Мировая ситуация конца XX в.
Классику читать полезно. Нет-нет да и найдешь в ней
высказывание, поражающее свежестью и остротой. В хре-
стоматийно-известной повести Н. В. Гоголя «Вий» вдруг
наталкиваешься на фразу: «Философ, пошаривши ногами
во все стороны, сказал наконец отрывисто: А где же доро-
га?» И думаешь — ведь это о нас, философах конца XX в.
И о всем сегодняшнем человечестве. Это и нам вопрос.
Камо грядеши? где же путь для человечества? что ожидает
род людской? Выраженная болезненность подобного вопро-
шания усиливается тем, что мир стремительно приближает-
ся к хронологической точке, обладающей магическим воз-
действием на сознание.
До 2000 г. осталось менее пяти лет. Одна пятилетка до
конца столетня и начала следующего тысячелетия. Эта дата
притягивает и волнует. Даже те, кто не подвержен пифаго-
рейской мистике цифр и не склонен к таинствам нумероло-
гии, не могут не считаться с тем мощным символическим
воздействием, которое оказывает па всех нас рубеж 2000 г.
Ощущение надвигающегося входа в третье тысячелетие на-
кладывает особую печать па теоретическую мысль и массо-
вое сознание.
Сегодня уже вызрело представление о том, что мы нахо-
димся на переломном этапе, ближних подступах к вступле-
нию в новое историческое измерение. С напряженным вни-
манием всматриваются христианские богословы в 2000 г. от
Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества.
Апокалиптические умонастроения выражаются на страни-
цах печати. «Философия конца», пронизывающая весь
текст Откровения Святого Иоанна Богослова, завершающей
главы Библии, сейчас актуализируется. Об этом говорят в
проповедях и пишут в религиозных изданиях, предвещает-
ся появление^Антихриста и затем второе пришествие Хри-
стово. «Глагольг вещие» уже звучат — эта нота становится
все более громкой;-,.
Трагические предсказания звучат не только в христиан-
ских храмах. И в мусульманских мечетях все чаще раздают-
ся тирады типа: «О, рабы Аллаха, я боюсь для вас ужасно-
го наказания». Появляются «персонажи», объявляющие
себя пророками и грозящие бедствиями. Что уже говорить о
многочисленных сектах. Все их устремления замешаны на
идее грядущей катастрофы.
И если бы это были малочисленные группки одержи-
мых! Увы, такое умопомрачение становится чуть ли не мас-
совым. Провозвестников новых божеств, низошедшнх в
нашу юдоль печали, по авторитетным подсчетам насчитыва-
ется более 15 миллионов. Это уже озадачивает. Множество
людей всерьез ожидает «конца света».
Один за другим ставятся зловещие диагнозы, что мир
находится на одной из последних ступеней духовной нище-
ты и деградации, что вот-вот обрушатся на головы людей
невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли,
ураганы, землетрясения, что не менее 90% землян будет ис-
пепелено, уничтожено и т. д., и т. п. Спасутся лишь адепты
«учений», объявляющих себя единственно истинными.
Эзотерики расценивают сложившуюся по-иному ситуа-
цию, утверждая, что наши горизонты более ясны, ибо бли-
зится переход от Кали Юги («черного века») к Сатиа Юге
(«светлому веку»). И астрологи уверяют, что жесткая эпоха
Рыб сменится эпохой мягкого Водолея. Наши нынешние
страдания, уверяют они, предопределены энергетическим
влиянием Плутона, находящегося сейчас в самом сильном
зодиакальном знаке Скорпиона. Все неумолимо движется
по зодиакальным путям. Страдания человечества подвигают
его к необходимости объединения, создания общепланетно-
го дома. Наше время — решающее.
Грустно смотрит на происходящее и наша российская ин-
теллигенция. Один из наиболее ярких и честных прозаиков
последних десятилетий Юрий Нагибин в начале 80-х гг. пи-
сал в своем дневнике, опубликованном в 1995 г. «Похоже,
сейчас могучий органический и неорганический мир постиг-
ло полное разочарование,-' институт, именуемый «человече-
ство», будет закрыт навсегда. Λ Земля, отмывшись в воз-
душном океане, поплывет дальше в своей изначальной чис-
тоте». Тоскливая, надо сказать, оценочна. Известная
публицистка, белорусская писательница Светлана Алексее-
вич, отметила, что сегодня надо говорить о тупиках, в кото-
рых оказалось все человечество в конце XX в. Когда-либо о
нас напишут: человечество войн и революций. Безысход-
ность этих сантенщш очевидна.
Люди рационального мышления, ученые и социологи по-
лагают, что грядущий век несет в себе противоречивые воз-
можности как взлета, так и упадка. Они настаивают на том,
что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая не-
ведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики «по-
стпрнгожинской» формации толкуют о вхождении челове-
чества в зону точек бифуркации, обозначившегося разлома,
поворота истории в непредсказуемом направлении. Ввиду
этого представляется правомерным вновь применить введе-
ное К. Ясперсом понятие «осевого времени», но уже не к
прошлому (между 800 и 200 г. до н. э.), а к нынешним
событиям, актуальным свершениям современников.
Действительно, привычный мир XX в., насыщенный
бурными событиями, на наших глазах стремительно транс-
формируется, преображается коренным образом. Мы смот-
рим в лицо новому историческому времени.
Сейчас уже ясно, что без «раздумий» в масштабе челове-
чества» нельзя продуктивно проанализировать ни одной ло-
кальной задачи на ином уровне: континента, страны, регио-
на, города и т. д. Любые кризисы в экономике и политике,
в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или
поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризи-
са, сотрясающего человеческую цивилизацию. Политики н
экономисты разных направлений все чаще приходят к выво-
ду, что наступает кризис современной мировой цивилиза-
ции, охвативший природу, мировую экономику, политиче-
ские отношения, культуру, и особенно самого человека.
Мир на изломе, па перепутье. Он устремлен к новому
глобальному порядку. Впереди развилка истории, и необ-
ходим выбор дальнейшего пути. Подобными формулами за-
полнены ученые труды и массмедиа.
Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует
отметить, что человечество, будучи сущностно единым, вме-
сте с тем представлено неисчерпаемым многообразием дина-
мичных сощюкультурных форм. Высочайшие достижения
общечеловеческого прогресса выражены в высокой техноло-
гии,, эффективном промышленном и сельскохозяйственном
производстве, разветвленной информационной сети, мире
утонченного искусства. В то же время в ряде регионов зем-
ного шара сохраняются реликтовые, архаические образова-
ния, сотни н сотни миллионов люден не имеют возможности
пользоваться благами цивилизаций, влачат существование
аутсайдеров.
Еще недавно мы жили в «двухполюсном» мире. В соци-
ально-экономическом и идейно-политическом отношении
противостояли друг другу, страны развитого рыночного хо-
зяйства (капитализма) и страны социалистического содру-
жества. Большая часть населения Земли подпадала под рас-
плывчатую неопределенную характеристику — «третий
мир». Распад социалистического содружества и глубокие
изменения, происходящие в нашем Отечестве, резко и нео-
жиданно изменили всю панораму мирового сообщества.
'Американская внешне-политическая футурология даже в
70-80-е гг. предсказала k концу века безусловное наличие
биполярного мира, доминирование военных факторов, со-
хранение силового баланса между Западом и странами Вар-
шавского договора. Противопоставление Вашингтона и Мо-
сквы полагалось как системообразующая основа всей сово-
купности мировых отношений. Вдоль и поперек
рассчитывались на сверхмощных компьютерах количествен-
ные характеристики двух мировых силовых центров. Все
предлагаемые сценарии событий разыгрывались вокруг
идеи их соперничества. Оценивалась и переоценивалась
мощь двух лагерей, как военная, так и экономическая, как
политическая, так и духовная.
Вдруг, как гром с ясного неба, распад и деградация од-
ной из конфронтирующих сторон, нашей страны. Нет было-
го СССР. Есть аморфная, еще не определившаяся квази-
международная конструкция, именуемая СНГ. Россия,
наша Отчизна фактически уже не рассматривается как рав-
ноправный партнер в мировом сообществе. Один из идеоло-
гических запевал «американизма» Збигнев Бжезинский не-
однократно высокомерно заявлял в адрес нашей страны?
«Вы не партнеры, вы «Клиенты». Вы потерпели поражение
и должны вести себя соответственно». Понятно, что амери-
канские или английские политики и дипломаты не столь от-
кровенны. Но за их благопристойными речами и протоколь-
иым политесом проглядывает тезис, беспеременно выска-
занный 3. Бжезииским.
Характеризуя сложившуюся ситуацию, известный не-
мецкий политолог Ральф Дарен-дорф с растерянностью го-
ворил: «Как будто огромный ураган разрушил весь поли-
тический пейзаж, уничтожив все ориентиры». Возникает
'многополярность, на первый план выходит то противостоя-
ние, которое условно можно было бы обозначить «Север-
Юг». G одной стороны, относительно небольшая группа вы-
сокоразвитых стран с устойчивой политической системой,
осваивавших новейшую информационно-компьютерную
технологию, с высоким уровнем благосостояния, с другой —
основная масса стран, живущих в рамках индустриальной,
а то и предындустриальной технологии. Здесь массовая бед-
ность, бурный рост народонаселения, нестабильность внут-
ренней жизни. О характере противостояния «Золотого»
миллиарда и четырех миллиардов остального мирового на-
селения можно судить по таким данным. В 1992 г. 20% на-
иболее богатых стран получали 83/6 мирового дохода, а на
долю остальных оставалось всего 17%, при этом на долю их
беднейшей части — всего лишь 1,4%.
«Сытый север» и «Голодный юг». Юг, который не может
обеспечить своих жителей не только едой и кровом, но и ду-
ховной пищей. Индия дает миру 1/3 всех неграмотных, Ки-
тай - четвертую часть, США и Канада тратят на образование
в расчете на душу населения в 90 раз больше, чем многие аф-
риканские страны. От этого соотношения никуда не уйдешь.
На Конференции ООН, посвященной окружающей среде и
перспективам мирового развития (июнь 1992) премьер-ми-
нистр Норвегии Гру Харлем Брундланд заявила следующее:
«Человеческая история достигла водораздела, за которым из-
менение политики становится неизбежным. Более миллиарда
человек, не могущих удовлетворить основные потребности,
наши собственные дети и внуки и сама планета Земля требу-
ют революции. Она грядет. Мы знаем, что у нас есть возмож-
ность предотвратить опасность, хаос и конфликты, которые в
противном случае неизбежны». Что и говорить, слова суро-
вые и правдивые. Однако проходят годы, а ничего существен-
ного не происходит. Гневные предупреждения, тревожные
прогнозы еще не вывели основную массу политиков да и ря-
довых людей из состояния, которое можно было бы назвать
метким русским словом «авось». Авось пронесет, рассосутся
сами по себе беды и печали, не грянет гром. Но надо смот-
реть правде в глаза. Уже определились те тенденции, кото-
рые порождают тревогу.
Не случайно пестрые концепции глобального развития
подчас характеризуются как поиск «стратегии выживания».
Речь уже пошла не о том как «жить», а о том, как «вы-
жить», π это не может не вызвать глубокой озабоченности у
всех мыслящих людей.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 543;