Концептуальные позиции. v Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем.
v Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем.
v Принцип природосообразности: предоставить действовать в деле воспитания не человеку, а природе; внешне невозможно устранить то, что растет изнутри.
v Природой в ребенке заложено влечение к познанию, к образованию, к творчеству, но проявлять это может только в атмосфере свободы.
v Принцип свободы в обучении: свобода от всяческого принуждения.
v Истинное образование не в том, чему ребенка учат, а в том, что он понял.
v Свобода от чуждого мышления и стереотипов.
v Ребенок есть образец невинности, безгрешности, добра и правды.
v Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями.
v Вера в ребенка; в самом маленьком человека присутствует все качества, необходимые для его развития. «Человек может найти сам себя, если ему не ставить препятствия».
v Ребенок - прообраз добра, истины, красоты, он более естественен и совершенен, чем взрослый, он душой различает доброе и злое, высокое и низкое.
Максималистские позиции:
v Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодотворно, незаконно, невозможно; «Лучше не иметь никакой системы воспитания и совершенно не воспитывать ребенка, чем делать то, что насильственно должно его определять и только испортить».
v 0,999 воспитания сводится к примеру.
v Воспитание портит, а не исправляет людей.
v Чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.
v Непротивление злу насилием.
В последний период жизни Л.Н. Толстой перешел к другой крайности – педагогическому морализму с религиозным оттенком.
Особенности содержания:
Л.Н. Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.
Методика обучения чтению включает разнообразные приемы: чтение с учителем – техническое – с пониманием – драматическое – панорамное.
Учебники Л.Н. Толстого «Русские книги для чтения», «Арифметика», «Азбука» содержат огромное количество жизненных ситуаций, знакомят ребенка с разными сторонами окружающего мира, отвечают на вопросы, что надо делать и чего не надо делать, чтобы хорошо прожить свою жизнь. В «Азбуке» дети соприкасаются со словом «душа» и родственными ему и затем переходят к другим понятиям духовного мира.
Процесс овладения письменной культурой есть проблема онтологическая.
Развитие устной речи посредством работы с динамическими текстами.
Самое важное для школы: сама жизнь, то, как она проживается, как осознает ее и себя в ней маленький человек.
Соединение обучения и воспитания в единое целое, в предмет. Рассказы, притчи, пословицы и поговорки, собранные в «Азбуках», - это не нравоучение, а мораль, естественно вытекающая из содержания, которое естественно связывается с жизнью. Когда ребенок переживает жизненную ситуацию, заложенную в тексте, чтение для него становится способом духовного самораскрытия.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 819;