Древнерусская культура IX – XVI вв. – религиозно-нравственный аспект
Период IX – XVI вв. охватывает время образования Древнерусского государства Киевская Русь, его распад и создание Московского царства.
Становление культуры этого периода связано с культурой восточных славян, но коренной поворот в развитии русской цивилизации произошел с принятием христианства в 988 году. Это обогатило русскую культуру.
В XI – XII вв. появились: летописание («Повесть временных лет», Псковская, Ипатьевская, Лаврентьевская, и др. летописи); переводные книги; оригинальная древнерусская литература, в основном жития и поучения («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве», «моление Даниила Заточника», «Поучение Мономаха детям» и др.). Получила распространение письменность (кириллица), что получило отражение в надписях на посуде, ремесленных изделиях, на стенах соборов (граффити), в берестяных грамотах. При княжеских дворах и монастырях появились первые школы. Детей обучали также частным, домашним образом. Важными центрами культуры и образованности были монастыри.
После 988 г. появилось каменное, в основном храмовое зодчество. Были построены двадцатипятиглавая Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли и другие, в большинстве своем сохранившиеся до наших дней. При строительстве использовались крестово-купольная конструкция, алтарь, апсиды, другие новые элементы. Соборы украшались иконами, фресками, мозаикой. При богослужении появилось церковное песнопение.
Произведениями искусства были изделия некоторых ремесленников – ювелиров, оружейников, гончаров и др. их продукция шла на экспорт наряду с мехами, медом, другими товарами.
С принятием христианства семья стала моногамной. Запрещалось многоженство, наложничество (конкубинат). Возросла ответственность отцов за воспитание детей и материальное благополучие семьи, но усилилась зависимость женщины от мужчины. При оформлении свода русского законодательства – Русской правды (первая половина XI в.) – широко использовались не только обычное право и княжеские решения (прецеденты), но и византийское каноническое право и нормы международных договоров. Церковь имела особый статус и юрисдикцию.
Христианизация русской культуры, русского сознания продолжалась длительное время. Некоторые языческие, дохристианские обычаи, обряды сохранились до наших дней (например, проводы зимы, колядование на Рождество и т.д.). Славянское язычество и православие ориентировались на одни и те же нравственные критерии. Христианство регулировало преимущественно социальные отношения, а язычество – взаимоотношения человека с природой.
Древняя Русь в период своего расцвета была единым древнерусским государством с единым древнерусским языком, единой древнерусской культурой.
Но степень культурного единства была недостаточно высокой. В культурно-бытовой сфере различных территорий обширной Восточно-Европейской равнины существовали свои особенности. В период феодальной раздробленности удельные князья видели в культуре способ утверждения собственного превосходства и удовлетворения личных амбиций. Местные летописи изображали события с позиций местного князя. Поощрялось развитие местных иконописных, архитектурных, ремесленных и других школ, особенных черт.
Монголо-татарский разгром древнерусских городов нанес тяжелейший урон древнерусской культуре. Сгорели летописи, иконы, рукописные книги и произведения ремесла. Погибли или были уведены в Орду многие ремесленники. Были утрачены десятки ремесел. Прекратилось строительство каменных храмов. Ослабли международные культурные контакты.
Хранительницей русской культуры выступали православная церковь, которая укрепила свои позиции и получила особый правовой статус от ордынцев. В XIV в. Сергием Радонежским был основан Троице-Сергиев монастырь.
В Московском княжестве большое значение придавалось развитию материальной культуры, связанной с обеспечением обороноспособности страны. В 1382 г. появилось огнестрельное оружие – «тюфяки». В XV в. был создан Пушечный двор. При Дмитрии Донском был построен Кремль из белого камня, выдержавший осады литовцев и татар (возникло выражение «Москва белокаменная»). При Иване III Москва была защищена стенами и башнями из красного камня. Ряд дворцов и соборов в Кремле (Успенский, Благовещенский и др.) был создан при участии русских и итальянских зодчих, например Аристотеля Фиорованти. Характер крепостей имели кремли в Смоленске, Туле, а также монастыри: Новодевичий – в Москве, Троице-Сергиев – в Загорске, Тихвинский монастырь и др.
Церкви и монастыри расписывались искусными иконописцами, среди которых наивысшего мастерства достигли Феофан Грек и Андрей Рублев. «Троица» Рублева воспринималась современниками как призыв к единению. Летописи, жития святых составлялись в монастырях. Там же переводились и переписывались книги из Византии, Польши, Италии, Германии.
Развитие культуры в этот период проходило под государственным и церковным контролем. Церковь стремилась сохранить и упрочить свой особый материальный и правовой статус, который сформировался еще в условиях монгольского ига. Духовенство хотело самостоятельно выдвигать из своей среды митрополита, кандидатура которого подлежала утверждению константинопольским патриархом. К помощи государства Русская Православная церковь прибегала для преследования еретиков(понятие «ересь» означает «заблуждение»). Сторонники новгородско-псковской ереси (стригольники) во второй половине XIV–начале XVвв.
Выступали против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землевладения, покупки и продажи церковных должностей и духовного сана духовенством, отвергали таинства, церковную иерархию. Подверглись репрессиям. Сторонники новгородско-московской ереси (жидовствующие), участники движения конца XV – начала XVI вв. в Новгороде и Москве, отрицали авторитет церкви, многие обряды и догматы православия. Сторонники ереси первоначально использовались Иваном III в борьбе с боярством и церковью, но с укреплением самодержавной власти подверглись гонениям. В конце XV – начале XVI вв. идеологи нестяжателей (заволжских старцев) Нил Сорский, Вассиан Косой и другие, проповедовавшие аскетизм, уход от мира, выступили с требованием отказа церкви от земельной собственности и права вмешиваться в дела государства. Против нестяжателей выступили иосифляне (осифляне), сторонники основателя и игумена Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, который в книге «Просветитель», в многочисленных посланиях отстаивал незыблемость церковных догм, защищал церковно-монастырское землевладение. Нестяжатели были осуждены на церковных соборах в 1503, 1531 годах. Государственная власть поддержала иосифлян. Сам Иосиф Волоцкий был канонизирован. На Руси еретиков обычно лишали возможности продолжать прежнюю деятельность, предавали анафеме (проклинали и отлучали от церкви), ссылали и даже казнили сожжением в деревянных срубах. Идейно-теоретическая, духовная борьба внутри церкви отражала развитие общественной мысли в целом, различия в представлениях о путях дальнейшего развития страны.
Таким образом, к основным культурологическим идеям Руси IX – XVI вв. можно отнести следующие:
· линейное осмысление истории от сотворения христианским Богом человека к жизни людей во грехе и Апокалипсису («концу света») до второго пришествия Иисуса Христа, осуществления божьего суда и восстановления рая на Земле;
· толкование символов веры, догматики и культа христианства, их противопоставление «варварскому» язычеству;
· объяснение и распространение норм (заповедей) христианской морали как подлинно истинных и необходимых;
· описание жизни первых святых на Руси как богоугодной и образцовой, как примера для подражания;
· поиск и систематизация признаков «сильного» князя, умного руководителя и наиболее близкого к богу лица (человека);
· первое понимание гражданственности и государственности в соотношении с народностью, самоуправлением;
· зарождение христианского стиля в изобразительном искусстве, архитектуре, музыке;
· сохранение языческих воззрений, политеистического восприятия жизни и быта восточных славян;
· появление государственной идеологии, где Россия стала считать себя защитницей истинного христианства. Мессианские амбиции русских правителей в течение нескольких веков определяла формула: «Москва – третий Рим, второй Константинополь».
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 443;