См., например, книги В. М. Попова и И. И. Шафраиовского [1972 г.], В. В. Нардова [1974 г.].
СТРОЕНИЕ РЕАЛЬНОГО КРИСТАЛЛА
Все реальные кристаллы — и получаемые в лаборатории, и природные — всегда содержат дефекты, т. е. те или иные отклонения от идеального строения и формы. Поэтому, отсылая читателя за сведениями об идеальных кристаллах к учебникам по кристаллографии *, обратимся к их дефектам — тому, что является, с одной стороны, обычной помехой при использовании кристаллов, а с другой — свидетельством об особенностях их роста.
Размерность элемента структуры кристалла принимают за нулевую и выделяют следующие типы дефектов: нульмерные, одномерные, двумерные, трехмерные [Современная кристаллография, т. 2, 1979].
Нульмерные дефекты
К нульмерным, или точечным, дефектам относятся вакансии (незанятые места в структуре), любые примесные частицы (атомы, ионы, молекулы), находящиеся как в узлах структуры, так и в межузлиях, а также собственные межузельные частицы. К этим дефектам приводит тепловое движение атомов. Чем выше температура, тем больше таких дефектов существует в кристалле. При тепловом равновесии вблизи температуры плавления в кристаллах большинства веществ доля вакансий от общего числа атомных мест в идеальной решетке достигает примерно 10-4, доля межузельных атомов — приблизительно 10-8. Вакансии, кроме того, образуются при вхождении в кристалл примесей с валентностью, отличной от валентности основных строительных единиц кристалла. Так, наличие примеси Са2+ в кристаллах NaCl обусловливает существование катионных вакансий в количестве, соответствующем атомной концентрации примеси.
Одномерные дефекты
К одномерным (линейным) дефектам относятся дислокации. Если частично разрезать кристалл вдоль некоторой поверхности,
См., например, книги В. М. Попова и И. И. Шафраиовского [1972 г.], В. В. Нардова [1974 г.].
Рис. 1-1. Дислокации.
а — краевая; б — винтовая; в — смешанная; АВ — линия дислокации; Ь — вектор Бюргерса.
ограниченной линией АВ (рис. 1-1), сместить края разреза относительно друг друга на вектор b, кратный вектору решетки, и вновь «склеить» вдоль поверхности разреза, то окажется, что возникшие внутренние напряжения концентрируются вдоль линии АВ.
Это и есть дислокация. Вектор сдвига b называется вектором Бюргерса. Если вектор Бюргерса перпендикулярен к линии дислокации, такая дислокация называется краевой (рис. 1-1, а). Если же он параллелен дислокации, дислокация называется винтовой (рис. 1-1,6). В случае винтовой дислокации атомные плоскости, перпендикулярные к линии дислокации, образуют единую непрерывную винтовую поверхность правого или левого закручивания. Ориентация вектора Бюргерса может быть и переменной вдоль дислокации, и тогда мы имеем смешанную дислокацию (рис. 1-1, в).
Вектор Бюргерса вдоль дислокации остается неизменным, поэтому дислокация не может кончаться в кристалле. Она либо выходит на его поверхность, либо замыкается на себя, образуя петлю, либо оканчивается на других дефектах (не точечных).
Энергия дислокации, обязанная деформации вещества вблизи оси дислокации (линии АВ на рис. 1-1), зависит от механических свойств кристалла и пропорциональна квадрату вектора Бюргерса. Именно с этим связана невыгодность существования дислокаций с большими (много большими параметров элементарной ячейки кристалла) векторами Бюргерса. Поэтому тем или иным путем
—^
возникшая дислокация с большим bво время роста обычно расщепляется на группу дислокаций, у которых сумма векторов Бюргерса равна вектору Бюргерса исходной дислокации, а суммарная энергия меньше. Расщепление дислокаций с большими bотмечалось, например, для природных кристаллов флогопита.
Взаимодействие между упругими полями дислокаций с одинаково направленными векторами Бюргерса (одного знака) приводит к отталкиванию между ними. Дислокации с противоположными векторами Бюргерса притягиваются друг к другу. Из-за этого и под действием иных, внешних и внутренних, напряжений в кристаллах дислокации могут перемещаться. В результате
в кристалле возникает более или менее сложная пространственная дислокационная сетка.
Пространственная ориентировка дислокаций зависит от их типа и структуры кристаллов, главным образом от прочности связей в разных направлениях в структуре.
Концентрация дислокаций, определяемая числом дислокаций, пересекающих 1 см2 данной поверхности, имеет обычно порядок 10—105 см-2. Деформированные кристаллы содержат 106—1012 см-2 дислокаций. С повышением температуры происходит более или менее быстрое перераспределение дислокаций и уменьшение их числа.
Вблизи ядра дислокации обычно наблюдается скопление примесей («облако Коттрелла»). Иногда примесей скапливается такое количество, что они выделяются как самостоятельная фаза в виде коллоидных частиц. Это может быть обнаружено даже просто в проходящем свете под микроскопом. Обычно же требуются более сложные методы наблюдения, чаще всего фазово-контрастная микроскопия (см. Физический энциклопедический словарь — ФЭС, 1962—1966 гг.).
Способность примеси скапливаться вдоль дислокаций используют для их обнаружения в так называемом «методе декорирования». Для этого кристалл выдерживается при повышенной температуре в воздухе, а иногда в газовой среде, содержащей декорирующие частицы, которые проникают в кристалл вдоль дислокаций. Эффект декорирования создается также за счет разложения вещества кристалла вдоль дислокации.
Как в области ядра дислокации, так и вблизи точечных дефектов вещество обладает повышенной химической активностью. Поэтому плавление, окисление, растворение всегда начинается у дефектов и идет более интенсивно около них. На этом основан наиболее доступный способ выявления дефектов травлением, т. е. при медленном растворении кристалла [Пшеничнов Ю. П., 1974; Хейман Р. Б., 1979]. По форме возникающих при этом ямок травления, как правило, можно судить о породивших их дефектах. На выходах дислокаций всех типов возникают ямки с «острым дном», т. е. пирамидальные, углубляющиеся по мере растворения кристалла и появляющиеся на прежних местах после полировки и повторных протравливаний поверхности. Смещение вершины пирамиды по мере травления относительно центра такой ямки указывает на отклонение оси дислокации от нормали к поверхности грани. В местах скопления точечных дефектов обычно образуются ямки в форме усеченной пирамиды. Эти ямки существуют кратковременно и быстро исчезают в процессе растворения.
В настоящее время распространение получили различные рентгеновские методы выявления дислокаций. Об упомянутых и других способах обнаружения дислокаций см. в книге «Современная кристаллография», т. 2 [1979].
Двумерные дефекты
Кдвумерным дефектам относятся прежде всего границы между несколько разориентированными блоками одного кристалла. При этом можно выделить два типа границ: дислокационные и индукционные.
Дислокационные границы представляют собой сетку дислокаций (рис. 1-2) и могут быть выявлены травлением в виде цепочки ямок или канавки. Для кристаллов, полученных из низкотемпературных растворов, дислокационные границы нехарактерны.
Индукционные границы являются поверхностями соприкосновения совместно растущих кристаллов или блоков одного кристалла. Эти поверхности обычно ступенчатые, часто вдоль них располагаются включения раствора, скапливаются примеси. В макроблочных кристаллах, выращенных из растворов, границы между блоками всегда индукционные. Примерами таких кристаллов являются хлористый калий и желтая кровяная соль (рис. 1-34). Раскалывание макроблочных кристаллов обычно происходит по индукционным границам.
Границы двойников. Двойником называется сросток из двух или нескольких непараллельных кристаллов, связанных между собой элементами симметрии. Двойникование обнаруживается по наличию входящих углов между гранями или под микроскопом в скрещенных николях, где разные индивиды двойника просветляются неодновременно. Двойники, состоящие из большого числа кристаллов, называются полисинтетическими (рис- 1-3, а). Выделяют следующие типы двойников.
Двойники неростового происхождения:
а) механические, возникающие при пластической деформации
кристаллов. Эти двойники, как правило, полисинтетические. Из
водорастворимых соединений механическому двойникованию легко
подвергаются ВаС12 • 2Н20, КС103;
б) двойники превращения, возникающие при переходе одной
полиморфной модификации в другую. Такие двойники обычно полисинтетические;
в) электрические и магнитные двойники (домены) в кристаллах, обладающих спонтанной поляризацией или намагниченностью
(сегнетова соль и триглициисульфат). Эти двойники также поли-
Рис. 1-3. Типы ростовых двойников.
а — полисинтетический двойник кристалла нитрата калия под микроскопом в скрещенных николях. Длинные параллельные полосы отвечают разным индивидам двойника. Ув. 100; б — двойник срастания BeS04 • 4H20 [Groth P., 1908]; в — двойник прорастания NaC103
[Groth P., 1908].
синтетические. Они могут образовываться и во время роста кристаллов.
Ростовые двойники. Проблема образования двойников при росте разработана еще довольно слабо, и дать удовлетворительную их классификацию пока затруднительно. Явно можно выделить:
а) двойники «слипания», которые возникают либо в результате
срастания двух кристаллов в двойниковом положении при соскальзывании одного кристалла по наклонной грани другого
[Шубников А. В., 1975 г., с. 458], либо, предположительно, при случайном сближении двух достаточно мелких кристаллов и их по
следующей взаимной доориентации под влиянием собственного
электростатического поля;
б) механические двойники, образующиеся не за счет внешних
сил, а под действием внутренних напряжений, возникающих
в кристалле в процессе роста (§ 1.8). Морфологические проявления двойникования такого типа могут быть различными.
Различить ростовые двойники разного происхождения часто затруднительно. Неясно, исчерпывает ли приведенный перечень все возможности их образования.
* Рис. 1-4. Двойниковые границы.
а ■— когерентная; б — некогерентная; Р — плоскость двойникования; g — двойниковая
граница.
Ростовые двойники, как правило, бывают простые [Ba(NO3)2, винная кислота, К2СrO4 и т. д.], хотя встречаются и полисинтетические (рис. 1-3, а). Двойник, состоящий из четко отграниченных друг от друга индивидов, сросшихся по одной плоскости, называют двойником срастания (рис. 1-3,6). Если же индивиды частично обрастают и «пронизывают» друг друга, образуется двойник прорастания (рис. 1-3, в).
Выделяют двойниковые границы когерентные и некогерентные. Когерентной граница называется в том случае, если соприкасающиеся решетки двух индивидов двойника обладают общим атомным слоем; в противном случае границы некогерентные (рис. 1-4). В случае некогерентной границы вдоль нее имеется деформированная «область приспособления». Граница между индивидами двойников роста может представлять собой индукционную поверхность, и вдоль нее могут располагаться включения раствора (например, у двойников винной кислоты).
Дефектом упаковки называется всякое отклонение от нормальной для данного кристалла последовательности в чередовании атомарных слоев. Дефекты упаковки имеют ту же природу, что и двойники. На когерентной двойниковой границе меняется первоначальная последовательность слоев на последовательность, находящуюся с первоначальной в двойниковом соответствии, в то время как после дефекта упаковки первоначальная последовательность полностью восстанавливается. Таким образом, дефект упаковки можно рассматривать как двойниковую прослойку толщиной в один элементарный слой, ограниченную с двух сторон когерентными двойниковыми границами. Дефекты упаковки особенно часто образуются в кристаллах со слоистой структурой (типа CdY2, желтой кровяной соли и т. д.), т. е. веществах, обладающих политипией. Собственно, легкость образования дефектов упаковки и определяет склонность соединения к политипии. Сама структура политипной модификации может быть описана как упорядоченное расположение в одном измерении («сверхструктура») дефектов упаковки. При этом на правильную сверхструктуру может быть наложено беспорядочное распределение дефектов упаковкой
Рис. 1-5. Полярная диаграмма поверхностной энергии. |
Точка 1 соответствует сингулярной грани А; интервал 1—2 — вициналь-ные поверхности; интервал 2—2 — несингулярные поверхности (граница между вицинальными и несингулярными поверхностями условна). Внутренний контур со штриховкой — равновесная форма кристалла. |
(разупорядоченные политипы). Кроме того, тип сверхструктуры может меняться от одного участка кристалла к другому, вследствие чего возникают срастания разных политипных модификаций или прослойки одной политипной модификации в другой, так называемые синтаксические срастания. Обычно в одном и том же «монокристалле» присутствуют и синтаксические срастания разных политипов, и двойники по плоскости упаковки, и статистическая разупорядоченность. Такие «монокристаллы» названы OD-кристаллами (т. е. упорядоченно-разупорядоченными, по-английски — order — disorder).
Описанные эффекты могут проявляться и во внешней огранке кристаллов (образуются входящие углы, аналогичные двойниковым), и в возникновении оптических аномалий. Таким примером являются кристаллы желтой кровяной соли, которые практически всегда обладают оптическими аномалиями, связанными с дефектами упаковки и синтаксическими срастаниями.
Поверхность кристалла также входит в двумерные дефекты. Отнесения ее к числу дефектов требуют и формальные соображения (нарушение периодичности расположения элементов структуры), и искажение в расположении частиц вблизи поверхности раздела по сравнению с их расположением вдали от нее. Например, для грани куба галоидов щелочных металлов установлено [Де Бур Я. X., 1959 г.], что плоскость, проходящая через центры анионов, на ~0,2 А выше плоскости, проходящей через центры катионов. На глубине кристалла эти плоскости совпадают. Расстояния анион — катион в молекулах газа [Кондратьев В. Н., 1959 г.] на 20% меньше соответствующих расстояний в кристалле, из чего следует, что в поверхностном слое кристалл должен быть уплотнен.
Поверхностный слой обладает избытком энергии по сравнению с энергией частиц внутри кристалла — поверхностной энергией.
Благодаря решетчатому строению кристаллов атомарная структура разных граней различна.* Поэтому различна и поверхностная энергия граней разной кристаллографической ориентировки. Зависимость поверхностной энергии от ориентации описывается с помощью полярной диаграммы (рис. 1-5), в которой направление
* Знание атомного рисунка граней необходимо во многих задачах кристал-логенезиса. Способ проектирования структуры кристалла на плоскость грани дан, например, Е. Б. Трейвусом и Т. Г. Петровым [1964].
Рис. 1-6. Типы кристаллических поверхностей.
а — сингулярные (гладкие); б — несингулярные (шероховатые); в — вицинальные (ступенчатые).
радиуса-вектора каждой точки диаграммы определяет ориентацию перпендикулярной к этому радиусу плоской поверхности, а длина радиуса пропорциональна поверхностной энергии этой грани. Соответственно особенностям полярной диаграммы выделяют два основных типа кристаллографических поверхностей, резко, различающихся по строению: сингулярные поверхности, соответствующие острым минимумам, и несингулярные, соответствующие гладким участкам полярной диаграммы вдали от острых минимумов. Сингулярные поверхности (грани) атомно-гладкие. Несингулярные поверхности шероховаты в атомном масштабе, т. е. имеют большую плотность выступов и впадин молекулярных размеров (рис. 1-б). При температурах, близких к температурам плавления, сингулярные грани могут размываться тепловым движением и становиться шероховатыми.
Поверхности, соответствующие участкам полярной диаграммы вблизи острых минимумов, где поверхностная энергия сильно зависит от ориентации грани, выделяют в особый тип — вициналь-ных поверхностей. Они состоят из широких атомно-гладких террас, разделенных ступенями. Чем меньше расстояние между ступенями, тем круче наклонены вицинальные поверхности к соответствующей гладкой грани. Если расстояние между ступенями становится соизмеримым с их высотой, вицинальная поверхность переходит в несингулярную, шероховатую.
При росте из растворов появление несингулярных поверхностей на кристаллах не характерно и случается редко, при особых условиях эксперимента [Овруцкий А. М, Подолинский В. В., 1975]. Также не характерно и появление в огранке строго сингулярных граней.
Трехмерные дефекты
К трехмерным дефектам относятся прежде всего области кристалла, ограниченные рассмотренными выше двумерными дефектами, — двойниковые прослойки, включения других политипных или полиморфных модификаций, макроблоки. Важным типом трехмерных дефектов являются включения раствора, рассматриваемые в § 1.6. Сюда же относятся включения посторонних твердых фаз. Твердые включения подразделяются на протогенетические — захваченные кристаллом при росте, сингенетические — возникшие и разраставшиеся одновременно с кристаллом, и эпигенетические — возникшие при преобразовании готового кристалла.
При выращивании кристаллов из низкотемпературных растворов наиболее обычны протогенетические включения, источником которых являются твердые частицы, содержащиеся в реактивах: пыль, попадающая из воздуха, и продукты разложения раствора (например, так называемый «дождь» — цепочки твердых включений неизвестного состава, видимо, вдоль дислокаций в кристаллах алюмокалиевых квасцов, КН2РО4, сегнетовой соли). Благодаря малым размерам эти включения могут быть не видны простым глазом.
Сингенетические твердые включения, дающие закономерные сростки с кристаллом-хозяином, называются эпитаксическими. Они могут возникать и в тех случаях, когда раствор ненасыщен по веществу включения (пример — желтая кровяная соль в кристаллах КС1).
Эпигенетические включения возникают, когда образующиеся при высоких температурах кристаллы при снижении температуры оказываются неустойчивыми и распадаются на разные фазы. Кроме того, включения новой фазы могут образовываться в выросших кристаллах под действием химических агентов (метасоматическое замещение) или физических воздействий (например, выделение частиц Ag в кристаллах AgCl под действием излучения). Для кристаллов, выращиваемых из низкотемпературных растворов, эпигенетические включения нехарактерны.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 858;