Концепция детерминизма
В широком смысле детерминизм есть такая концепция понимания мира, которая основывается на принципах причинности и закономерности.
Долгое время умами ученых владел механистический детерминизм, базировавшийся на однозначности причинных связей и исключающий случайности (Демокрит, Спиноза и др.). Такой подход не принимал вероятностной, статистической формы детерминизма. По мере развития науки в XX веке становилось понятным, что одинаковых причин, условий и результата в мире не бывает. Совершился переход к пониманию многозначности связей между причинами и следствиями, т.е. к статистическому детерминизму.
С точки зрения диалектико-материалистической концепции детерминации причины и следствие необязательно должны быть связаны с жесткими и однозначными связями, т.е. необходимым образом. Эта связь может носить статистический, вероятностный характер, и тогда форма детерминации статистическая.
Индетерминизм – это отрицание закономерности и причинной обусловленности связи, т. е. абсолютизация случайностей. Наукой было установлено, что случайность тоже не беспричинна; она обусловливается перекрещиванием необходимостей, т.е. закономерна.
Развитиекак процесс обусловленный множеством связи, это движение по восходящей линии от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому с необходимостью отрицания старого; этот процесс детерминирован специфическими физическими закономерностям - объективными законами развития. Чтобы понять сущность и многообразие развития, необходимо вычленить основные законы развития и понять механизм их реализации.
Так на вопрос, как происходит развитие, отвечает закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Механизм этого закона реализуется в категориях: свойство, количество, качество, мера, постепенность, скачёк как переход в новое качество. Этот закон говорит нам, что развитие происходит в двух формах (постепенность и скачёк, непрерывность и прерывность), что мера является объективной границей бытия данного качества, что скачёк – объективно неизбежен. Многообразие скачков обуславливается качественным многообразием бытия.
Вопрос о том, что является причиной, источником развития, раскрывается законом единства и борьбы противоположностей. Механизм реализации этого закона осуществляется через категории: тождества различия, противоположность, единства, борьба, противоречие как отражение борьбы противоположностей, находящихся в единстве. Механизм реализации данного закона осуществляется через развитие противоречия от потенциального состояния до конфликта. Последний непосредственно предшествует скачку как переходу исходного состояния вещи в новое качество путем разрешения противоречия. В зависимости от формы противоречий, способ их разрешения приобретает своеобразный характер. Но при всех обстоятельствах назревшее противоречие должно бытьразрешено- оно не может быть отменено путём примирения между противоположностями. Этот закон является сутью, ядром диалектики.
Наконец, вопрос в каком направлении осуществляется развитие раскрывает закон отрицания отрицания. Он осмысливается через категории потенциальное отрицание как находящее внутри вещи способность к развитию; первое отрицание как реальный переход вещи в свою противоположность; второе отрицание как относительное завершение цикла развития в виде приближения к исходному качественному состоянию, но с новыми свойствами, возникшими под влиянием внешних условий и внутренних изменений. Отрицание предшествующей ступени развития последующей происходит как диалектическое отрицание, т.е. отрицание с сохранением всех видовых и родовых признаков и свойств исходной вещи и отмирание всего устаревшего, т.е. потерявшего способность к дальнейшему развитию. Через диалектическое отрицание осуществляется механизм преемственности как выражение устойчивости и изменчивости в развитии.
Законы диалектики носят универсальный характер, отражая процессы развития в природе, обществе и в мышлении. В развитии осуществляются принципы диалектики:
1)принцип детерминации, 2) принцип историзма, 3) принцип конкретности, 4) принцип проверки практикой.
Всеобщий принцип развития позволяет осмыслить такие процессы как прогресс и регресс.
Идея прогресса родилась в период подъёма капитализма. Её развивали Д.Вико, А.Тюрго, И.Гердер, Ж.Кондорсе, Г.Гегель и др. философы. Эта идея применялась к пониманию развития общества. Долгое время она носила ценностный характер.
В комплексе понятий материалистической диалектики прогресс в самом широком смысле определяется как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высшим, совершенным при одновременном отмирании старого, т. е. регресса. Иначе говоря, в живой природе и обществе всякое изменение, выступающее как прогрессивное, необходимо связано с изменениями регрессивными. Без одного нет другого. В реальных процессах развития природы и общества проявляется объективная многонаправленность процессов (прогресс, регресс и круговые изменения).
Для осмысления сложных, противоречивых процессов развития человечество не выработало более эффективных методов, чем диалектическое мышление. Законы диалектики позволяют нам понять всю сложность и противоречивость прогресса и регресса, как сторон развития.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1194;