Запорожцы на Дону в XVI — XVII веках

Донской историк-эмигрант И.Ф. Быкадоров, автор книги «Ис­тория казачества», считал, что «малоруссы», т. е. украинцы (черкасы Поднепровья)» явились одним из главных источников, «…из которого составилось донское казаче­ство». Уже в первой половине XVI столетия украинцы стали появляться на Дону, на территории так называемо­го Дикого Поля. Так, в 1546 году путивльский наместник Троекуров сообщал в Москву: «...Ныне казаков на Поле много, и черкасцев, и кыян, и твоих государевых; выш­ли, государь, на Поле из всех украин». Знаменитый рус­ский и украинский историк и этнограф Н.И. Костомаров по этому поводу писал: «Тогда как в Южной Руси заложилось славное Запорожье и разлило из себя дух казаче­ства по всей Украине, одинаковые события произвели наплыв народа с севера на Дон. Украина подала помощь этому обществу и населила берега Дона своими детьми. Как ни темна первая история донского казачества, но что малороссийская народность участвовала в его закладке и воспитании — это лучше всяких исторических памятни­ков доказывает нынешний язык донских казаков: сред­нее наречие между малороссийским и великорусскими языками». Одним из известных донских атаманов этого периода являлся Михаил Черкашенин, происходивший из черкас.

После Люблинской унии 1569 года, когда произошло объединение Польши и Литвы в одно государство, Речь Посполитую, положение украинского народа значитель­но ухудшилось. При короле Стефане Батории начались репрессии против запорожцев. Все это вызвало приток украинцев-черкас на Дикое Поле, на Дон. В грамоте царя Федора Иоанновича 1586 года султану Мураду III конста­тировалось, что «живут на Дону и на Донцу многие чер­касы литовского короля»

Все это породило своеобразие языка донских казаков» «Язык на Дону смешанный, — писал Сухоруков, — и зак­лючает всебе два наречия: великороссийское и малорос­сийское, много испорченные и измененные... Кроме сего, много примешано слов татарских и калмыцких, относя­щихся к домашней утвари, конской сбруе». Другой донс­кой историк, Евлампий Кателъников (1774 -1854), в воп­росе о языке и происхождении донских казаков считает, что «донцы-верховцы могут быть признаны в происхож­дении из той части России, где употребляют слова: што, чаго, яго и подобные им вместо: что, чего, его». Донцы-серединцы, по мнению Кательникова, больше подходят «к правильному русскому, а «донцы-низовцы... примеча­ются происходящими от России Малыя. Слова, до ныне употребляемые: хиба, нема, був и прочие то свидетель­ствуют».

Донской историк Е.П. Савельев к выводу о том, что: «В верхо­вых станицах (Дона) преобладает говор на «я» и на «та»: чаво, яво,ишшо и шито, штобы, табя, сабя, мяня, братишша, дружишша, переходящий ниже, во 2-й и 1-й Донские округа, в более смягченный: чиво, иво, тибе, сибе, мине, говоря, пиша, читая (читает), ходя, идя, бегить и др. Далее, в низовьях Дона ж и по Донцу, в говор казаков начинают уже примешиваться слова малороссийские, за­несенные туда запорожцами и малороссийскими черкаса­ми, часто с мягким выговором на «ми» и «ей» (мы и вы). Также появляются и малороссийские фамилии казаков с позднейшим прибавлением окончания на «ов», а также на «ий» и «ич»: Трафименков, Абраменков, Филенков, Ханжонков, Сидоренков, Гайдамаченков, Тимошенков, Савченков, Панченков, Лехницкий, Крупницкий, Луковский, Вансецкий, Веицович, Балашевич, Облакевич и др.»

Известный русский и украинский историк, этнограф и писатель Х1Х в. Н.И.Костомаров, касаясь этого воп­роса, отмечал: «Прислушайтесь к наречью Дона. С перво­го взгляда покажется оно случайной смесью малороссийского и великорусского, но познакомьтесь с ним покороче и увидите, что эта смесь имеет уже свои самостоятельные правила».

Запорожцы и «черкасня» имеют прямое отношение к основанию Чер­касского городка, который с 1644 по 1805 годы являлся казачьей столицей Дона, где размещалось Главное Войско. Как извест­но, казаки селились на прибрежных островах — труднодо­ступных и в тоже время легко укрепляемых территориях, чтобы турки, татары, ногаи — извечные противники дон­цов, не могли неожиданно на них напасть. В числе пер­вых казачьих городков, возникших на Дону во 2-й поло­вине XVI столетия, и был городок Черкасск (ныне ст. Старо­черкасская).

Известный донской историк XIX века В.Д. Сухоруков, написавший интересное исследование о Черкасске, считал, что город возник «не ранее, как или в самом исходе XVI столетия или в начале XVII» .

Историк по призванию, по должности священник Ста­рочеркасского Воскресенского собора Григорий Левицкий, повторяя версию донского историка Попова X. И., счи­тал, что «в 1600 году в Старочеркасске был начальником Агус или Акустий Черкасс, по имени которого Черкасск получил свое название».

Один из серьезных исследователей этого вопроса, Б.В. Лу­нин, считал, что «точная дата возникновения Черкасска неизвестна» и склонялся к мнению, что таковой, по всей вероятности, является конец XVI века .

Историки В. Сухоруков, А. Ригельман, В. Броневский считали, что Черкасск получил свое название от поселив­шихся тут казаков — запорожцев. Сухоруков, например, писал: «В одном акте XVII века сказано, что черкасы из Запорог, со всею рухлядью своею, являлись сюда человек по 10-ти, по 20-ти и по 50-ти, селились особо, как с досто­верностью полагать должно, близь главного городка, ибо их беспрерывно видим в оном городке участвующих в предприятиях и торжествах удалых донцов. Их-то посе­ление, городок, думаю, казаки назвали Черкасским, то есть принадлежавшим черкасам».

В грамоте посланника турецкого султана из Азова, да­тированной этим годом, говорится о том, что казаки «близ­ко Азова, на Манычи, да в Черкасскойи в Раздорах по­ставили четыре новых городка и из тех городков прихо­дя, Азову тесноту чинят». Разгневанный султан предъ­явил это письмо русскому посланнику Нащокину, нахо­дившемуся в Константинополе. Однако Нащокин уверил султана, что донские казаки это делают без ведома рус­ского царя, чем несколько успокоил султана.

Что касается происхождения названия Черкасска, сле­дует согласиться с версией В.Д. Сухорукова, что название городу дали казаки-запорожцы («черкасы»), многочислен­ными группами селившиеся в то время на Дону.

О первоначальном облике Черкасского го­родка нам ничего неизвестно. Можно предположить, что он имел такой же вид, как и все казачьи городки того времени. Расположенный на острове, он, по всей вероят­ности, был огорожен деревянным тыном или плетнем. Внутри помещались деревянные постройки и землянки. К началу XVII века Черкасский городок принадлежал к числу довольно крупных казачьих городков. Во время Азовского «осадного сидения», когда донцы взя­ли и пять лет держали под своей властью турецкую кре­пость Азов, чер­касский атаман С.И. Молодой активно действовал в тылу у турок, осадивших Азов в 1641 году, нанося им ощутимые удары. Османы, осаждав­шие Азов и нуждавшиеся в крепких тылах, решили по­кончить с деятельностью черкасских казаков. Они отря­дили часть своих сил для взятия Черкасска. Но атаман Молодой с 500 казаками храбро отразил их нападение и спас от турок станичного атамана Валуйских городовых казаков Степана Князева и «станичного ездока» Степана Пригаринова, пробиравшихся в Черкасский городок с поручением от Валуйского воеводы разузнать о положе­нии дел под Азовом.

В 1642 году донские казаки, не получив помощи от московского правительства, вынуждены были добровольно покинуть Азов. Через два года, в 1644 году, турки, в отместку за посрамление своего оружия под Азовом и об­ладая значительным численным преимуществом, сожгли Черкасский, Монастырский и Манычский городки. 30 апреля этого же года казаки возобновили «свой старый юрт» в Черкасске и перенесли сюда донскую столицу. Свой переход сюда донцы объяснили тем, что хотят сра­жаться с турками, чтобы свою реку Дон басурманам не сдавать и турецкие суда не пропускать на Воронеж.

С этого времени и на протяжении 160 лет Черкасск был главным казачьим городком. Своим названием городок обязан запорожским казакам — черкасам, имевшим здесь тогда свой стан.

Еще один знаменитый донской городок — Монастырский — располагавшийся между Черкасском (ныне стани­ца Старочеркасская) и Аксаем, обязан своим основанием и названием запорожским казакам. В XVI столетии, во время своих пребываний на Дону, они имели на этом незатопляемом месте, на берегу Дона, свой стан, о чем упоми­нает историк Василий Сухоруков.

С 1620 по 1637 годы Монастырский городок являлся Главным Войском— столицей Донского Казачества. Здесь собирались казачьи Круги, принимались посольства из Москвы и от окрестных народов, действовала Покровская часовня. Поскольку у донцов до середины XVII столетия не было штатных священников, то богослужение в часов­не отправляли иеромонахи Киевского Межигорского мо­настыря, ведшие богослужения в Запорожской Сечи и часто приходившие в Монастырский городок по просьбе донских казаков.

Более многочисленной группой являлись те казаки-чер­касы, которые, пожив на Дону одну-две зимы, возвраща­лись потом в родные Запороги. Так, например, четыре сот­ни запорожцев, во главе с атаманом Павлом Енковым, про­вели зиму 1632 - 1633 годов на Дону в Черкасском и Манычском городках. Запорожцам так понравилось жить на Дону, что многие из них желали «оставя свое кочевье днепровское, идти на Дон и жить с донскими казаками вместе» .

Значительно усилился приток запорожцев на Дон в 1637 - 1641 годах, когда они приняли активное участие во взятии Азова в 1637 году и обороне его от многочисленной султанской армии в 1641-м. Так, в 1638 году, соглас­но показаниям атамана Михаила Татаринова в Посольс­ком приказе в Москве, в захваченном казаками Азове про­живало до 10 тысяч казаков-черкас. И в других донс­ких городках в это время, по словам побывавшего весной 1638 года на Дону жителя города Валуйки С. Бобырева, было «запорожских черкас добре много».

Но не только малороссийские казаки помогали донцам, но и донские казаки помогали запорожцам. Так, в период освободительного движения Богдана Хмельницкого против поляков, начав­шегося в 1648 году, донские казаки-добровольцы сража­лись на стороне братского украинского народа против ляхов. Впрочем, донская казачья верхушка не поощря­ла уход своих казаков в армию Хмельницкого, помятуя о его союзнических отношениях с крымским ханом Ислам Гиреем Ш, врагом донского казачества. Одновременно уменьшился и приток малороссийских казаков на Дон по причине участия их в боях с поляками.

Отношения Дона с Украиной полностью выправились после решения Переяславской Рады 8 января 1654 года о воссоединении Украины с Россией. Уже летом следующе­го, 1655-го, года донцы и запорожцы совершили совмест­ный морской поход против турок под руководством донс­кого атамана Павла Чесночихина и запорожского атама­на Вергуна. Таким образом, из этого видно, что живя на Дону, запорожцы, тем не менее, управлялись своими ата­манами и имели свою организацию.

В 1656 году донские и запорожские казаки во главе с известными и популярными донскими атаманами Наумом Васильевым и Павлом Чесночихиным совершили нападе­ние на турецкий Азов. В последующие годы запорожцы довольно часто приходили на Дон «казаковать».

Запорожские казаки, совместно с братьями-донцами, приняли участие в героической Азовской эпопее 1637 - 1641 годов, прославившись на всю Европу и Азию и обес­смертив свое имя на века.

Особенно прославились донцы в XVII столетии своими морскими и сухопутными походами против турок и та­тар, отбивая у них российских и западноевропейских плен­ников. Эти походы, как правило, совершались совместно с запорожцами. А донских казаков в этот период можно было видеть в составе войска Богдана Хмельницкого, вед­шего тяжелейшую войну с поляками. Известно, что сам гетман Хмельницкий, поднимаясь на борьбу с мощной Речью Посполитой, в случае неудачи собирался уйти на Дон.

Активное участие приняли запорожские казаки во взятии Азова войсками Петра I в 1696 году. Первую по­пытку захватить Азов Петр I предпринял в 1695 году, но она закончилась неудачей ввиду отсутствия у него воен­но-морского флота. Основательно подготовившись к оса­де Азова за зиму, Петр I весной 1696 года снова появился на Дону. 7 июня к Азову подошли главные силы русской армии. Восемнадцатого июня русская армия получила значительное подкрепление: под звуки труб и грохот ба­рабанов к Азову подошло 15 тысяч малороссийских каза­ков во главе со своим атаманом Яковом Лизогубом. Обняв и троекратно расцеловав казачьего предводителя, Петр I велел ему занимать позиции на левом фланге со стороны степи, за чертой вала.

Шли дни осады, россияне методично наращивали ус­пех, и по всему было видно, что турки долго не продер­жатся. Петру I удалось полностью блокировать Азов, ли­шив его гарнизон подкреплений и подвоза продовольствия и боеприпасов. После месяца боев турки были поставлены в безвыходное положение. Кризис наступил 17 июля, когда 2 тысячи донских и запорожских казаков во главе с ата­маном Минаевым внезапным натиском ворвались на земляной вал, составлявший внешнюю линию азовской обо­роны. Сбив оттуда ошеломленных янычар, казаки стали преследовать противника. Достигнув каменной крепости, турки сумели закрепиться, а потом, перегруппировавшись и получив подкрепление, бросились в контратаку. Дон­цы, заняв угловой бастион, отразили все атаки бусурман, значительно ухудшив их общее положение.

Царь, довольный успехом казаков, назначил общий штурм на 22 июля. Но брать город приступом не при­шлось: 18 июля 1696 года, осознав полную безнадежность своего положения, комендант крепости сдался на услови­ях свободного выхода из Азова. Азов стал русским горо­дом. Россия получила выход в Азовское море.

18 августа 1696 года в Черкасске, некогда основанном запорожцами, был дан салют и сожжен фейерверк в честь этой победы россиян: это был первый салют в честь воен­ной победы русского оружия, победы, огромный вклад в которую внесли донские и запорожские казаки.

За отличие в штурме и взятии Азова атаман запорож­ских казаков Яков Лизогуб получил от царя 40 соболей на сто рублей и 30 золотых червонцев. Казачьих полков­ников Петр наградил атласом, соболями на 25 рублей и 15 червонцами каждого. Рядовым казакам была выпла­чена сумма в 15 тысяч рублей на всех.

В дальнейшем Яков Ефимович Лизогуб занял довольно высокую должность в иерархии главных чинов Малороссии, став генеральным бунчужным (хранителем гетманского бунчука). В 1723 году он, вместе с наказным гетманом Полуботком, за стрем­ление защитить права малороссиян был заключен по приказу Петра I в Петропавловскую крепость. Оттуда его освободила императрица Екатерина I в феврале 1725 года

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 729;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.