У истоков современного дизайна

Дизайн как профессия существует около ста лет. Ее отсчет, по мнению многих исследователей, начинается с известного движения "За связь искусств и ремесел", возникшего в Англии конца XIX века, лидером кото­рого был известный художник и теоретик в области пред­метного творчества Уильям Моррис (1834-1896). Именно тогда были сформулированы основные положения теории и творческие принципы дизайна, повлиявшие на школы и направления более поздних лет. Главная задача этой школы конструирования состояла в том, чтобы удобные и красивые предметы, которыми пользовалась социальная верхушка буржуазного общества, сделать доступными широким массам и тем самым воспитывать хорошие вкусы.

Моррисом и его единомышленниками владело желание внести элемент красоты в жизнь обезличенного промышленным однообра­зием человека. В 1863 году были организованы мастерские, которые долж­ны были доказать преимущество индивидуализованного труда и индивидуализованной бытовой вещи. В мастерских Морриса работали выдающиеся художники того времени. Они создавали превосходные ковры, обои, ме­бель, витражи и т.п. Но вместо того, чтобы создавать массовое искусство, мастерские производили дорогие предметы обихода для богатых. Наиболее ценным в деятельности мастерских Морриса было утверждение общественной важности прикладно­го искусства для массового производства продуктов потребления. У.Моррис предложил программу создания нового сти­ля жизни, представив картину возможного соединения высокоразвитой техники с ручным, ремесленным трудом, как особым проявлением народного творчества. При этом У.Моррис определяет художественные ремесла как перво­основу, из которых вышли и развились все остальные виды пластических искусств.[1]

Своеобразным манифестом нового творческого тече­ния, которое ставило перед собой цель повлиять на суще­ствующие стили и вкусы общества, стал построенный У.Моррисом дом "Ред-хауз" (дом из красного неоштукату­ренного кирпича, отсюда и название "красный дом"). Это был программный проект дома художника для самого себя и единомышленников. Его строили как «самое красивое место в Англии». Ред-хауз был принципиально новый для того времени тип дома - с легкими и светлыми интерье­рами и выгородками, с цветочными обоями, новыми све­тильниками и мебелью, вместо замкнутых и глухих ин­терьеров, отделанных резными дубовыми панелями и красным деревом, заставленных мебелью и малоосве­щенных. В «Ред хаузе» У.Моррис стремился привести в соответствие с архитектурой все убранство дома. Поэтому он взялся самостоятельно с друзьями за изготовление и мебели. При этом, учитывая, что эта мебель для обычного частного дома, они делали мебель так, как будто она уже выпускается массовым тиражом.

Некоторые дату возникновения про­фессии дизайнера связывают с началом XX века, когда художники заняли ведущие посты в ряде промышленных отраслей и начали создавать фирмен­ный стиль предприятий. Существует мнение, что о дизайне, как о профессии, можно говорить тогда, когда появились первые дипломированные специалисты по дизайну. Это 20-е годы ХХ столетия, когда были открыты первые школы дизайна - Баухауз в Герма­нии и ВХУТЕМАС в СССР. Начало расцвета дизайна следует отнести к периоду всемирного экономического кризиса 1929 года. Действительно, вплоть до кризиса 1929 года европейский дизайн оставался чисто локальным явлением, не оказывая заметного влияния на промышленное производство. И толь­ко с началом кризиса американский дизайн становится ре­альной коммерческой силой, приобретая постепенно в пол­ном смысле этого слова массовый характер, возникает про­фессиональная "индустрия дизайна".

Теоретической базой для развития формообразования в дизайне стал сформировавшийся в начале ХХ века стиль – функционализм. Его лидеры, видевшие красоту художественной фор­мы в ее функциональной целесообразности, стояли и у ис­токов дизайна мащин. Среди них такие известные имена как Луис Салливен- один из осно­вателей Чикагской архитектурной школы, известной свои­ми зданиями "машинной эпохи"; Фрэнк Ллойд Райт - пат­риарх американской архитектуры и дизайна; Петер Беренс - немецкий архитектор и художник, с чьим именем связы­вают целую эпоху в развитии дизайна и, в частности, появ­ление «фирменного стиля»; Мис ван дер Роэ - один из ли­деров известного германского производственного союза Веркбунда; Вальтер Гропиус - основа­тель "Баухауз" - всемирно известной школы современной архитектуры и дизайна; Герит Томас Ритвельд - голланд­ский архитектор, его концептуальное «красно-синее крес­ло» стало скульптурным символом современного дизайна.

Зарождение и развитие функционализма в Германии связано с влиянием технического прогресса на окружаю­щую среду, с развитием крупных промышленных концер­нов и усилением роли их руководителей в государственной политике, переосмыслением значения искусства в XX веке. С образованием в Германии в начале XX в. крупных моно­полий при участии предпринимателей, банков и правитель­ственных кругов начал быстро складываться союз худож­ников и промышленников: Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд ху­дожественно-промышленных мастерских, небольших про­изводственных и торговых предприятий, художников и архитекторов. Один из создателей Германского Веркбунда - известный немец­кий архитектор Герман Матезиус (1861-1927) отмечал, что художники из мастеров декоративного орнамента пре­вратились в творцов тектонических форм и перед ними встала задача поиска новых форм, отвечающих условиям машинного производства. Тем самым художник, с одной стороны, получил возможность влиять на повышение качества машинных изделий, приближая к искусству фабричное производство, а с другой стороны, он должен жертвовать определенной частью художественных задач, приближаясь к проблемам формообразования в соответ­ствии с уровнем современной ему техники. При этом Г.Матезиус особое внимание уделял воспитанию нового вкуса у потребителя через преобразование его быта, окружающих интерьеров.

Особое место в развитии теории предметного творче­ства в Германии, внедрении искусства в промышленное производство занимает Петер Беренс (1869-1940). Художник-практик, пришедший в дизайн от станко­вой живописи и графики, он одним из первых ощутил новые задачи, встающие перед проектировщиком в индустриаль­ном обществе.

Будучи художественным директором крупнейшего в Европе электротехнического концерна АЭГ, он активно занимается проектной деятельностью, начиная от предме­тов электрического оборудования, фирменных упаковок, каталогов и плакатов и кончая архитектурой зданий фаб­рик и мастерских. В качестве идеала промышленных из­делий и сооружений он выдвинул простоту и функцио­нальность их внешнего облика. Решая задачу создания яркого запоминающегося лица фирмы, П.Беренс создает единый стиль в формообразовании выпускаемой АЭГ про­дукции, первоэлементом которого стал сердечник электро­мотора, от него вырастала вся «кристаллическая решетка» формообразования. По сути это была одна из первых программ «фирменного стиля», получивших впоследствии широкое распространение, и являющихся сегодня одним из ведущих инструментов дизайнерской деятельности. Выдвинутые П.Беренсом идеи нашли свое продолжение и развитие в немецкой эсте­тике, работах Баухауза, известных архитекторов - уче­ников П.Беренса: Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Рое, Ле Корбюзье.

В результате первой мировой войны Германия испытывала серьезный экономический кризис. Стремление страны, отставшей от многих других с выхо­дом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обра­титься к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции, уровень которой был крайне низок. Возникла необходимость в создании школы инженеров-художников нового типа. В 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре, культурном центре Саксонии, был создан Баухауз в результате реорганизации существовавших здесь Акаде­мии прикладных искусств и Школы изящных искусств. Его осно­вателем и первым директором был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус.

Баухауз - крупнейшее явление в мировой художе­ственной культуре, широко известная архитектурно-ху­дожественная школа дизайна. Баухауз является одним из основоположников современного индустриального формообразования в дизайне.[2]

Среди наиболее известных произведений Баухауза в области архитектуры и дизайна - дом «Ам Хорн» в Ваймаре; здание Баухауза, ряд жилых домов, Биржа труда в Дессау - классические образцы функци­онализма в архитектуре; модернистские скульптурные композиции О.Шлеммера и абстрактная живопись В.Кан­динского, проектируемая в синтезе с архитектурой инте­рьера; современная по сей день посуда из металла и кера­мики Т.Боглера и М.Брандта. Известны во всем мире та­кие шедевры дизайна, как настольная лампа В.Вагенфельда, Баухауз-шахматы Ю.Хартвига, выпускаемые до сих пор.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. заметным явлением стала про­мышленная архитектура США: экзотичные для Европы высотные конторские дома и отдельные, односемейные кот­теджи, оснащенные новейшими средствами жизнеобеспе­чения. Дизайнерский бум начался в США только в конце 20-х годов и достиг своего первого пика во время проведе­ния Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939-1940). Тем не менее, ранний американский функционализм привлекает историков дизайна: в нем видят универсальную модель развития «дизайна для всех».

Особый интерес представляет "Чикагская школа ар­хитектуры". В Чикагской школе были разработаны новые принципы строительства многоэтажных конторских зда­ний с использованием легкого и прочного стального кар­каса и больших остекленных плоскостей. Наиболее известным представителем Чикагской школы является архитектор и публицист Луис Салливен (1846-1924). Он одним из первых стал проектировать зда­ния с металлическим каркасом в виде облицованных ку­бов, превратив их полностью в здания машинной эпохи. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом, пропорциями основных объемов, ритмом окон, совершенством отделки деталей.

Общепризнанный патриарх американской архитекту­ры Фрэнк Ллойд Райт, ученик Л.Салливена, именуя конец XIX века веком стали и пара, призывал изучать работу машины, ее логику, ее формы, ее влияние на людей. Отвергая ручное производство как слишком дорогостоя­щее, Райт утверждал, что дизайнеры должны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производ­ства и свойства материалов. Сам Райт в своей работе много внимания уделял проектированию элементов пред­метной среды. Его ранняя мебель для «домов прерий» ру­бежа Х1Х-ХХ вв., отличающаяся изысканными пропорци­ями и подчеркнутой геометрией без каких-либо декора­тивных украшений, занимает почетное место в истории мирового дизайна. Выпущенная спустя сто лет вновь се­рийно в середине 80-х годов ХХ века, она оказалась совершенно со­временной.

Хотя в Великобритании и Германии существовали бо­гатые традиции теории дизайна, промышленный дизайн, как самостоятельная профессия, впер­вые появился в Америке, где формирование общества мас­сового потребления началось раньше, чем в Европе. Такие потребительские товары, как автомобили, стиральные ма­шины, холодильники, радиоприемники, бытовые электро­приборы в 20-е годы ХХ столетия стали доступными большинству аме­риканцев, благодаря чему значительно ускорился темп жизни.

Среди пионеров дизайна были и пришедшие в про­мышленность художники-модернисты. Представители модерна отказались от полного подражания стилям прошлого. Одной из основных черт модерна была эклектичность – смешение различных стилей и направлений искусства- Ренессанса, готики, искусства Древнего Египта, Востока, Японии. Модернисты резко критиковали украшательства и орнаментику, создавали рациональные, геометрические формы предмета и особое внимание при этом обращали на красоту исходного мате­риала, выявление его фактуры. К модернистам-дизайнерам относятся такие известные мастера как Анри Ван де Вельде, с именем которого связано появление стиля "модерн", Михаэль Тонет и его известный во всем мире «венский стул»; Чарлз Макинтош - шотландский ар­хитектор, лидер стиля "Арт нуво", дизайн которого счита­ется одной из вершин европейского модерна, а его мебель начала века воспроизводится по сей день; американец Рэймонд Лоуи - которого часто называют отцом промышленного дизайна; Камилло Оливетти, Эрвин и Артур Брауны, с именами кото­рых связывают целые стили в истории дизайна; итальянский архитектор Джованни Понти - основатель самого известного журнала по дизайну «Домус»; Алвар Аалто - основоположник современной финской архитектуры и дизайна; а также наши соотечественники - К.Малевич, А.Родченко, В.Татлин, Л.Лисицкий и др., стоявшие у истоков советского дизайна.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2847;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.