Развитие понятия материи в философии

 

В поисках “первокирпичика” мира античные философы пришли к признанию под материей вещества, некоторой телесности, и эта концепция просуществовала до середины XIX века нашей эры.

Но такой взгляд порождал мучительные проблемы: а что находится между веществом? существует ли абсолютный вакуум, или он чем-то заполненный? что такое пространство и время?

Бурное развитие естествознания породило серьёзное сомненения учёных об абсолютном вакууме, т.к. непонятным были такие явления как прохождение через него звука, света, электрического заряда. Эти мучительные и длительные поиски естествоиспытателей привели к открытию физических полей (гравитационного, магнитного и электромагнитного) и доказательству их материальной природы. Таким образом было доказано атрибутивное свойство материи – её непрерывность. Понятие абсолютного вакуума исчезло. Философы впервые (Ф.Энгельс) сформулировали понятие материи как объективной реальности существующей вне и независимо от человеческого сознания и являющейся источником наших ощущений.

Новейшие открытия в естествознании II половины XIX века и начала

XX века: расщепления атома, теория относительности, теория отражения и другие были использованы В.И Лениным в его полемике с авторами философского учения (Мах, Авенариус и их последователи) вошедшего в историю философии как эмпириокритицизм, или неопозитивизм. В.И. Ленин сформулировал диалектико–материалистическое понятие материя:

« Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч. П. 18. С.131.)

Вычленяя признаки материи - она является источником наших ощущений, она копируется, фотографируется, она существуетвне и независимо от ощущений; В.И. Ленин обращает особое внимание на третий признак, называет его важнейшим, так как объективной реальностью является и духовный мир человечества как продукт деятельности человеческого сознания. Эту объективную реальность нельзя путать с материей как объективной реальностью, существующей в бесконечном многообразии ее видов и форм.

Ленинское определение материи имеет огромное мировоззренческое

и методологическое значение, утверждая диалектико-материалистическое мировоззрение и познаваемость мира. Ленинское утверждение, что «материя неисчерпаема вглубь» находит все новые и новые доказательства в открытиях современного естествознания. Таким образом, В.И Ленин преодолевает метафизический взгляд на материю.

 








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1081;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.