь в зависимости от величины урожая и рыночных цен.
Так как харадж не упоминается в Коране, исламское государство имеет большую свободу действий в отношении его взимания и размера.
В исламских странах взимается корпоративный налог, его ставка составляет 28%. Однако по нему имеется большое количество льгот. Например, вновь созданные предприятия полностью или частично освобождаются от него сроком на 5-10 лет (в зависимости от сферы деятельности). Полностью освобождаются от него предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию. Не подлежат налогообложению инвестиции на развитие производства и т.д. Кроме корпоративного налога, исламские предприятия платят налог на продажу как импортных, так и отечественных товаров.
Производители нефти в Малайзии платят налог на нефть по ставке 38%. Жители страны отчисляют налог со своих доходов: он носит прогрессивный характер и взимается по ставке от 1 до 28%.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1638;