Циклическое время (макрокосм)

До сих пор речь шла о линейно развертывающемся времени. Но оно может быть цикличным. Семантическое поле цикличности образуют глаголы, существительные и прилагательные, обозначающие:

- времена года: весна, лето, осень;

- части суток: ночь (ночной), день, полдень;

- месяцы: декабрь, январь; мартовский;

- источник света: солнце, луна, заря, свеча и пр.:

Звезда печальная, вечерняя звезда!

Твой луч осеребрил увядшие равнины (А.С. Пушкин).

 

И вечерогривы кони,

И утровласа дева (В. Хлебников)

 

Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань (Ес.)

Наречия-интенсификаторы: вновь, опять, снова, обычно, еще, уже и др. На периферии семантического поля временного цикла находятся слова метель, снег, дождь, желтые листья, молодая трава и др. (нерегулярная повторяемость).

Космологические циклы человека (микрокосм)

Космологическое понятие «пора», «время» имеет отношение не только к природным явлениям, но связано с этапами жизни человека и любого живого существа: рождение, юность, молодость, зрелость, старость; младенец, мальчик, юноша, мужчина, старик, дед, бабка.

Молодость моя! Назад не кличу,

Ты была мне ношей и обузой (Цв.)

М. Цветаева соединила циклы природы (макрокосм) и циклы человка (микрокосм), аллегорически изображая свойства Солнца в течение дня и изменяющийся от возраста характер людей:

Солнце вечера – добрее

Солнца в полдень.

Изуверствует – не греет

Солнце в полдень.

Отрешеннее и кротче

Солнце – к ночи.

Умудренное, ‑ не хочет

Бить нам в очи.

Простотой своей тревожа

Королевской,

Солнце вечера – дороже

Песнопевцу.

М. Дудин с помощью синтаксического параллелизма объединяет реальное объективное время и субъективное:

За сутками новые сутки

В вечерней скрываются мгле.

И тихо мои незабудки

Цветут на вечерней земле.

В первых 2-х строчках слово вечерний называет реальное время суток. Повтор этого же слова в конце строфы указывает на время субъективное (мои), психологическое (незабудки, т.е. воспоминания), на возраст лирического героя – вечерняя – возраст увядания, надвигающейся старости.

3. Субъективное (концептуальное) время –авторское понимание отношений между явлениями: а) речь в таких текстах всегда ведется от первого лица, он эгоцентричен и ориентирован на формы местоимений я, мой, наш; б) для такого текста характерна оценочность, выраженная при помощи при знаковых слов (прилагательных, причастий, деепричастий, наречий), способствующих введению большого количества тропов: эпитетов. метафор, сравнений, преобразующих объективное время:

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, как сон мой, легка,

И вздохнули духи, задремали ресницы,

Зашептали тревожно шелка (Блок).

Весь текст мотивированно содержит большое количество глаголов реального (прошедшего) времени, т. к. лирический герой вспоминает о прошедшем событии. Если эти глаголы извлечь и текста, оторвав от окружения, то они потеряют впечатление описания движений Прекрасной Незнакомки, движений, соединенных в сознании говорящего с целым рядом ассоциаций. Поэтому все глаголы сопровождает модальный оператор как бы, словно бы. Следовательно, автор не только называет реальные события прошлого, но и накладывает свои ощущения, оформленные в виде дополнительной информации, имеющей эстетико-познавательную ценность. Н.Д. Арутюнова так пишет о реальном субъективном времени, отражающем глубины психического мира человека: «В этом неустойчивом мире трудно разделить разные состояния и ввести каждое из них в определенные временные границы. Это свойство психического мира хорошо выражено В. Ходасевичем:

Ищи меня в сквозном весеннем свете,

Я весь – как взмах неощутимых крыл,

Я звук. я вздох, я зайчик на паркете,

Я легче зайчика: он вот, он здесь, я был.

Слабая структурированность «психического времени» отлагается в языке. Так, например, перемежающиеся впечатления могут выражаться не только конъюнкцией антонимов (конъюнкция – это логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний, объединенных с помощью логического союза И), но и конъюнкцией утверждения и отрицания: Речка движется и не движется. Их противоречивость нейтрализуется действием имплицитного миропорождающего оператора «Кажется что…».

4. Время психического мира человека

Субъективное психическое время проспективно может быть представлено с помощью ментальных глаголов знаю, вижу, помню, жду и др.

Откуда я пришел, не знаю…

Не знаю я, когда уйду,

Когда победно отблистаю

В моем сверкающем саду (Гумилев).

Психическое время может быть выражено при помощи глаголов чувственного восприятия (слушаю, вижу), которые как бы регистрируют, чтó происходит в грёзе, в мечте, в душе человека. Данные глаголы в тексте сопровождаются модальным оператором представляю, как…. Он позволяет события отдаленного прошлого изобразить в качестве настоящего, сдвинув, таким образом, границы времен:

Я слушаю рокоты сечи,

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далее

Широкий и тихий пожар (А. Блок)

В ретроспективе субъективное психическое проявляется, когда человек обращается к своей памяти: Я помню чудное мгновение…

Субъективное психическое выражается глаголами со значением эмоционального состояния: любить, сердиться, грустить…, существительными страдание, мечта, желание, печаль, любовь и др.:

Любовь! Любовь! И в судорогах и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь

Рванусь! (Цветаева)








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 593;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.