Условия возникновения дизайна

Основные понятия и история развития дизайна

Дизайн стал феноменом художественной культуры XX века. Появившись на рубеже XIX и XX столетий, он стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. И сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельнос­ти, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, определяя во многом стиль его жиз­ни. Он стремится к созданию максимально комфор­тной для человека среды на основе специальных научных исследований, изучения оптимальных условий жизнедея­тельности человека, его взаимодействия с современной тех­никой.

Дизайн ориентируется на передовые технологии и материалы, самые современные технические достиже­ния и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообраз­ные вкусы людей.

1.1. Понятие "Дизайн"

Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского "disegno"- понятие, которым в эпоху Ренессанса обознача­ли проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие "design", которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также - проек­тировать и конструировать.

Дизайн — это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива.

Следует обратить внимание на то, что между дизайном и прикладным искусством существует тонкая связь. Их можно назвать даже двумя сторонами одной медали. Оба этих искусства направлены на создание эстетической предметной среды. Для произведений дизайна и декоративно-прикладного искусства характерны польза, прочность и красота. Как же различить эти произведения? Иногда массовость изделий считают верным признаком объектов дизайна, а уникальное творение художника относят только к декоративно-прикладному искусству. На самом деле все гораздо сложнее.

Любой предмет прикладного искусства, например, расписная шкатулка, также может выпускаться на фабрике в тиражах, близких к массовым. В свою очередь произведение дизайна тоже может быть уникальным, например, в моделировании одежды. Поэтому массовость можно считать существенным, но недостаточным и необязательным признаком дизайна. Важнее все-таки то, что предмет прикладного искусства есть прежде всего по существу объект искусства. Шкатулка даже с изъяном или неиспользуемая по назначению остается предметом искусства, в то время как неработающий станок даже с оригинальными формами — вещь ненужная, поскольку в красоте и пользе станка главенствует польза, а в шкатулке — красота ее формы и росписи.

Утилитарная (сообразующаяся исключительно с практической выгодой или пользой) направленность объектов дизайна еще один важный его признак. Следует лишь иметь в виду, что понятия «удобство», «польза» трактуются исключительно широко, не только как физическое удобство, например, для руки, но и способность создать психологический комфорт, повлиять на настроение и даже обеспечить определенные коммерческие преимущества.

Чтобы лучше понять разницу между творческим подходом художника и дизайнера, обратимся к такому примеру. Один бедный старик делал ножи для чистки картофеля и продавал их в маленьком городке. Вскоре все желающие приобрели ножи, и спрос на них упал. Старик попросил художника помочь ему. Художник расписал нож, сделал его ярким и нарядным. Несколько ножей удалось продать, но затем опять торговля встала. Тогда старик обратился к дизайнеру. Дизайнер изменил форму ножа, сделал его удобнее и, отказавшись от декора, покрасил нож в цвет картофельных очисток. Новый нож понравился покупателям. Торговля значительным образом возросла, и не только потому, что нож был более совершенным, а еще и потому, что многие случайно выбрасывали его вместе с очистками. Замысел дизайнера удался: через изменение формы и цвета была достигнута экономическая выгода.

Зарождался дизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массо­вой промышленности, инженерного проектирования и на­уки. Сегодня дизайн - это комплексная проектно-художественная деятельность, объединяющая естественнонаучные, технические, гуманитарные зна­ния, инженерную мысль и художественный вымысел, направлен­ная на формирование предметно­го мира во всех без исключения сферах жизнедеятельно­сти человека.

Центральной проблемой дизайна является создание предметного мира, гармоничного и целостного, комфортного для жизни людей. Отсю­да особая важность для дизайна - это использование наря­ду с инженерно-техническими и естественнонаучными зна­ниями средств гуманитарных дисциплин - философии, куль­турологии, социологии, психологии. Все эти знания объединяются в процессе проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

Условия возникновения дизайна

На протяжении всей истории развития культуры человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивыми все необходимые ему вещи – одежду, жилище, посуду, орудия производства.

В древнем мире ремесло и искусство составляло единое понятие. Ремесленник совмещал в своем лице одновременно и художника, и техника, и изобретателя. Ремесленное производство просуществовало без особых изменений до конца XVI века, когда в производстве начали использовать машины. Ввиду особенностей и сложностей машинной техники изделия стали утрачивать свои эстетические качества, которые казались не только необязательными, но и лишними. Единство красоты и пользы нарушилось. Считалось даже, что сочетание красивого с полезным просто противоречит существу машинного производства. Иногда предметам бытового назначения все же по традиции придавали какие-то «художественные» качества, но все это было далеко от той гармоничности красоты и пользы, которые отличали изделия средневековых ремесленников.

Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу Х1Хв. В услови­ях индустриального производства, конкуренции на рынке внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпус­каемых изделий, а также на потребительские качества про­дукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид изделия, отвеча­ющий веяниям моды и запросам потребителя, но и умею­щем хорошо разбираться в конструировании и производства. Только при решении в комплексе инженерно-технических и художественных вопросов возможно создавать конкурен­тоспособную продукцию.

Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паро­вой котел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание, создали не только новые области челове­ческой деятельности, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому. Век, начав­шийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. Были изобретены и созданы телеграф, телефон, граммофон – прадедушка современных музыкальных центров, радио. Люди придумали фотографию, способную делать точные изображе­ния с натуры, обходясь без художника, научились записывать и со­хранять на века человеческий голос, изобрели движущуюся фотографию - кино.

Труд ремесленника, процесс создания им формы предме­та непосредственно был связан с его изготовлением. С при­ходом века индустриализации сначала изобретатели и инженера создавали прототи­пы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образ­цов, которые затем тира­жировались с помощью машин уже другими людьми. Таким обра­зом, на рубеже XIX-XX столетий в процессе развития произ­водства произошло разделение труда, возникла потребность в художественно-промышленном проектировании и моделировании, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельно­сти и стала формироваться новая профессия - дизайнер.








Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 4444;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.