Как отдельного института уголовного права
Конфискация по законодательству России XIX в. − начала XX в. относилась к имущественным наказаниям. Терминологически конфискация определялась как отобрание имущества, являясь дополнительным наказанием и представлявшим собой изъятие у виновного имущества либо некоторых предметов, а равно и уничтожение преступных последствий его деятельности. Изначально допускалась полная и специальная конфискация, однако полная конфискация, предусматривавшая отобрание всего имущества, в последних редакциях Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. была исключена после того, как теоретическая и практическая несостоятельность этой меры в 1871 г. была признана Министерством юстиции[39].
По действовавшему в то время законодательству России отобранию (конфискации) подлежали: предметы, запрещенные к употреблению в гражданском обороте, нахождение которых в обладании виновного само по себе составляло бы нарушение закона. Например, фальшивые деньги, поддельные документы, запрещенные орудия лова и др.; предметы, служившие или предназначавшиеся быть средством совершения преступления, например, приспособления и материалы для подделки денег, машины и инструменты для запрещенных промыслов и др.
Вместе с тем отобрание подобных предметов отличалось от изъятия предметов в качестве вещественных доказательств, имеющего процессуальное значение (так называемая «специальная конфискация»). Таковыми могли быть как предметы, добытые преступным путем, так и те, на которые было направлено преступное деяние, служившее орудием его совершения, изъятые при обыске, выемке и др. Последние могли быть возвращены по вступлении приговора в законную силу. Отобранию подлежали также предметы, добытые преступным путем, например, взятка или дичь, лес, добытые с нарушением установленных правил и т.п. При этом закон не определял никаких общих правил, что именно подлежит отобранию, а делал подобные указания в Особенной части, при изложении взысканий за отдельные преступления.
Применение специальной конфискации по общему правилу не зависело от усмотрения суда, а наступало в силу самого закона. Однако иногда применение таковой и определение ее объема предоставлялось на усмотрение суда.
Советское, а затем российское уголовное и процессуальное законодательство предусматривало возможность как полной, так и частичной конфискации. В соответствии с действующей до исключения из уголовного законодательства Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, ч. 1 ст. 52 УК РФ − конфискация имущества заключалась в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. При этом конфискация применялась только в качестве дополнительного вида наказания (ч. 3 ст. 45 УК РФ). Законодатель специально оговаривал, что данное наказание может быть назначено судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, указывая границы ее применения, а именно: тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений (ч. 2 ст. 52 УК РФ).
Понятие специальной конфискации в уголовном законодательстве не определялось, так как на практике она осуществлялась в рамках применения конфискации как наказания. Однако, после того, как конфискация имущества была исключена из Уголовного кодекса РФ, возникли проблемы применения так называемой специальной конфискации. А между тем, изъятие предметов и других ценностей, запрещенных к употреблению в гражданском обороте, нахождение которых в обладании виновного само по себе составляло бы нарушение закона, требовало законодательного закрепления. Потому Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»[40] в Уголовный кодекс РФ была внесена новая глава 15.1 «Конфискация имущества», в которой законодатель закрепил понятие и условия применения конфискации имущества.
Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества:
а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 104.1. УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;
б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.
Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.
Указанное имущество, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.
Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в статье 104.1 УК РФ, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.
Принудительность конфискации заключается в том, что при вступлении приговора в силу определенное имущество изымается помимо воли осужденного и членов его семьи.
Безвозмездность изъятия означает, что изъятое имущество не компенсируется. Однако при незаконном осуждении имущество может быть возвращено незаконно осужденному, если оно не обращено еще в собственность государства или не реализовано в установленном законом порядке.
Таким образом, конфискация имущества перестала носить статус уголовного наказания, но в то же время предусмотрена уголовным законодательством, как специальная мера, применяемая по отдельным преступлениям в отношении виновных, и связана только с определенными видами имущества, прямо определяемыми законом.
2. Основания и порядок применения конфискации имущества
Анализ действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства позволяет определить основания и порядок применения конфискации имущества.
Основаниями применения конфискации имущества является:
1)совершение преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частями второй − четвертой статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, частью второй статьи 141, статьей 141.1, частью второй статьи 142, статьями 146, 147, 183, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 189, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 295, 307 − 309, 355, частью третьей статьи 359 настоящего Кодекса, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации, ответственность за которое установлена статьей 188 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;
2) если имущество, полученное в результате совершения указанных преступлений, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
3) если деньги, ценности и иное имущество, используются или предназначены для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
4) если предметы являются орудиями, оборудованием или иными средствами совершения преступления, принадлежащими обвиняемому;
5) если лицо (организация), принявшее у осужденного имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.
Порядок конфискации имущества определяется уголовно-процессуальным законодательством, которое указывает, что «подлежит доказыванию по любому уголовному делу обстоятельств, подтверждающих, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации)» (ст. 73 УПК РФ).
Кроме того, уголовно-процессуальное законодательство указывает, что деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, и доходов от этого имущества, обнаруженных при производстве следственных действий, подлежат аресту в порядке, установленном статьей 115 УПК РФ. Эти предметы, как правило, признаются вещественными доказательствами по уголовному делу.
При вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела должен быть решен вопрос о вещественных доказательствах.
При этом:
1) орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются;
2) предметы, запрещенные к обращению, подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются;
3) предметы, не представляющие ценности и не истребованные стороной, подлежат уничтожению, а в случае ходатайства заинтересованных лиц или учреждений могут быть переданы им;
4) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества подлежат возвращению законному владельцу (п. 4 в ред. Федерального закона от 27.07. 2006 г. № 153-ФЗ);
4.1) деньги, ценности и иное имущество, указанные в пунктах "а" − "в" части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, подлежат конфискации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей части.
В уголовно-процессуальном законодательстве указывается, что описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать:
1) описание преступного деяния, признанного судом доказанным, с указанием места, времени, способа его совершения, формы вины, мотивов, целей и последствий преступления;
2) доказательства, на которых основаны выводы суда в отношении подсудимого, и мотивы, по которым суд отверг другие доказательства;
3) указание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а в случае признания обвинения в какой-либо части необоснованным или установления неправильной квалификации преступления − основания и мотивы изменения обвинения;
4) мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания, освобождению от него или его отбывания, применению иных мер воздействия;
4.1) доказательства, на которых основаны выводы суда о том, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).
Федеральный закон, внесший изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство определяет следующие основные понятия:
доходы, полученные преступным путем, − денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, − придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации;
финансирование терроризма − предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;
операции с денежными средствами или иным имуществом − действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, основания и порядок конфискации имущества определяются законодательством и в дальнейшем при их практическом применении они получат дальнейшее развитие на основании судебной практики, скорее всего Пленум Верховного суда РФ даст определенные разъяснения.
Заключение
Конспект лекций по Общей части уголовного права содержит необходимые понятия, изложенные в общедоступной форме. Материал изложен в соответствии с учебной программой курса.
Используя конспект лекций при подготовке и сдаче экзаменов, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины.
Данный конспект лекций не предназначен заменить собой учебники по уголовному праву. Он только дополняет их, служа пособием для более полного усвоения курса, а также успешной сдачи экзаменов.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 563;