Профессиональное выгорание и его профилактика
· Характеристика синдрома профессионального выгорания
· Профессиональное выгорание и условия его появления
· Симптомы профессионального выгорания
· Профилактика профессионального выгорания
Большинство из нас на практике убеждается в том, что часто выполнение производственных задач требует такой самоотдачи, отнимает столько сил и энергии, что вечерами мы уже просто не в состоянии так же интенсивно заниматься иными проблемами. Можно еще, пожалуй, как-то выкроить немного времени для того, чтобы покопаться в саду или посмотреть телевизор, да и то не увлечения ради, а чтобы просто отключиться.
При этом, если человек успешно справляется со своими обязанностями, то перед ним, как водится, ставят все новые и новые задачи. Возрастают ответственность и объемы работы. Выходя из своего кабинета, покидая свое рабочее место, нельзя, к сожалению, выбросить из головы все связанные с работой мысли, «перезапрограммировать» их на семейную жизнь, на организацию очередного отпуска или посещение театра. Все чаще мы ловим себя на желании отложить что-либо на «потом». Откладываем всегда что-то конкретное, но, к сожалению, оказывается, что это была сама жизнь.
Когда кто-то говорит, что он отдает работе всего себя, живет только работой, что у него просто нет времени для тех или иных увлечений, что в то немногое свободное время, которое ему выпадает, ему удается прочитать разве что специальную литературу, можем ли мы считать его хорошим работником? Найдется немало руководителей, которые бы таких работников с руками оторвали. «Неутомимая рабочая лошадка», будь то мужчина или женщина, которая всегда на месте, всегда готова вытащить «застрявшую в навозе телегу», всегда независима от «внешних» условий, а потому чрезвычайно мобильна, - это очень ценный труженик. Перед ним нужно лишь поставить задачу, и она так захватывает его, что он со всей энергией бросается на ее решение. Замечательно и похвально, не правда ли? Если бы не одно «но».
В переводе с латинского слово «интерес» означает приблизительно «быть при этом». Чем больше интереса человек испытывает к какому-либо делу, тем ближе он к нему становится. Высшая степень интереса достигается тогда, когда человека от дела уже ничто не отделяет, он отождествляет себя с ним и полностью ему подчиняется. Работа становится частью его Я, вытесняя потихоньку все остальные «интересы», человек попадает в зависимость от нее, постепенно превращаясь в трудоголика.
Можно ли считать это идеалом? Тем, кто придерживается такого мнения, придется призадуматься. Язва желудка, изнуряющая бессонница, инфаркт миокарда, различные психосоматические нарушения зачастую являются результатом того, что человек не умеет отключаться, не может «выбросить работу из головы». «Он принимал все слишком близко к сердцу» - такое нередко можно услышать о коллеге, которого внезапно поразил инфаркт.
Как же найти такой оптимальный вариант, чтобы, с одной стороны, человек мог работать с должной отдачей, а с другой стороны, не был так поглощен связанными с работой проблемами, чтобы не терял собственного взгляда на окружающий мир?
Среди американских менеджеров действует правило: выполни сначала все важные дела, а потом – неотложные. Это может вызвать возражение, показаться нереальным. Во многих случаях это даже вряд ли удастся.
Какая же разница между «важным» и «неотложным»? За «неотложным» всегда стоит некто, кто торопит и подгоняет, кто назначает сроки и может заставить повиноваться.
«Важным» же является то, что имеет значение для самого человека. К сожалению, «важное» почти никогда не является срочным. Все важное без особого ущерба – вот в чем коварство! – до определенного времени можно снова и снова переносить на более поздний срок. Если человек считает важными отношения в семье, но у него за повседневными неотложными делами до этого просто руки не доходят, в один прекрасный день он может вдруг «обнаружить», что семья прекрасно обходится без него, что она живет своей жизнью и что каждый ее член идет своей дорогой. И что тогда?
Рецепт здесь простой: с важными делами следует поступать так, как поступают со всеми неотложными делами. Если в первом случае всегда существует некто, кто подгоняет и назначает сроки, то при решении важных дел человек сам должен себя торопить, сам устанавливать себе сроки! Только он сам может сделать важное неотложным! Если не заниматься важными вопросами, то их снова оттеснят на задний план многочисленные, не терпящие отлагательства дела, и…жизнь пройдет мимо!
Но есть и другая крайность. Наверняка каждому из нас приходилось слышать фразу: «Сгорел на работе». До недавнего времени эти слова воспринимались всеми не более чем красивая метафора. Однако исследования, проведенные за последние десятилетия, доказали реальность существования этого явления, получившего название «синдром профессионального выгорания». По сути своей проявления профессионального выгорания очень похожи на состояние хронического стресса и психической перегрузки, и его ядром является эмоциональное истощение дичности.
Внимание психологов раздичных направлений давно привлекала проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях. Классические исследования Селье, Лазаруса, Розенмана, Фридмана и других ученых подтвердили тот факт, что длительное воздействие стресса может привести к психической дезадаптации и дезорганизации поведения человека, создать угрозу его психическому здоровью. При этом к числу наиболее стрессогенных изначально были отнесены социальные профессии, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие (менеджеры, врачи, педагоги, юристы, социальные работники, продавцы, психологи и т.п.). Именно у представителей этих профессиональных групп был обнаружен «синдром профессионального выгорания» (этот термин ввел в научный обиход в начале 70-х годов ХХ века американский психолог Х.Фрейденбергер).
Синдром профессионального выгорания характеризуется как состояние психического утомления и разочарования, сопровождающееся эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности.Это профессиональная деформация личности, возникающая под воздействием вполне определенных внешних и внутренних факторов. Бойко В.В. выделяет следующие факторы[13]:
1. Внешние факторы, связанные с особенностями профессиональной деятельности:
· хронически напряженная психоэмоциональная деятельность, когда работнику приходится постоянно подкреплять эмоциями различные аспекты своей деятельности, «трудный» контингент, с которым приходится общаться;
· дестабилизирующая организация (обстановка) деятельности, тяжелые условия труда;
· повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, повышенная требовательность руководства;
· неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью «по вертикали», т.е. между начальником и подчиненными, и конфликтностью «по горизонтали» - между коллегами.
2. Внутренние факторы, связанные с индивидуальными особенностями человека:
· склонность к эмоциональной ригидности. Выгорание чаще возникает у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами, формирование симптома выгорания происходит медленнее. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать этот механизм психологической защиты;
· интенсивная интериоризация (у людей с повышенной ответственностью больше шансов подвергнуться синдрому);
· слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности (низкий уровень эмпатии);
· нравственные дефекты и дезориентация личности.
По мнению всех авторов, исследующих синдром профессионального выгорания, развитие его симптоматики носит стадиальный характер. Однако, в конечном счете, общая схема развития синдрома профессионального выгорания выглядит следующим образом:
- сначала наблюдаются значительные энергетические затраты как следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности;
- затем появляется чувство усталости;
- и, наконец, разочарование, снижение интереса к своей работе.
На первом этапе, как правило, у работника наблюдается высокая трудовая активность, Он очень хочет достичь поставленной цели, работа доставляет ему радость и приносит удовлетворение, появляется чувство незаменимости. Человек постепенно отказывается от других своих интересов, не имеющих отношения к работе. Свои неудачи и просчеты старается не замечать.
Дальше – больше. Глубокое погружение в профессиональную деятельность ставит вопрос профессионального и личностного роста. Возникает необходимость решать все более серьезные задачи. И тут начинаются проблемы. С одной стороны, профессиональный и личностный рост работника может не нравиться кому-то из окружающих, а с другой – интерес к работе настолько разрастается, что начинает деформировать личность. Гораздо чаще возникают противоречия между получаемыми результатами и ожиданиями человека, его амбициями. В такой ситуации чувство усталости не заставит себя долго ждать, даже если человек будет окружен любовью клиентов и уважением коллег. Постепенно оно сменяется разочарованием и потерей интереса к работе.
У таких работников легко заметить изменение восприятия коллег. Если раньше отношения с ними могли испортить только какие-то конфликтные ситуации, то теперь коллеги изначально воспринимаются в негативном свете. Все чаще наблюдается шаблонное поведение. Человек постепенно теряет способность сопереживать окружающим, родственникам, друзьям, часто шокирует категоричными и откровенно циничными оценками обсуждаемых явлений. Начинается поиск возможностей уклониться от работы. Постоянно обсуждается тема недостаточной заработной платы, маленького размера премии и т.д. Человек с пренебрежением, а иногда и с отвращением, начинает относиться к тем идеалам, которыми недавно дорожил и которые привели его в профессию. Внимание концентрируется исключительно на проблемах сегодняшнего дня. Появляется ощущение, что другие его используют. Возникает зависть.
В эмоциональной сфере проявления профессионального выгорания могут быть также весьма разнообразными: от депрессии до агрессивных реакций (нетерпение к чужому мнению, неспособность к компромиссным решениям, подозрительность, конфликтность). Настроение часто меняется, возникают безосновательные страхи и чувство вины.
Следующим этапом развития синдрома профессионального выгорания является фаза деструктивного поведения. Отмечается понижение концентрации внимания, неспособность выполнять задания повышенной сложности, отсутствие воображения и ослабление абстрактного мышления. Человек способен действовать только в узких рамках заданных инструкций. В эмоциональной сфере усиливается стремление ограничить общение с окружающими исключительно формальными контактами, отсутствие интереса к другим людям. Возникает ощущение самодостаточности, которое очень быстро переходит в чувство одиночества.
На последнем этапе развития синдрома идет разрушение человека и как личности, и как физического тела. В физическом плане мы наблюдаем расцвет психосоматических заболеваний. Сначала беспокоят невозможность расслабиться, ощущение постоянного внутреннего напряжения. Затем приходят бессонница и сексуальная дисфункция. Человек остро ощущает потребность и быстро впадает в зависимость от кофеина, никотина и алкоголя. Развиваются гипертония, язвенная болезнь желудка, сердечные аритмии, нарушения моторики желудочно-кишечного тракта, аллергические реакции и иммунодефицит. Вот здесь и начинаются долгие, но зачастую бесперспективные хождения по врачам.
Разрушение личности сопровождается формированием исключительно отрицательных жизненных установок, возникновением чувства беспомощности и, в конечном счете, утратой смысла жизни.
Естественно, что у каждого человека профессиональное выгорание протекает с разной степенью выраженности основных его признаков. Тем не менее, можно все симптомы, сопровождающие этот процесс, условно разделить на три группы[14]:
1. Симптомы, связанные с физическим состоянием человека:
· повышенная утомляемость, апатия;
· физическое недомогание, частые простуды, тошнота, головная боль;
· боли в сердце, повышенное или пониженное давление;
· боли в области живота, нарушение аппетита и режима питания;
· приступы удушья, астматические симптомы;
· увеличение потливости;
· покалывание за грудиной, мышечные боли;
· нарушения сна, бессонница.
2. Симптомы, связанные с социальными отношениями, проявляющиеся при контактах человека с окружающими людьми (коллегами, клиентами, друзьями, родственниками):
· появление тревоги в ситуациях, где раньше она не возникала;
· раздражительность и агрессивность;
· нежелание работать, перекладывание ответственности;
· отсутствие контакта с коллегами и клиентами, нежелание улучшать качество работы;
· формализм в работе, стереотипность поведения, сопротивление переменам, активное неприятие любого творческого начала;
· циничное отношение к идеям общего дела, к своей работе;
· отвращение к пище или переедание;
· злоупотребление химическими веществами, изменяющими сознание (алкоголь, курение, кофе, таблетки и др.);
· вовлечение в азартные игры (казино, игровые автоматы, компьютерные игры).
3. Внутриличностные симптомы, характеризующие процессы, происходящие внутри человека и обусловленные изменением его отношения к себе, своим поступкам, мыслям и чувствам:
· повышенное чувство жалости к себе;
· ощущение собственной невостребованности;
· чувство вины;
· тревога, страх, ощущение загнанности;
· заниженная самооценка;
· ощущение собственной угнетенности и бессмысленности всего происходящего, пессимизм;
· разрушительное самокопание, проигрывание в голове ситуаций, связанных с сильными негативными эмоциями;
· психическое истощение;
· сомнение в эффективности работы.
Долгое время считалось, что наиболее уязвимыми к синдрому профессионального выгорания являются люди, много лет проработавшие в профессиях социального типа («помогающих» профессиях). Однако, последующие исследования опровергли это мнение. Как выяснилось, с течением времени многие из этих людей прекрасно адаптируются к профессии и вырабатывают собственные способы профилактики синдрома сгорания. А вот молодые специалисты могут быть с большей степенью вероятности отнесены к группе повышенного риска.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 584;