Запорожцы на Дону в XVI — XVII веках
Донской историк-эмигрант И.Ф. Быкадоров, автор книги «История казачества», считал, что «малоруссы», т. е. украинцы (черкасы Поднепровья)» явились одним из главных источников, «…из которого составилось донское казачество». Уже в первой половине XVI столетия украинцы стали появляться на Дону, на территории так называемого Дикого Поля. Так, в 1546 году путивльский наместник Троекуров сообщал в Москву: «...Ныне казаков на Поле много, и черкасцев, и кыян, и твоих государевых; вышли, государь, на Поле из всех украин». Знаменитый русский и украинский историк и этнограф Н.И. Костомаров по этому поводу писал: «Тогда как в Южной Руси заложилось славное Запорожье и разлило из себя дух казачества по всей Украине, одинаковые события произвели наплыв народа с севера на Дон. Украина подала помощь этому обществу и населила берега Дона своими детьми. Как ни темна первая история донского казачества, но что малороссийская народность участвовала в его закладке и воспитании — это лучше всяких исторических памятников доказывает нынешний язык донских казаков: среднее наречие между малороссийским и великорусскими языками». Одним из известных донских атаманов этого периода являлся Михаил Черкашенин, происходивший из черкас.
После Люблинской унии 1569 года, когда произошло объединение Польши и Литвы в одно государство, Речь Посполитую, положение украинского народа значительно ухудшилось. При короле Стефане Батории начались репрессии против запорожцев. Все это вызвало приток украинцев-черкас на Дикое Поле, на Дон. В грамоте царя Федора Иоанновича 1586 года султану Мураду III констатировалось, что «живут на Дону и на Донцу многие черкасы литовского короля»
Все это породило своеобразие языка донских казаков» «Язык на Дону смешанный, — писал Сухоруков, — и заключает всебе два наречия: великороссийское и малороссийское, много испорченные и измененные... Кроме сего, много примешано слов татарских и калмыцких, относящихся к домашней утвари, конской сбруе». Другой донской историк, Евлампий Кателъников (1774 -1854), в вопросе о языке и происхождении донских казаков считает, что «донцы-верховцы могут быть признаны в происхождении из той части России, где употребляют слова: што, чаго, яго и подобные им вместо: что, чего, его». Донцы-серединцы, по мнению Кательникова, больше подходят «к правильному русскому, а «донцы-низовцы... примечаются происходящими от России Малыя. Слова, до ныне употребляемые: хиба, нема, був и прочие то свидетельствуют».
Донской историк Е.П. Савельев к выводу о том, что: «В верховых станицах (Дона) преобладает говор на «я» и на «та»: чаво, яво,ишшо и шито, штобы, табя, сабя, мяня, братишша, дружишша, переходящий ниже, во 2-й и 1-й Донские округа, в более смягченный: чиво, иво, тибе, сибе, мине, говоря, пиша, читая (читает), ходя, идя, бегить и др. Далее, в низовьях Дона ж и по Донцу, в говор казаков начинают уже примешиваться слова малороссийские, занесенные туда запорожцами и малороссийскими черкасами, часто с мягким выговором на «ми» и «ей» (мы и вы). Также появляются и малороссийские фамилии казаков с позднейшим прибавлением окончания на «ов», а также на «ий» и «ич»: Трафименков, Абраменков, Филенков, Ханжонков, Сидоренков, Гайдамаченков, Тимошенков, Савченков, Панченков, Лехницкий, Крупницкий, Луковский, Вансецкий, Веицович, Балашевич, Облакевич и др.»
Известный русский и украинский историк, этнограф и писатель Х1Х в. Н.И.Костомаров, касаясь этого вопроса, отмечал: «Прислушайтесь к наречью Дона. С первого взгляда покажется оно случайной смесью малороссийского и великорусского, но познакомьтесь с ним покороче и увидите, что эта смесь имеет уже свои самостоятельные правила».
Запорожцы и «черкасня» имеют прямое отношение к основанию Черкасского городка, который с 1644 по 1805 годы являлся казачьей столицей Дона, где размещалось Главное Войско. Как известно, казаки селились на прибрежных островах — труднодоступных и в тоже время легко укрепляемых территориях, чтобы турки, татары, ногаи — извечные противники донцов, не могли неожиданно на них напасть. В числе первых казачьих городков, возникших на Дону во 2-й половине XVI столетия, и был городок Черкасск (ныне ст. Старочеркасская).
Известный донской историк XIX века В.Д. Сухоруков, написавший интересное исследование о Черкасске, считал, что город возник «не ранее, как или в самом исходе XVI столетия или в начале XVII» .
Историк по призванию, по должности священник Старочеркасского Воскресенского собора Григорий Левицкий, повторяя версию донского историка Попова X. И., считал, что «в 1600 году в Старочеркасске был начальником Агус или Акустий Черкасс, по имени которого Черкасск получил свое название».
Один из серьезных исследователей этого вопроса, Б.В. Лунин, считал, что «точная дата возникновения Черкасска неизвестна» и склонялся к мнению, что таковой, по всей вероятности, является конец XVI века .
Историки В. Сухоруков, А. Ригельман, В. Броневский считали, что Черкасск получил свое название от поселившихся тут казаков — запорожцев. Сухоруков, например, писал: «В одном акте XVII века сказано, что черкасы из Запорог, со всею рухлядью своею, являлись сюда человек по 10-ти, по 20-ти и по 50-ти, селились особо, как с достоверностью полагать должно, близь главного городка, ибо их беспрерывно видим в оном городке участвующих в предприятиях и торжествах удалых донцов. Их-то поселение, городок, думаю, казаки назвали Черкасским, то есть принадлежавшим черкасам».
В грамоте посланника турецкого султана из Азова, датированной этим годом, говорится о том, что казаки «близко Азова, на Манычи, да в Черкасскойи в Раздорах поставили четыре новых городка и из тех городков приходя, Азову тесноту чинят». Разгневанный султан предъявил это письмо русскому посланнику Нащокину, находившемуся в Константинополе. Однако Нащокин уверил султана, что донские казаки это делают без ведома русского царя, чем несколько успокоил султана.
Что касается происхождения названия Черкасска, следует согласиться с версией В.Д. Сухорукова, что название городу дали казаки-запорожцы («черкасы»), многочисленными группами селившиеся в то время на Дону.
О первоначальном облике Черкасского городка нам ничего неизвестно. Можно предположить, что он имел такой же вид, как и все казачьи городки того времени. Расположенный на острове, он, по всей вероятности, был огорожен деревянным тыном или плетнем. Внутри помещались деревянные постройки и землянки. К началу XVII века Черкасский городок принадлежал к числу довольно крупных казачьих городков. Во время Азовского «осадного сидения», когда донцы взяли и пять лет держали под своей властью турецкую крепость Азов, черкасский атаман С.И. Молодой активно действовал в тылу у турок, осадивших Азов в 1641 году, нанося им ощутимые удары. Османы, осаждавшие Азов и нуждавшиеся в крепких тылах, решили покончить с деятельностью черкасских казаков. Они отрядили часть своих сил для взятия Черкасска. Но атаман Молодой с 500 казаками храбро отразил их нападение и спас от турок станичного атамана Валуйских городовых казаков Степана Князева и «станичного ездока» Степана Пригаринова, пробиравшихся в Черкасский городок с поручением от Валуйского воеводы разузнать о положении дел под Азовом.
В 1642 году донские казаки, не получив помощи от московского правительства, вынуждены были добровольно покинуть Азов. Через два года, в 1644 году, турки, в отместку за посрамление своего оружия под Азовом и обладая значительным численным преимуществом, сожгли Черкасский, Монастырский и Манычский городки. 30 апреля этого же года казаки возобновили «свой старый юрт» в Черкасске и перенесли сюда донскую столицу. Свой переход сюда донцы объяснили тем, что хотят сражаться с турками, чтобы свою реку Дон басурманам не сдавать и турецкие суда не пропускать на Воронеж.
С этого времени и на протяжении 160 лет Черкасск был главным казачьим городком. Своим названием городок обязан запорожским казакам — черкасам, имевшим здесь тогда свой стан.
Еще один знаменитый донской городок — Монастырский — располагавшийся между Черкасском (ныне станица Старочеркасская) и Аксаем, обязан своим основанием и названием запорожским казакам. В XVI столетии, во время своих пребываний на Дону, они имели на этом незатопляемом месте, на берегу Дона, свой стан, о чем упоминает историк Василий Сухоруков.
С 1620 по 1637 годы Монастырский городок являлся Главным Войском— столицей Донского Казачества. Здесь собирались казачьи Круги, принимались посольства из Москвы и от окрестных народов, действовала Покровская часовня. Поскольку у донцов до середины XVII столетия не было штатных священников, то богослужение в часовне отправляли иеромонахи Киевского Межигорского монастыря, ведшие богослужения в Запорожской Сечи и часто приходившие в Монастырский городок по просьбе донских казаков.
Более многочисленной группой являлись те казаки-черкасы, которые, пожив на Дону одну-две зимы, возвращались потом в родные Запороги. Так, например, четыре сотни запорожцев, во главе с атаманом Павлом Енковым, провели зиму 1632 - 1633 годов на Дону в Черкасском и Манычском городках. Запорожцам так понравилось жить на Дону, что многие из них желали «оставя свое кочевье днепровское, идти на Дон и жить с донскими казаками вместе» .
Значительно усилился приток запорожцев на Дон в 1637 - 1641 годах, когда они приняли активное участие во взятии Азова в 1637 году и обороне его от многочисленной султанской армии в 1641-м. Так, в 1638 году, согласно показаниям атамана Михаила Татаринова в Посольском приказе в Москве, в захваченном казаками Азове проживало до 10 тысяч казаков-черкас. И в других донских городках в это время, по словам побывавшего весной 1638 года на Дону жителя города Валуйки С. Бобырева, было «запорожских черкас добре много».
Но не только малороссийские казаки помогали донцам, но и донские казаки помогали запорожцам. Так, в период освободительного движения Богдана Хмельницкого против поляков, начавшегося в 1648 году, донские казаки-добровольцы сражались на стороне братского украинского народа против ляхов. Впрочем, донская казачья верхушка не поощряла уход своих казаков в армию Хмельницкого, помятуя о его союзнических отношениях с крымским ханом Ислам Гиреем Ш, врагом донского казачества. Одновременно уменьшился и приток малороссийских казаков на Дон по причине участия их в боях с поляками.
Отношения Дона с Украиной полностью выправились после решения Переяславской Рады 8 января 1654 года о воссоединении Украины с Россией. Уже летом следующего, 1655-го, года донцы и запорожцы совершили совместный морской поход против турок под руководством донского атамана Павла Чесночихина и запорожского атамана Вергуна. Таким образом, из этого видно, что живя на Дону, запорожцы, тем не менее, управлялись своими атаманами и имели свою организацию.
В 1656 году донские и запорожские казаки во главе с известными и популярными донскими атаманами Наумом Васильевым и Павлом Чесночихиным совершили нападение на турецкий Азов. В последующие годы запорожцы довольно часто приходили на Дон «казаковать».
Запорожские казаки, совместно с братьями-донцами, приняли участие в героической Азовской эпопее 1637 - 1641 годов, прославившись на всю Европу и Азию и обессмертив свое имя на века.
Особенно прославились донцы в XVII столетии своими морскими и сухопутными походами против турок и татар, отбивая у них российских и западноевропейских пленников. Эти походы, как правило, совершались совместно с запорожцами. А донских казаков в этот период можно было видеть в составе войска Богдана Хмельницкого, ведшего тяжелейшую войну с поляками. Известно, что сам гетман Хмельницкий, поднимаясь на борьбу с мощной Речью Посполитой, в случае неудачи собирался уйти на Дон.
Активное участие приняли запорожские казаки во взятии Азова войсками Петра I в 1696 году. Первую попытку захватить Азов Петр I предпринял в 1695 году, но она закончилась неудачей ввиду отсутствия у него военно-морского флота. Основательно подготовившись к осаде Азова за зиму, Петр I весной 1696 года снова появился на Дону. 7 июня к Азову подошли главные силы русской армии. Восемнадцатого июня русская армия получила значительное подкрепление: под звуки труб и грохот барабанов к Азову подошло 15 тысяч малороссийских казаков во главе со своим атаманом Яковом Лизогубом. Обняв и троекратно расцеловав казачьего предводителя, Петр I велел ему занимать позиции на левом фланге со стороны степи, за чертой вала.
Шли дни осады, россияне методично наращивали успех, и по всему было видно, что турки долго не продержатся. Петру I удалось полностью блокировать Азов, лишив его гарнизон подкреплений и подвоза продовольствия и боеприпасов. После месяца боев турки были поставлены в безвыходное положение. Кризис наступил 17 июля, когда 2 тысячи донских и запорожских казаков во главе с атаманом Минаевым внезапным натиском ворвались на земляной вал, составлявший внешнюю линию азовской обороны. Сбив оттуда ошеломленных янычар, казаки стали преследовать противника. Достигнув каменной крепости, турки сумели закрепиться, а потом, перегруппировавшись и получив подкрепление, бросились в контратаку. Донцы, заняв угловой бастион, отразили все атаки бусурман, значительно ухудшив их общее положение.
Царь, довольный успехом казаков, назначил общий штурм на 22 июля. Но брать город приступом не пришлось: 18 июля 1696 года, осознав полную безнадежность своего положения, комендант крепости сдался на условиях свободного выхода из Азова. Азов стал русским городом. Россия получила выход в Азовское море.
18 августа 1696 года в Черкасске, некогда основанном запорожцами, был дан салют и сожжен фейерверк в честь этой победы россиян: это был первый салют в честь военной победы русского оружия, победы, огромный вклад в которую внесли донские и запорожские казаки.
За отличие в штурме и взятии Азова атаман запорожских казаков Яков Лизогуб получил от царя 40 соболей на сто рублей и 30 золотых червонцев. Казачьих полковников Петр наградил атласом, соболями на 25 рублей и 15 червонцами каждого. Рядовым казакам была выплачена сумма в 15 тысяч рублей на всех.
В дальнейшем Яков Ефимович Лизогуб занял довольно высокую должность в иерархии главных чинов Малороссии, став генеральным бунчужным (хранителем гетманского бунчука). В 1723 году он, вместе с наказным гетманом Полуботком, за стремление защитить права малороссиян был заключен по приказу Петра I в Петропавловскую крепость. Оттуда его освободила императрица Екатерина I в феврале 1725 года
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 729;