Ирреальное пространство
может быть астральным (небесным, райским) и инфернальным (адским). Оба этих космологических пространства противопоставлены друг другу, являются внеземными сферами, вмещающими внеземные объекты. Эти 2 мира и пространства, в сочетании с земными картинами, описал М.Ю. Лермонтов
(7) В уме своем я создал мир иной
И образов иных существование;
Я цепью их связал между собой,
Я дал им вид, но не дал им названья
(Лерм. Русская мелодия)
Астральное пространство у Лермонтова – это «воздушный океан» со странствующими в нем облаками. Он поднимается ввысь над горами и продолжается синим эфиром, эфирными просторами. Объектами синего эфира являются светила, восточная звезда, метеор, комета, сын эфира. В непостижимой беспредельности, святом заоблачном краю, в раю, навечно успокаиваются души. Это место обитания Творца. Синий эфир у Лермонтова мало населен. Встречи случайны, нет человеческих чувств: Им в грядущем нет желания / И прошедшего не жаль.
Героем инфернального мира у Лермонтова является Демон: И гордый демон не отстанет, / Пока живу я, от меня. Инфернальный мир, как астральный, бесконечен в пространстве и времени, открыт: в пустынях вечного эфира, пустыня мира, владений бесконечность. Поэтому страдающий «адский дух» Демона не видит для себя исхода.
Ирреальный мир в поэтической речи связан с определенной цветовой гаммой. Астральный мир обычно изображен с помощью 3 цветов: синего (голубого, лазурного, бирюзового), желтого (золотого, оранжевого, рыжего), красного (багрового, алого, розового):
Неба открылся клочок
В этой бездонной лазури;
Купол стремится в лазурную высь.
Синие окна румянцем зажглись;
Над рощей – красный диск луны;
Погасло небо осеннее
И розовый небосклон (Блок)
Для инфернального мира характерна тема черноты, тьмы, глухоты и – красного цвета:
Ночь летит на нас…
Сквозь туман горит
пара красных глаз‑
Страшен мрак ночной,
Коли нет огня… (А. Белый)
Пространство может быть волшебным и фантастическим. Они связаны с земной действительностью, поэтому авторы называют знакомые предметы обстановки, привычные картины природы. Однако все эти объекты получают новые свойства:
· возможно неожиданное превращение;
· быстрое, мгновенное исчезновение объектов открытого пространства и появление новых, необъяснимых, не мотивированных ситуацией:
Тут он [Пилат] оглянулся, окинул взором видимый ему мир и удивился происшедшей перемене. Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли и двинулись куда-то (Булг.)
· Возможность быстрого расширения и сужения пространства, полная смена объектов закрытого пространства. Например, в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова в сцене бала у Сатаны трехкомнатная московская квартира испытывает ряд волшебных изменений: бассейн, тропический лес, бесчисленные залы с колонной, с грандиозной лестницей, «громаднейшей швейцарской с совершенно необъятным камином, в холодную и черную пасть которого мог свободно въехать грузовик».
· Мгновенное перемещение персонажа произведения и его неожиданное появление в любой точке страны и мира.
· Новые, необычны персонажи (Черномор у Пушкина, Абадонна, Кот Бегемот, Воланд, Гелла у Булгакова.
· Герои могут преодолевать границы закрытого пространства и проходить сквозь твердые и прочные среды: ‑ Абадонна, ‑ негромко позвал Воланд, и тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в темных очках.
Языковыми средствами показа нереального мира являются:
1. Фазисные глаголы, указывающие на начало и конец событий. Обычно с приставками воз, раз, про, по, из и др.;
2. Средства категории неопределенности: Маргарита смутно видела что-нибудь; …окатиликакой-тогорячей, густой и красной жидкостью; Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли…
3. Прилагательные и наречия, фиксирующие отступление от нормы;
4. Перфективные глаголы: возник, появился, съёжился, распался, исчезли, пропало, не стали.
5. Оценочные прилагательные и наречия: нелепый, жутких размеров, странный, неожиданный, в мгновение, тотчас
6. Неопределенные местоимения и наречия
Зазеркалье имеетграницу, отделяющую один мир от другого: темное окно, зеркало, дымы, туман, лес. Граница разделяет время и пространство, находящихся в двух мирах людей. Персонажи испытывают чувство страха, ожидания прихода желаемого, которое избавит от страха, испуга перед угрозами Великана: А в зеркале двойник бурбонский профиль прячет (Ахм.)
Великан, запахнувшийся в тучу,
Как утес, мне грозится сквозь мглу;
И пройдет, грозя,
Меж лесных вершин
Великан седой:
Закачает лес,
Склон ночных небес
Затенит бедой (А. Белый)
Отворятся двери – там мерцанья,
И за ярким окошком – виденья.
Не знаю – и не скрою незнанья,
Но усну – и потекут сновиденья.
В тихом воздухе – тающее, знающее…
Там что-то притаилось и смеется (А.Блок)
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 838;