Цикличность развития экономики и экономические кризисы
В краткосрочном периоде траекторию экономического роста можно представить в форме лилейной зависимости, однако чем шире охватываемый анализом период времени, тем ниже достоверность прогнозов и рекомендаций лилейных моделей экономического роста.
Большинству сложных процессов, происходящих в природе и обществе, присуща нелинейная, волнообразная динамика. Ход истории с древнейших времен до наших дней характеризуется цикличностью.
Цикличность остается неотъемлемым фактором макроэкономической динамики. На сегодняшний день общепризнано, что циклические колебания присущи рыночной экономике как в чисто экономических, так и в социальных сферах, при этом экономический (деловой) цикл является естественной формой экономического роста. Сущность экономических циклов заключается в наличии повторяющейся (хотя и не через строго одинаковые периоды) последовательности изменений совокупной деловой активности.
Совокупная деловая активность определяется достаточно широким перечнем макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт, объем производства в отраслях экономики, объем инвестиций, уровень безработицы, величина процентных ставок, изменения биржевых котировок на фондовых и товарных рынках и др. Как правило, длительное однонаправленное изменение индикаторов совокупной деловой активности свидетельствует о вхождении экономики в соответствующую фазу экономического цикла (рис. 4.3).
Простейшая схема включает две фазы: расширение (рост) и сокращение (спад). Между ними расположены переломные точки циклической волны: верхнюю называют пиком (вершиной), нижнюю – впадиной (низиной).
Рис. 4.3. Фазы экономического цикла |
Также предложена четырехфазная модель экономического цикла: фазу расширения делят на стадии оживления и подъема, а фазу сокращения – на стадии кризиса и депрессии. Известны также модели с большим количеством фаз. В современной трактовке модели экономического цикла термин «депрессия», как правило, заменяется термином «рецессия».
Наиболее важными вопросами для национальных экономик являются предвидение начала экономического кризиса, а также поиск рецептов предотвращения и преодоления кризисных явлений. Кроме того, не все происходящие в национальных экономиках кризисы находят логичное объяснение в известных теориях цикличности.
Примером является переходный кризис начала 1990-х гг., имевший место в Беларуси, а также остальных постсоциалистических странах. Этот кризис был обусловлен разрушением прежней плановой экономической системы и переходом к рыночным методам хозяйствования, что не вписывается в полной мере в существующие модели цикличности. К 2000 г. белорусская экономика преодолела основные последствия переходного кризиса, и на современном этапе наибольшее внимание уделяется исследованию мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. и его последствий. Особенность данного кризиса заключается в его глобальном характере, обусловливающем влияние его последствий на развитие всех без исключения национальных экономик мира.
Спекулятивный характер кризиса 2008 г. связан с беспрецедентным раздуванием «финансового пузыря» в экономике США, при этом основы будущего кризиса были заложены в американской экономике еще в конце 1990-х гг. В целях кредитного стимулирования ее роста была снижена учетная ставка с 6 до 1 %. Параллельно смягчались условия кредитования: годовая процентная ставка по просроченным коммерческим кредитам плавно снижалась с 12 % в 1991 г. до 2 % в 1999 г. и держалась на этом уровне вплоть до 2007 г.
Финансовый кризис из локального перерос в мировой. Дефицит кредитных ресурсов вызвал снижение спроса в этих странах на прочее капитальное имущество – автомобили, мебель, бытовую технику, что способствовало сокращению их производства и продаж. Производители в Соединенных Штатах, Европе, Китае стали закупать меньше материальных ресурсов, в том числе металлов, материалов для стройиндустрии; уменьшились объемы грузоперевозок; снизился спрос на энергоресурсы, что привело к резкому падению мировых цен на нефть.
Снижение биржевых котировок нефти со 140 до 30 долл. за баррель послужило причиной недополучения доходов бюджетом Российской Федерации и снижения спроса на внутренних рынках. Соответственно упал спрос на товары, поставляемые в Россию и другие страны белорусскими производителями, что вызвало уменьшение объемов их производства в республике. Результатом стали резкое замедление темпов роста ВВП, а также темпов роста производительности труда, рецессия в промышленности, существенное сокращение активности во внешней торговле товарами и услугами и почти двукратное снижение уровня рентабельности реализованной промышленной продукции. Наиболее значительно сократились объемы отечественного производства в машиностроении и металлообработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
Следствием развития дестабилизирующих процессов в экономике Беларуси явился рост отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами. В ноябре – декабре 2008 г. Национальному банку Республики Беларусь пришлось продать более 4,5 млрд. долл. США, что однако не спасло национальную валюту от разовой существенной (20 %) девальвации в январе 2009 г. В дальнейшем, казалось бы, национальная экономика сравнительно легко преодолевала последствия мирового финансового кризиса: в 2009 г. прирост ВВП в сопоставимых ценах составил 0,2 % к предыдущему году, а в 2010 г. – 7,2 %. На протяжении 2010 г. также наблюдались ежемесячный прирост объемов промышленного производства, товарооборота и инвестиций наряду со снижением уровня запасов производителей. Однако в 2011 г. белорусская экономика вновь столкнулась с финансовыми трудностями на фоне отрицательного сальдо внешней торговли, в результате чего национальная валюта была девальвирована в совокупности на 270 %, а совокупный внешний долг превысил порог в 55 % годового ВВП.
Кризисные явления в 2011 г. наблюдались не только в переходных экономиках. У считавшихся до недавнего времени вполне благополучными стран Евросоюза также появились проблемы роста государственного долга сверх установленных пределов, что позволило говорить о трансформации финансового кризиса в долговой, причем кризисными субъектами в новых условиях стали не отдельные предприятия и банки, а целые государства.
Трансформация финансового кризиса в долговой при замедлении роста развитых экономик свидетельствует в пользу циклической природы текущего кризиса.
Ощутимое сходство наблюдается также между настоящим кризисом и энергетическим кризисом 1974–1975 гг., на начальной стадии которого резко поднялись цены на сырье и продовольствие: сырье подорожало в 2,4 раза, нефть – в 4, сельскохозяйственные товары – в 2 раза (для сравнения: за период с 2002 по 2008 г. мировые цены на нефть увеличились в 5 раз, на металлы и прочее минеральное сырье – в 3,4, на продукцию сельского хозяйства – в 2,6 раза).
По состоянию на начало 2011 г. среднемировой индекс роста цен производственных ресурсов превысил 200 % по отношению к 2005 г., что, исходя из приведенной схемы, можно считать неблагоприятным сигналом последующей динамики деловой активности.
Условием начала устойчивого экономического роста в циклической модели может стать только массовое внедрение новейших технологий на базе нового технологического уклада. Следовательно, развитие науки и инноваций должно рассматриваться в качестве ключевого фактора экономического роста на современном этапе развития мировой экономики и национальной экономики Беларуси.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 687;