Функциональность и рациональность форм

Внешний вид изделия, его эстетические качества не­посредственно связаны с его конкурентоспособностью. Они играют зачастую решающую роль при реализации на рын­ке. Известно, что любые художественные украшения ве­дут к дополнительному удорожанию изделия, а следова­тельно, к определенному снижению его конкурентоспо­собности. При этом декоративный элемент, изготовленный машинным способом тысячными тиражами утрачи­вает свою уникальность, а вместе с ней и художественную ценность. Это наглядно продемонстрировала история про­мышленного дизайна. Машинное массовое производство вначале шло путем копирования форм вещей, создававших­ся до того ремесленниками. Однако технология производ­ства их уже была совершенно иной: производимые машина­ми вещи только напоминали ремесленные изделия, но выг­лядели подделкой, оскорблявшей хороший вкус.

Дизайнеры нашли выход из этой, казалось бы, тупико­вой ситуации. "Украшать" изделие стал не декор из при­вычного орнаментального рисунка, а функционально необ­ходимые детали и геометрия формы. Форма изделия начала с особой тщательностью прорабатываться в многочислен­ных эскизах и моделях дизайнеров, в которых до мелочей продумывались многие аспекты, включая конструктивно-технологические и функциональные. Красоту формы виде­ли в ее тектонике (тектоника - художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры) и функциональной целесообразности.

Функциональность и рациональность - одна из основ­ных позиций философии дизайна - достижение максималь­ного эффекта при минимальных затратах. Не случайно дизайн в исторических исследованиях рассматривается в тесной связи с господствующим в начале ХХ века в ряде стран ар­хитектурным стилем «функционализм». И его яркие пред­ставители явились пионерами современного дизайна.

Ханс Майер, один из директоров Баухауза, писал: "Все вещи на земле являются произведением от перемно­жения функции на экономичность". Экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства были ведущими принципами обучения и в известной школе современной архитектуры и дизайна ВХУТЕМАС. Например, среди заданий, которые дава­лись студентам, были такие: упростить существующую вещь (снять с нее украшения, выявить конструк­цию, убрать неработающие части и т.д.), улучшить суще­ствующую вещь (сделать ее более удобной, функциональ­ной).








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1134;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.