Мировоззрение и его историко-культурный характер
Специфика философского знания
Спецификапредмета философии обусловливает особенности философского знания. Назовём наиболее значимые из них:
1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру.
2. Основным средством познания для философии является разум. Эмпирическая база философского познания – вся совокупность частных наук и общественно - историческая практика.
3. Главное отличие философии от всех частных наук заключается в том, что философия является предельным обобщением ранее накопленных человеческих знаний. Предмет философии шире предмета исследований любой отдельной науки. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. Она содержит базовые основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе других наук.
4. Философское знание характеризуется двойственностью: оно имеет очень много общего с научным знанием (предмет, логико-понятийный аппарат, методы). Но в то же время оно не является научным знанием в чистом виде, т.к. оно во многом субъективно несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов.
5. Философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом. Она является совокупностью объективного знания и ценностей, идеалов (нравственных, эстетических) своего времени, испытывает на себе влияние эпохи и влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами.
6. Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.).
7. Философское знание, изучая наиболее общее основание социоприродного бытия, закономерности развития мира как целого, динамично, постоянно развивается и обновляется, неисчерпаемо по своей сути.
Основной вопрос философии
Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, материи к сознанию.
Основные положения
1. Важность данного вопроса, который был обозначен ещё в ходе возникновения и становления философской мысли, заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нём, а это и является главной задачей философии.
2. Материя и сознание (дух) - два неразрывно и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая (бытийная) и гносеологическая (познавательная).
3. Обе стороны основного вопроса философии имеют альтернативное решение: или - или.
4. Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание. В зависимости от того, как философы отвечают на первую сторону основного вопроса философии, они делятся на материалистов и идеалистов и соответственно философские направления - на материализм и идеализм.
Материализм - направление в философии, сторонники которого считают, что в отношении материи и сознания первичной является материя , которая является самостоятельной субстанцией и не нуждается в своем существовании ни в чём , кроме себя.
К материалистическому направлению принадлежат такие философы, как Демокрит, Эпикур, Ф.Бэкон, Локк, Спиноза, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин и др.
Идеализм - направление в философии, сторонники которого в отношении материи к сознанию первичным считают сознание (идею, дух). Идеализм существует в двух формах: объективный (Платон, Гегель и др.) и субъективный идеализм (Беркли и др.).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции и в Средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.
5.Гносеологическая сторона основного вопроса философии.
Суть второй (гносеологической) стороны основного вопроса философии состоит по определению Ф.Энгельса в следующем: “Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру”, т.е. познаваем ли мир?
Отвечая на вопрос, познаваем ли мир, философы разделились на две группы:
а) большинство из них и, прежде всего материалисты, признают принципиальную возможность познания мира;
б) но наряду с ними есть философы (агностики), которые утверждают: мир непознаваем, познавательные возможности человека ограничены (И.Кант). Убедительным доказательством несостоятельности агностицизма является общественно-практическая человеческая деятельность.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решён и фактически является извечной философской проблемой.
В XX в. многие западные философы стали меньше уделять внимание традиционному основному вопросу, мотивируя это тем, что он якобы трудно разрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Западные философы Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос - проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, поиска смысла жизни и своего места в мире.
3.Структура философии и её функции
Философия - очень ёмкая система теоретического знания.
Общую структуру предмета философии составляют следующие основные разделы:
1. Онтология - философское учение о бытие сущем.
2. Гносеология - философское учение о познании.
3. Антропология – философское учение о человеке.
4. Социальная философия - философское учение об обществе.
5. Аксиология - философское учение о ценностях.
6. Диалектика – философское учение о развитии.
В рамках указанных разделов можно выделить множество изучаемых философией частных вопросов:
- сущность и происхождение бытия;
- материя и сознание;
- человек, его сущность и существование;
- общество и природа, общество и человек;
- особенности познания;
- философские проблемы науки и техники и др.
Функции философии
Функции философии - основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие основные функции философии: мировоззренческую, методологическую и воспитательно-гуманитарную.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия человека с окружающем миром.
Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания действительности. В соответствии со спецификой философии речь идёт о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, помогать человеку адаптироваться в окружающем мире, найти свой смысл жизни. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует этический и эстетический подходы.
Мировоззрение и его историко-культурный характер
Всякая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение является также философией. Философия - это высший уровень мировоззрения. Вот почему изучение философии мы начинаем с темы «Мировоззрение, его сущность, структура, уровни и исторические типы». Что такое мировоззрение?
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и установки.
Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно - практической деятельности людей, вне культуры общества. Следовательно, мировоззрение - это не только совокупный результат, итог, но и условие практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя.
1. Носителем, субъектом мировоззрения является всякий мыслящий индивид. Оно у них всегда неповторимо, т.к. у любого человека имеются собственный опыт и знания о внешнем мире.
2. Субъектом мировоззрения могут быть большие социальные группы людей (классы, слои и др.). Их мировоззрение включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы.
3. Субъектом мировоззрения может быть исторически конкретное общество, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Например, мировоззрение античного общества, эпохи Возрождения и т. д.
Структура мировоззрения включает в себя:
1. Прежде всего, знания. Они являются исходным звеном мировоззрения. В мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире.
2. Принципы - важнейшие руководящие идеи и правила поведения в мире.
3. Убеждения - твердая уверенность человека в истинность своих знаний, в правоте своей жизненной позиции.
4. Вера - психологическая установка на восприятие реальности, уверенность в успехе и лучшем будущем. Вера может быть интеллектуальной, основанной на знаниях и фактах, может бытье иррациональной, основанной на домыслах, фантазиях, догмах.
5.Идеалы как образ желаемого будущего, как цели программа действий человека. Идеалы могут быть высокие и низменные, утопические и реакционные.
6. Духовные ценности, т.е. идеи и понятия, с помощью которых люди определяют предметы мира как положительные, так и отрицательные (добро или зло, прекрасное или безобразное и т. д.)
Всё изложенное можно представить в виде простейшей формулы мировоззрения. Кратко говоря, в структуре мировоззрения можно выделить три основных подсистемы:
1. Мироощущение (это эмоционально-образный уровень мировоззрения).
2. Миропонимание (логико-рассудочный уровень мировоззрения). Миропонимание может быть житейски - практическим и теоретическим. Житейски - практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на повседневном опыте; на его формировании существенное влияние оказывают религиозные традиции, уровень образования, характер профессиональной деятельности и многое другое, он не отличается систематичностью, в нём нередки устойчивые предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне. Теоретическое миропонимание характеризуется логической обоснованностью. К этому уровню принадлежит философия, которая видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа.
3.Третья подсистема мировоззрения - поведенческая (или практическая). Для того чтобы знания, ценности, нормы реализовались в поступках и действиях людей, необходима определённая установка, готовность действовать в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный характер. Мировоззрение всегда стимулирует определенный тип поведения. В каждой исторической эпохе обычно имеет место господствующий тип мировоззрения.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 3793;