Человечествокак субъект истории

Эта глава о человечестве. О людях мира. Обо всех нас.

В наше время, динамичное и противоречивое, в пору со-
циальных катаклизмов и назревающих природных катаст-
роф, люди Земли все пристальнее вглядываются в собствен-
ный облик, осмысливают истекшее, стремятся понять перс-
пективы будущего.

В ходе истории ныне обнаруживаются незнаемые ранее
ситуации, вечные проблемы наполняются новым содержа-
нием. Вот почему стоит обратиться к вопросам: что есть че-
ловечество? каковы его особенности как субъекта истории?
какие коллизии присущи ему во всепланетном масштабе? в
чем его актуальные проблемы?

Ответы на эти вопросы отнюдь не просты. Прежде всего
выясним, насколько применим здесь тот первый критерий,
который используется при отличении мнимых проблем от
действительных, т. е. критерий наличия, существования.
Дело в том, что история мысли знает немало иллюзорных,
мнимых или ложных, псевдопроблем. Над их разрешением
подчас многие годы бьются ученые и философы, в конце
концов с горечью убеждаясь, что они вопрошали пустоту.
Сталкиваясь с такими псевдопроблемами, исследователь по-
падает, фигурально говоря, в положении охотничьей соба-
ки, лающей под пустым деревом. И чтобы не оказаться в
подобном незавидном положении, определим, существует
ли тот объект, который мы намерены анализировать? Ины-
ми словами, существует ли то, что именуется «человечест-
во», есть ли оно?

Конечно, в такой постановке этот вопрос может вызвать
недоумение. Да разве кто-либо сомневается в том, что мы
есть? Вроде бы можно спорить о том, что такое человечест-
во, чем оно отличается от других составляющих мира, но
как-то странно сомневаться в его наличии, реальном бытии.
Однако не 'будем спешить с оценками подобного вопро-


ca. Действительно, факт наличия самих себя, других инди-
видов, многих людей не оспаривается ни одним здравомыс-
лящим человеком, будь он просто наивный реалист или фи-
лософ-профессионал. Каждый ясно понимает (если он не
абсолютный субъективист-солипсист), что существуют неза-
висимо от него другие люди. Люди —да. Множество лю-
дей — несомненно. Для того чтобы это утверждать, пет нуж-
ды в теоретических размышлениях. Это очевидно.

Но вот существует ли такой субъект деятельности, дей-
ствующий агент истории, как человечество? При ответе на
этот вопрос необходимы теоретические доказательства. В
поисках ответа на него даже выдающиеся умы не раз стано-
вились в тупик. Сошлемся хотя бы на А. И. Герцена, яркого
и благородного отечественного мыслителя. В книге «Былое
и думы» он говорит, что, по его разумению, слово «челове-
чество» препротивное, оно не выражает ничего определен-
ного, а только к смутности всех остальных понятий подбав-
ляет еще какого-то полубога.

Немало современных западных философов пытаются
доказать, что человечество как нечто единое целое — это
фикция. Так например американский философ Стюарт
Чейз в книге «Тирания слов» утверждал, что человечест-
ва нет как самостоятельной сущности: «Попробуй по-
звать: Эй, Человечество, сюда! И ни один Адам не от-
кликнется на ват призыв».

Не вписываются представления о едином человечестве в
концепцию так называемых локальных цивилизаций. Зна-
менитый культуролог Освальд Шпенглер в книге «Закат
Европы» утверждал, что человечество — пустое слово и что
его надо исключить из круга проблем исторических форм.
В том же духе размышлял знаменитый английский историк
Арнольд Тойнби. В его изложении Человечества нет, а есть
некоторые независимые культурно-исторические системы
(цивилизации), возникающие, становящиеся, развивающие-
ся и гибнущие, наподобие биологических организмов.

Как видно, скептиков,' подвергающих сомнению реаль-
ность феномена «человечество», немало. Но человечество
существует реально и объективно,
независимо от умствен-
ных изысков тех или иных теоретиков. Есть человечество
как фрагмент объективного мира, есть его всемирная исто-
рия, многочисленными исследованиями уже давно зафикси-
рованы ее единство и всеобщность.

Отечественные историки последних десятилетий от И. Кон-
рада до Б. Поршнева, от Л. Гумилева до Л. Васильева пока-
зали, что общая концепция исторического процесса может


быть отстроена лишь на материале истории всего человече-
ства, которое и является подлинным субъектом истории.
Понятно, что всемирная история складывается из историй
отдельных народов, этносов, государств, каждое из кото-
рых имеет собственное лицо.

И все же нельзя не согласиться с тем, что человечество —
это краевая категория, предельное понятие всякого исто-
риософского, социологического размышления. Единство че-
ловечества на любых этапах его бытия определено единст-
вом его биологической организации. Люди образуют еди-
ный вид. Дети Земли — часть ее биосферы, люди едины, по
своему физическому облику, морфологическим признакам,
генетическим характеристикам, антропоморфическим по-
стоянным. Те или иные различия типа расовых признаков —
это лишь варианты единого основания.

Люди Земли едины сущностно ~ социально. Когда-то ран-
ний К. Маркс убедительно заметил, что именно в переработке
предметного мира человек впервые действительно утверждает
себя как родовое существо, производство есть его деятельная
родовая жизнь. Трудовая деятельность —прежде всего то,
что объединяло в человечество маленькие группы перволю-
дей, рассеянные по просторам доисторической Ойкумены.
Понятно, что аборигены Австралии, мигрировавшие туда око-
ло 30 тысяч лет назад из Азии, не имели прямых контактов с
обитателями валдайских стоянок или жителями грота Тешик-
Таш в Средней Азии. И все же эти группы людей были час-
тями целого, единицами человечества, а не чего-либо другого.
Где бы ни жили перволюди, они вышли из единого корня, их
действия коррелированы (соотнесены) в силу однородности
жизнедеятельности, их объединяет субстанция труда, она их
делает гранями целостности.

Люди земли едины интеллектуально. В любом акте ло-
гического размышления можно усмотреть скрепы, стягива-
ющие миллионы и миллионы индивидов, сотни и сотни по-
колений в нечто единое. Природа Разума (при всей ее исто-
ричности) все же едина, она одна и та же у всех народов и
индивидов, сколько угодно разнящихся по всем другим
культурно-историческим признакам. Наличие логики требу-
ет от ума признания наличия Человечества

Разумеется, в разные эпохи человечество оолацало целост-
ностью по-разному. Надо сказать, что «целое» и «целост-
ность» не одно и то же. Это близкие, но не тождественные
понятия. Понятие «целостности» выражает определенный
уровень достижения идеальной полноты целого. Русский фи-
лософ Н. А. Бердяев заметил, что'«человеческий Род пере-


рождается в Человечество». Эта мысль подчеркивает историч-
ность человечества, его выхождеиие от неосознанного, перво-
начального бытия к осмыслению собственной жизни как еди-
ного социального организма. Перефразируя известные тезисы
марксизма, можно сказать, что имел место процесс превраще-
ния человечества «в себе» в человечество «для себя».

Целостность истоков, целостность 90-х гг. XX столетия и
целостность будущего ассоциированного человечества — раз-
ные ступени, выражающие нарастание единения рода людей.

В ходе истории выявилась и нарастала возможность кон-
тактов пространственно разделенных сообществ людей.
Сущностное единство дополнялось и обогащалось непосред-
ственным контактным общением. По оценке английского
археолога Гордона Чайльда, экономический и культурный
обмен между группами людей в верхнем палеолите осущест-
влялся в радиусе до 800 километров, где-то за II тыс. лет до
н. э.— уже в радиусе до 8 тысяч километров, а к VIII в.
н. э. он охватил всю Азию, Африку н Европу.

От поколения к поколению нарастала целостность че-
ловечества,
утверждалась гомогенность всеобщей истории,
выйдя на поверхность и.став зримым фактом ко времени
утверждения капиталистических отношений в основных ре-
гионах мира. Тогда уже была достигнута всемирность во
всей полноте этого термина.

Целостность взяла 'верх над дискретностью. Временное
единство исторического процесса (диахроническое) во всем
объеме дополняется пространственным (синхроническим).
Сквозь пестроту бытия отдельных стран, многообразия язы-
ков и культур, несовпадение ритма и форм развития прогля-
дывает единый общечеловеческий путь истории. Мировое хо-
зяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало пред-
метной основой, стягивающей воедино все сегменты
культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия.

Сегодня, несмотря на продолжающиеся (а иногда и усу-
губляющиеся) коллизии интересов, вопреки наличным
идейно-политическим противостояниям, экономическим
столкновениям, геополитическим и военно-стратегическим
конфронтациям проглядывается тенденция к нарастанию
планетарного единства. Уже с середины нашего столетия
стало возможным определять потребности, производствен-
ные возможности и ресурсы всего земного шара в целом.
Специалисты по мировой экономике сделали ряд обосно-
ванных расчетов, относящихся ко всему миру. Стоит приве-
сти некоторые данные, характеризующие хозяйственно-эко-
номический облик современного человечества.


По ориентировочным данным, более трех четвертей всей
так называемой первичной энергии (т. е. энергии, образую-
щейся при горении топлива) со времени завершения антро-
погенеза израсходовано в XX столетии. Сейчас каждый год
потребляется около 1/25 энергии, использованной челове-
чеством за всю его историю.

Весьма показательны цифры, характеризующие годовое
производство стали, уже превысившие сегодня 700 млн тонн.
Цифры эти поразительны, если вспомнить, что в 1900 г. во
всем мире было выплавлено лишь 28 млн тонн стали.

Хозяйственная деятельность человечества вполне соиз-
мерима с крупными естественными геологическими процес-
сами. По данным академика А. Е. Ферсмана, человечество
только за последние пять столетий извлекло из земли не
менее 50 млрд тонн углерода, 2 млрд тонн железа, 20 млн
тонн золота, 20 млн тонн меди. Каждый год из горных вы-
работок при мелиоративных работах и т. д. выносится на
земную поверхность не менее 5 куб. километров горных по-
род, т. е. всего лишь в три раза меньше, чем уносят осадков
с поверхности земли все реки мира. Иногда говорят, что из
той породы, которая извлечена человечеством из недр зем-
ли, вполне могла бы получиться довольно приличная не-
большая планета. Действительно, ежедневно в мире перело-
пачивается только в процессе добычи полезных ископаемых
до полутора миллионов тонн породы. И эта цифра постоян-
но увеличивается. Мировой валовой продукт растет, произ-
водительные возможности человечества за вторую половину
века почти вчетверо превзошли уровень, достигнутый за
всю прошлую историю.

За последнее столетие промышленное производство увели-
чилось более чем в пятьдесят раз и четыре пятых этого роста
приходится на период с 1950 г. Идет широкомасштабная ур-
банизация. К концу столетия почти половина населения пла-
неты будет жить в городах. Около 170 стран мира вовлечены
во всесторонний торговый оборот. Экономика развитых стран
по существу взаимно интегрирована. Уже возник не просто
мировой рынок как взаимосвязанная совокупность националь-
ных рынков, а подлинно транснациональное хозяйство. 50-60
основных транснациональных финансовых групп и до 40 ты-
сяч транснациональных'компаний контролируют около трети
всех частных производителей. В ушгоерсализуемом экономи-
ческом пространстве сложились основные линии разделения
труда, интересов, влияний. Многие уже ведут речь о «муль-
типолярной» конфигурации глобального сообщества, состоя-
щего из макрорегиоиальных образований.


Наглядна информационная плотность мирового культур-
ного пространства. Достаточно сказать, что только в поток
научной и технической информации ежегодно вливается око-
ло 8—10 млрд страниц печатного текста. Как не раз отмеча-
лось исследователями, для наших дней типично сочетание
очень плотной национальной ннфрасети с межнациональной,
становящейся мировой (планетарной). Телевидение и радио,
телеграф и телефон, телефаксы, электронная почта и компь-
ютерная сеть соединяют.самые глухие уголки Земли.

В рамках организации объединенных Наций, после
вхождения в нее бывших республик СССР, насчитывается
более 170 государств, идут активные международные обме-
ны (экономические, научные и др.). Человечество тяготеет
к единству, снятию перегородок, разрушению стен, взаимо-
проникновению культур.

Вместе с тем не исчезли процессы дифференциации, обо-
собления, замкнутости, распада крупных сообществ (от Ав-
стро-Венгерской монархии в начале века, Британской импе-
рии в середине столетия и до недавнего разрушения СССР
и отделения Чехии от Словакии). Жизнь народа Земли да-
лека от гармоничности и пронизана острыми коллизиями.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 624;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.