Общинные земли. Германская община (марка)
Германцы - франки жили территориальными соседскими общинами - мáрками. Мáрка - это чаще всего совокупность нескольких посёлков, члены которых связаны между собой общинным землевладением и самоуправлением. Общинные угодья, как-то леса, пастбища луга, покосы, выгоны для скота, воды (рыболовные угодья), дороги, мосты, необработанные участки, а также покинутые собственниками возделанные участки - пустоши находились в общем пользовании хозяйств - семей, входящих в общину.
Они могли безвозмездно пасти свой скот на частных полях и лугах после снятия с них урожаев с осени до весны, имели право пользования реками и источниками для водопоя и улова рыбы, лесом для охоты, топлива, построек и выпаса в нём свиней, прокорма их желудями, пользовались правом извлекать сено для прокорма скота.
Эти общинные угодья не подлежали отчуждению. Дома - усадьбы и приусадебные участки - огороды находились в частной семейной собственности.
Пахотная земля - пашня, которая требовала большóго труда, разделялась между отдельными семьями. Они постепенно закрепляли за собой право наследственного владения этой землей, но после смерти главы семьи земля оставалась неделимой. По мере того, как отдельные семьи, входящие в состав общины, долго - из поколения в поколение - обрабатывали определённый участок пашни и улучшали его своим трудом, складывалась частная семейная собственность. Каждая семья начинала считать занимаемый ею участок своим в противоположность другим семьям той же общины. Лишь при полном вымирании семьи земля возвращалась к своему общему источнику - в общину. Соответственно этому отсутствовало право отчуждения этого участка посторонним, то есть не существовало права распоряжения пахотной землей.
Постепенно и по отношению к пахотной земле семья приобрела право распоряжения. Тем самым сложилась частная семейная собственность на пахотную землю, то есть семье принадлежало право владения, пользования и распоряжения пашней. При частной семейной собственности главы семьи не имел права отчуждения земли без согласия всех взрослых членов семьи. Участок земли, на котором сидела и от которого питалась семья, представлялся непременной принадлежностью этой семьи, её материальной базой и основным неотчуждаемым имуществом. Вследствие этого отчуждение земли в этот период немыслимо. Только в случае крайней нужды и разорения (например, в неурожайные годы) семья вынуждалась продавать своё имущество. Лицо, покупавшее общинную землю, обязывалось нести лежавшие на ней обязанности.
Таким образом, с общинным землевладением на угодья соединялось землевладение частное на пахотные земли. Частная собственность на пахотные земли распределялась неравномерно. Богатые семьи владели бóльшим количеством земли, чем бедные. Кто богаче, у кого больше скота, больше рабочих рук, кто захватил раньше больше земли, тот и владел бóльшим количеством земли.
Марка характеризовалась самоуправлением. Власть в общине принадлежала выборному старосте и общему собранию полноправных членов общины. Германской общине принадлежали некоторые важные права по государственному управлению в сфере финансовой и судебной. Общине принадлежало право самостоятельной раскладки налогов. Они налагались государственной властью общей суммой на всех общинников. Староста и собрание общины развёрстывали налоги по дворам. Имея право раскладки и взимания налогов, община отвечала за уплату общей суммы налогов, падавших на её членов. Иначе говоря, все члены общины связывались круговой порýкой в исправной уплате налогов: за неимущих платили имущие, за ушедших - оставшиеся на местах.
Община имела важные судебные права. В её ведении находился низший суд по гражданским и уголовным делам. Общинный суд разбирал споры об общинных угодьях и о праве собственности на имущества в пределах общинной территории. Ведению общинного суда подлежали некоторые уголовные дела. Например, посягательства против личной чести и телесной неприкосновенности: обиды, побои, драки. Сельский общинный суд решал 9/10 дел, не доводя их до суда графа. Только в крайних случаях крестьяне обращались к суду графа - главы округа ввиду его дороговизны и отдалённости.
Община имела право участия в суде представителей государственной власти. Графы судили не единолично, а совместно с выборными представителями общин, судебными присяжными - рахинбýргами, скабúнами или шéффенами.
Эта самоуправляющаяся община с правами раскладки налогов и низшего суда выступала и как церковная община, прихóд. На общие средства марки строились и содержались церкви, оказывалась помощь бедным, престарелым. В церкви хранилась общинная казна.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 932;