Онтология— теория бытия
мов— маленьких неделимых частиц, обладающих постоян-
ной формой и массой и связанных таинственным законом
тяготения. Она организована в трехмерное пространство
классической эвклидовой геометрии. Это пространство аб-
солютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно пред-
ставляет собой большое вместилище тел, само по себе ни-
сколько от них не завися и лишь предоставляя им возмож-
ность перемещения под воздействием силы притяжения.
Точно так же время являет собой чистую длительность, оно
абсолютно, автономно и независимо от материального мира.
Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого
через настоящее в будущее. В целом Вселенная предстает
как огромный полностью детерминированный часовой меха-
низм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязан-
ных причин и следствий. Если бы можно было получить
точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы
вполне возможным совершенно точно реконструировать лю-
бую ситуацию прошлого и предсказывать события будущего
без всяких погрешностей.
Вселенная, представленная в виде комплекса механиче-
ских систем, развивается без участия какого бы то ни было
сознания и разума. Вся ее история, начиная от «большого
взрыва» до сегодняшнего дня — результат слепого и стихий-
ного движения материальных масс. Жизнь зарождается в
первозданном океане случайно как результат беспорядочных
химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому,. со-
знание никогда не проявилось бы в бытии. С фнзикалистской
точки зрения появление жизни и сознания — не только загад-
ка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как оно
противоречит второму началу термодинамики, утверждающе-
му, что всякая сложная система неуклонно стремится стать
простой, но не наоборот'. Иронизируя по поводу механистиче-
ских взглядов, выдающийся современный ученый Станислав
Гроф замечает: «Вероятность того, что человеческая разум-
ность развилась из химического ила первобытного океана
благодаря всего-навсего случайной последовательности меха-
нических процессов, кто-то недавно очень удачно сравнил с
вероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозь гигант-
скую помойку, случайно соберет'«Боинг-747».
Полагая человека случайностью, механистическая наука
не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, ко-
торые выглядят смешными нелепостями, мгновенной
вспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленной
Вселенной. Субъективное (т. е. принадлежащее человеку,
субъекту действия и мышления) перемалывается жернова-
мн объективного. Мир выглядит как нечеловекоразмериый,
бесстрастно уничтожающий псе человеческое, да и просто
не замечающий его.
В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, n корне
изменивших видение мира современным естествознанием.
Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда
с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в
химии, биологии, психологии и других науках показали,
что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представ-
лялось механистической науке, и что сознание человека из-
начально включено в само наше восприятие действительно-
сти. «Антропный принцип», о котором еще пойдет речь в
других главах, означает: мир таков, каков есть, потому что
это мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем
взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет кар-
тину мира. «Чисто объективное» ее описание— невозможно.
Каким же мир предстает глазам современного ученого?
Согласно теории относительности пространство не
трехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являются
отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно пе-
реплетены и образуют пространственно-временной контину-
ум. Поток времени не является равномерным и однород-
ным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости от-
носительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей
теории относительности речь идет о том, что пространство и
время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигант-
ских космических тел пространство способно искривляться,
а время —замедляться.
В новой картине мира исчезает жесткое различие между
материей и пустым пространством, так как развитие атом-
ной и субатомной физики разрушило представление о твер-
дой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки
«зоны средних измерении», углубляемся на другие уровни
существования материи, то обнаруживается, что элементар-
ные частицы, из которых состоят атомы— невещественны. В
квантовой физике один и тот же феномен может выступать
и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно
создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-
энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая
не позволяет говорить о фиксированном месте в пространст-
ве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой
сгустки поля.
На субатомном уровне материя не столько существует,
сколько «проявляет тенденцию к существованик», внутри-
атомные события выступают как неопределенные, случаю-
щпеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны лишь
на языке математических вероятностей. Таким образом, в
области квантовых взаимодействий не может быть и речи о
причинности, присущей пыотоповско-картезианскому ото-
бражению мира.
Работы Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, посвя-
щенные так называемым диссипативп-ым структурам в хи-
мических реакциях, положили начало новому принципу ос-
мысления действительности: «порядок через флуктуации».
В свете этого принципа, признающего за Вселенной первич-
ную динамическую неопределенность, оказалось возмож-
ным выработать новое понимание эволюции. Второй закон
термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы
имеют прирожденную способность мутировать в направле-
нии большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те
же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от
физико-химических процессов до человеческого сознания и
социокультурной информации. Вселенная оказывается еди-
ной во всех своих пластах, живой, развивающейся, восхо-
дящей на новые ступени бытия.
На базе подходов, отбросивших старые представления,
возникают радикалистские взгляды. К ним принадлежит,
например, «шнуровочная .философия природы» Джеффри
Чу, разработанная для одного типа субатомных частиц —
адронов. Вселенная для нее — это бесконечная сеть взаимо-
связанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг
в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает
в другое. Все теории естествознания — лишь создания чело-
веческого разума, только версии бытия, и их не надо путать
с самой реальностью, которая в следующий момент может
повернуться совсем другой стороной.
Целый ряд современных физиков приблизился к мистиче-
скому мировоззрению. Сейчас на русский язык уже переведе-
на книга Фритьофа Капры «Дао физики», устанавливающая
связь между физическими открытиями XX столетия и древ-
ними истинами, трактующими мир как иерархию ритмиче-
ских вибраций единого вселенского начала, духа — энергии.
Современные естествоиспытателями все более обращаются к
опыт}' индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям,
усматривающим в основе мироздания творческое сознание.
Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы,
а становится законным проявлением внутренних потенций
действительности. Одна из его главных задач - познание соб-
ственного места в бытии и понимание того, что вся Вселенная
пронизана токами разума, наполнена смыслом.
Современная научная картина мира динамична, проти-
воречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумля-
ет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не подела-
ешь. Поискам познающего разума нет границ, и в ближай-
шие годы мы, возможно, будем потрясены новыми
открытиями и новыми идеями. А сейчас обратимся к карти-
нам мира, которые не меняются веками и служат объяснени-
ем устройства мироздания для многих поколений. Они ка-
чественно иные и обращены к сложному взаимодействию
мира людей и мира высших сил.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 510;