Граф С. За пределами мозга. М., 1993. Крывелев II. Λ. История религий. М., 1988. Т. 2.

Крымский С. Б., Кузнецов В. II. Мировоззренческие категории в совре- менном естествознании. Киев, 1983. Культура, человек и картина мира. М. 1987.

Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992. ШюцА. Структура повседневного мышлснияХ/Социс. 1988, № 2. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1984.

Контрольные вопросы

Какие существуют картины мира и вокруг каких отношений они стро- ятся?

Какие методологические проблемы связаны с понятием «мир»?

В чем выражается практический характер повседневного видения?

Как исторически изменяется научная картина мира?

В чем существенные различия христианской и буддистской картины мира?

Какова специфика философской картины-мира?

Темы рефератов

Понятия «мир», «универсум», «реальность»: общее и различное.

Единство картины мира и мировоззрения. '3. Противоречивость научной картины мира.

Религиозная картина мира глазами богословов и верующих: общее и различное.

Разные философские версии места человека во Вселенной.


Глава VII
личность

Понятие личности. 2. Свобода личности и ответст- венность. 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека. 4. Человек и Космос.

Понятие личности

Понятие личности относится к числу сложнейших в чёло-
векознашш. В русском языке издавна употребляется термин
«лик» для характеристики изображения лица на иконе. В ев-
ропейских языках слово «личность» восходит к латинскому
понятию «персона», что означало маску актера в театре, со-
циальную роль и человека как некое целостное существо, осо-
бенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как пер-
сона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение
«потерять лицо», которое есть во многих языках, означает ут-
рату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском,
японском) понятие личности связывается не только и не
столько с лицом человека, но и со всем телом. В европей-
ской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом,
так как лицо символизирует душу человека, а для китайско-
го мышления характерно понятие «жизненность, куда вхо-
дят и телесные и духовные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохране-
ние своего «лица», т. е. личности — это категорический им-
ператив человеческого достоинства, без чего наша цивили-
зация потеряла бы право называться человеческой. В конце
XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллио-
нов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и гло-
бальных проблем человечества, которые могут стереть чело-
века с лица Земли.

Интересно отметить, что латинский термин «homo» ёос-
ходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого про-
изведен человек, а в европейских языках «man» произво-
дится от «mantis» (рука). В русском языке слово «человек»
имеет корень «чело», т. е. лоб, верхняя часть человеческого
существа, приближающая его к Творцу. Следовательно,
даже этимологически личностные характеристики человека
несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или
иной культуры и цивилизации.


Первым понятием, с которого следует начинать изучение
проблемы личности, является «индивид». Дословно оно оз-
начает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот
своеобразный «социальный атом», отдельный человек рас-
сматривается не только как единичный представитель рода
человеческого, но и как член какой-то социальной группы.
Это самая простая и абстрактная, характеристика человека,
говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телес-
но) от других индивидов. Отделешюсть не составляет его
существенную характеристику, ибо отделены друг от друга
и в этом смысле «инди-впдны» все объекты во Вселенной* В
истории философии и социально-политической мысли изве-
стен индивидуализм — философско-этическая концепция,
утверждающая приоритет личности перед любой формой
социальной общности, исходящая из представлений об ато-
марности индивида.

Человек в различных вариантах индивидуализма пони-
мается как противостоящий миру в целом, а его сознание —
как единственная реальность, что логически ведет к субъек-
тивизму и солипсизму. Исторически индивидуализм возник
в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой об-
щности и делающем человека самоцелью развития. В этом
смысле индивидуализм был противоположностью коллекти-
визму и особенно псевдоколлективистским концепциям ка-
зарменного коммунизма.

Гораздо более содержателен другой термин «индивиду-
альность»,
обозначающий уникальность и неповторимость
человека во всем богатстве его личностных качеств и
свойств. Человек выступает сначала как особь, «случайный
индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персо-
нифицированная социальная группа (сословный индивид)
и затем как личность. В последней своей ипостаси человек
как бы вбирает в себя все многообразие социальных связей
и отношений. «...Сущность «особой личности»,— писал К.
Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абст-
рактная физическая природа, а ее социальное качество...»
Вместе с тем, свойства личности не сводятся к ее индивиду-
альным особенностям. Личность тем значительнее, чем
больше в ее индивидуальном преломлении представлено
всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуаль-
ные свойства личности — это не одно и то же, что личност-
ные свойства индивида, т. е. свойства, характеризующие
его как личность.

Индивидуальность — не просто «атомарность» челове-
ка, скорее характеристика его единичности и своеобразия,


выводящего за рамки этой единичности. Иначе индивиду-
альность человека не отличалась бы от индивидуальности,
скажем стула или стола. Это не является «заслугой» чело-
века и «самость» не является нашей собственностью. Как
хорошо сказал современный немецкий философ Ю. Хабер-
мас, «моя концепция меня самого» имеет смысл лишь тогда,
когда человек признается и как вообще личность, и как
именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что
человек есть множественность и у него, как считает, напри-
мер, Г. И. Гурджиев, «нет индивидуальности... нет единого
большого «Я». Человек разделен на множество малых «я».
Современный еврейский религиозный мыслитель Мартин Бу-
бер говорит так: «Личность видит самое себя. Индивидуаль-
ность занята своим мое: мой характер, моя раса, мое творче-
ство, мой гений». Стало быть, для личности характерно ут-
верждение: «я есть», а для индивидуальности - «я такова».
Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа че-
ловека непознаваема: «Ты сам — последняя из всех тайн».

Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратить ·
ся к проблеме генезиса; происхождения личностных особен-
ностей человека. Прежде всего возникает вопрос — когда
рождается личность,
что этому способствует или препятству-
ет? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «лич-
ность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как
индивиды (за исключением так называемых сиамских близне-
цов) и как индивидуальности. Под последним понимается то,
что в каждом новорожденном ребенке уникально неповтори-
мым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе
вся его предыстория. Это относится и к врожденным особен-
ностям биохимических реакций, физиологических парамет-
ров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и т. д.
При рождении, все дети не только разные, но и уникальные,
ибо даже однояйцевые близнецы различаются по ряду суще-
ственных признаков. Получение генетической копии — двой-
ника человека - в принципе, видимо, возможно уже к концу
XX в., но потребует еще огромных усилий специалистов по
генной инженерии и биотехнологии и вызовет массу сложней-
ших этических проблем.

В последние годы большое внимание уделяется так на-
зываемой пренатальной общности, т. е. формированию осо-
бых отношений между матерью и плодом. Пренатальная об-
щность ограничена во времени зачатием и рождением и
включает в себя все связи и отношения с миром, реальные
и воображаемые, в которых находится женщина, ожидаю-


щая ребенка. Следует отметить, что границы пренаталыюго
возраста (зачатие — рождение) задаются существующей
культурой и не являются раз и навсегда жестко определен-
ными. В восточных цивилизациях считается, что «присутст-
вие» человека в мире начинается еще за год до его зачатия.

Как предполагается, плод предпочтительнее и быстрее
осваивает те воздействия, которые обращены непосредст-
венно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, всту-
пая в отношения с ним как с Другим, соединяет его с ми-
ром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой.
На втором месяце внутриутробной жизни развивается цент-
ральная (ЦНС) и периферическая нервная система, полуто-
рамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от
света, направленного на живот матери, прикосновения к по-
дошвам, в шесть-семь недель возникает орган вкуса (позд-
нее он начинает ощущать вкус и запах околоплодных вод).
Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, «пугает-
ся», «сердится», «грозит», реагирует на слова и ласки, из-
меняет поведение в зависимости от настроения матери. С
шести месяцев, согласно Верни, берет свой отсчет интеллек-
туальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в
этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эм-
брион снособен увязать свое поведение со знакомым голо-
сом, способен даже к опережающему отражению в своем по-
ведении; он «знает», какие движения вызовут чувство удо-
вольствия, какие — неудовольствия.

Иными словами, многие предпосылки личностного раз-
вития .закладываются еще во внутриутробном периоде, что
требует соответствующего осмысления в рамках определен-
ного мировоззрения.

«Кризис рождения» имеет не только физиологическое
значение, но во многом определяет параметры психической
деятельности взрослого человека. Первый крик — это крик
«нет»!, подчеркивают современные специалисты, это отказ
от того, что называют жизнью. Отражение насильственной,
обижающей, репрессивной по своей природе обстановки
рождения человека исследовал С. Грофф. Он систематизи-
ровал и обобщил эмбриональные переживания пациентов,
находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой
основе разработал методику «второго рождения». В плане
личностного самоопределения человека важно подчеркнуть,
что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рож-
дению с опытом пренатальной общности. Более того, по-
следние данные науки по поводу специфики генома челове-
ка говорят о том, что мы Находимся в глубочайшем родстве


с живой и неживой природой и в этом смысле предпосылки
личности каждого во многом определяются природным ос-
нованием человека.

Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индиви-
дуальность, и каждый день его жизни увеличивает потреб-
ность в многообразных реакциях на окружающий мир. Пси-
хологи сравнивают ребенка первого года жизни с петухом,
ибо плач и крик для него единственно доступные способы
дать знать о своих неудовлетворенных потребностях, един-
ственные способы самовыражения. Буквально с первых
дней жизни, с.первых кормлений, пеленаний и т. д. форми-
руется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо
узнаваемый матерью и близкими. Индивидуальность ребен-
ка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравни-
вают с обезьяной по интересу к миру и освоению собствен-
ного «я». Именно в этом периоде проявляются первые чер-
ты личностного поведения, во многом обусловленные тем,
что ребенок попадает в •ситуации свободного выбора. В этом
возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны,
н если окружающие способствуют развитию этих качеств,
становление личности идет гармонично Большое значение
для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» мо-
менты, во время которых происходит запечатлевание ярких
впечатлений внешней среды, что потом во многом определя-
ет .поведение человека. Они носят название импрессинга и
могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой,
потрясшей душу историей, картиной какого-то события или
внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с «прохождени-
ем» других возрастных периодов и, с другой стороны,— с
особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и
юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха -
все это формирует личность. На жизненном пути неизбеж-
ны и взлеты — как правило, в юности и в возрасте 30-40
лет и застои (25^-30 лет, 40-^45 лет). Рубежами в жизни че-
ловека становятся отрыв от родительской семьи, создание
собственной семьи, рождение детей и т. д. Английский поэт
XVIII в. Вордсворт сказал так: «Ребенок — отец мужчи-
ны». В этом парадоксе хорошо выражена глубокая мысль -
человека делает личностью прежде всего забота о другом
человеке, о ребенке, любимой или любимом. Недаром среди
рецептов долгой и счастливой жизни ведущее место занима-
ет чувство любви к людям и миру.

Становление личности происходит в процессе усвоения
людьми опыта и ценностных ориентации данного общества,


что называют социализацией. Человек учится выполнять
особые социальные роли, т. е. учится вести себя в соответ-
ствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, ро-
дителя и т. д. Все они имеют выраженный культурный кон-
гекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа
мышления. Можно сказать так: личностью становится прак-
тически каждый человек в процессе развития своей индиви-
дуальности в данной конкретно-исторической обстановке.
Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головно-
го мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то
становление личности — итог взаимодействия человека и
общества. В течение жизни человек может в той или иной
степени утратить личностные черты вследствие развития
хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболева-
ний ЦНС и т. п. В принципе личность может «умереть» в
еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней
структуре этого феномена.

Выделяют, прежде всего, так называемую физическую
личность
или физическое Я. Это тело, или телесная органи-
зация человека', самый устойчивый компонент личности, осно-
ванный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не
только первый «предмет» для познания, но и обязательный
компонент личностного мира человека, как помогающее, так и
мешающее в процессах общения. К физической личности мо-
гут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно,
что многое о человеке можно сказать по данным элементам.
Это же относится и к произведениям ручного или интеллекту-
ального труда человека — украшениям его быта, коллекциям,
рукописям, письмам и т. д. Защита себя, своего тела, своей
идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, от-
носится к числу древнейших личностных качеств человека и в
истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гей-
не: каждый человек есть «целый мир, рождающийся и умира-
ющий вместе с ним...»

Социальная личность складывается в общении людей,
начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По
сути дела она предстает как система социальных ролей че-
ловека, в разных группах, мнением которых он дорожит.
Все формы самоутверждения в профессии, общественной
деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т. д. форми-
руют социальную структуру личности. Психологи отмеча-
ют, что довольство или недовольство собой всецело опреде-
ляется дробью, в которой числитель выражает наш действи-
тельный успех, а знаменатель — наши притязания.


При увеличении числителя и уменьшении знаменателя
дробь будет возрастать. Т. Карлейль по этому поводу гово-
рил: «Приравняй твои притязания к нулю и целый мир бу-
дет у ног твоих». Этот принцип культивировали также ан-
тичные философы — стоики и сторонники ряда восточных
философских систем.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень,
ядро нашего «я»> на котором держится все. Это внутренние
душевные состояния, отражающие устремленность к опре-
деленным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не
осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о
«душе» является квинтэссенцией личностного развития.
Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные мо-
менты жизни начинает задумываться над смыслом своего
существования и духовного развития. Духовность человека
не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем
образования или подражания даже лучшим примерам.

Зачастую она не только «держит» личность, подобно
стержню, но н является высшим благом, верховной ценно-
стью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потреб-
ность в духовном развитии личности в полном смысле слова
ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социаль-
ных потребностях. В знаменитом выражении Б. Паскаля о
человеке как «мыслящем тростнике» подчеркивается сила
духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того,
история дает массу примеров того, как интенсивная духов-
ная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и ис-
кусства, религиозных подвижников) была залогом не толь-
ко физического выживания, но и активного долголетия.
Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, вы-
живали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз
подтвердил горький опыт XX в.

Выделение физической, социальной и духовной лично-
сти (так же как и соответствующих потребностей) носит до-
статочно условный характер. Все эти стороны личности об-
разуют систему, каждый из элементов которой может на
разных этапах жизни человека приобретать доминирующее
значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о
своем теле и его функциях, этапы расширения и обогаще-
ния социальных связей, пики мощной духовной активности.
Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразу-
ющий характер и во многом определяет сущность личности


на данном этапе ее развития. Вместе с тем, возраст, тяже-
лые испытания, болезни и пр. могут во многом изменить
структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеп-
лению» или деградации.

Выделяют несколько крупных социальных типов лично-
сти,
которые прослеживаются на всем историческом пути
развития человечества.

Первый тип — «деятели»· — охотники и рыболовы, во-
ины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и
геологи, медики и педагоги и менеджеры и т. д. Для таких
личностей главное — активное действие, изменение мира и
других людей, включая и самого себя. Они «горят» на ра-
боте, находя в этом высшее удовлетворение, даже если ее
плоды и не столь заметны. Бурный рост капитализма при-
вел к культивированию именно такой личности - актив-
ной, знающей себе цену, обладающей чувством собственно-
го достоинства и осознающей меру своей ответственности за
себя, свою семью, свой народ. Потребность в таких лично-
стях была всегда острой. Еще евангелист Лука приводил
слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало».

Второй тип — мыслители. Это люди, которые, по словам
Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться
и торговать (как на Олимпийский играх), а смотреть и раз-
мышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе
традиции рода и его историческую память (летописание)
всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие
великие мудрецы и пророки: Будда и Заратустра, Моисей и
Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джи-
на, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов,
либо обожествлялись сами. Размышление о мире всегда тре-
бует определенного дистанцирования, удаления из гущи со-
бытий. Поэтому мыслители оттачивают свое единственное
оружие — слово, Логос, которым они, говоря словами поэта
«жгут сердца людей». Еще с библейских времен известно, что
«никакой пророк не принимается в своем Отечестве». Трагич-
ны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и на-
стоящего, но эти «маяки» человечества всегда будут вечно
живыми для современников и потомков.

Третий тип — люди чувств n эмоций, которые остро
чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через
их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искус-
ства, гениальные прозрения которых зачастую опережают
самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.
Известно, что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи,
где упоминалась атомная бомба, а его великий современник


А. Блок слышал «музыку» революций задолго до ее начала.
Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь ин-
туиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Четвертый тип — гуманисты и подвижники, отличающие-
ся обостренным чувством ощущения душевного состояния
другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая ду-
шевное и телесное страдание. Их сила — в вере в свое пред-
назначение, в любви к людям и всему живому, в активном де-
янии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швей-
цер и Ф. П. Гааз, А. Дюнан и Мать Тереза, тысячи их
последователей в истории и нашей действительности - жш-
вые примеры служения людям, независимо от их расы, на-
ции, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других
признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего,
как самого себя» находит в их деятельности непосредственное
вплощение. «Спешите делать добро»,— этот жизненный девиз
русского врача-гуманиста XIX в, Ф. П. Гааза символизирует
стержень таких личностей.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложи-
лись определенные типы личностей, отражающие особенно-
сти Востока и Запада. Так, если сравнить европейский ка-
нон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с
японским, как моделью культур Востока, то очевидны су-
щественные различия. В европейской модели личность по-
нимается как определенная целостность, которая сходным
образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой ос-
новной «стержень».

Становление личности шло через этапы сознания чувств
страха и стыда (античное общество), любви к Богу, грехов-
ности человека и корпаративной морали (феодальный мир)
и, наконец, утверждения самоценности человеческой инди-
видуальности и появления феномена отчуждения в Новое
время. Для японцев более характерно восприятие личности
н ее поступков как совокупности нескольких «кругов обя-
занностей» — по отношению к императору, родителям,
друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой
«кодекс» поведения. Личность здесь не автономна и само-
ценна, и реализуется лишь в связи с какой-то общностью.
Европеец предстает как «твердая личность», напоминаю-
щая яйцо в скорлупе, в то время как японец более озабочен
сохранением своей «мягкой» идентичности, установлением
и поддержанием связей с окружающими.

Особенности восприятия личности в разных культурах
определяются еще и количеством слов (лексических еди-
ниц) для выражения индивидуальных черт личности. Так,


в русском языке их около двух тысяч, в немецком четыре
тысячи, а в английском до семнадцати тысяч.

Наконец, существующие мировые религии выработали
свой нормативный идеал личности, который отражает сущ-
ность и догматический стержень каждой религии. Так, хри-
стианский идеал личности
в основе своей имеет любовь к
Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано. Чем
ближе человек к Богу, тем ближе он и к другим людям. Лич-
ностное развитие понимается как расцвет всех талантов, дан-
ных человеку Богом и, в то же время, постоянное приготовле-
ние к жизни вечной, осознание своей греховности и спаси-
тельной миссии Христа. Подлинность обретается личностью в
душевном и духовном бытии, когда человек судит и оценива-
ет сам себя, ориентируясь на высшую реальность, на Бога.
Как сказал русский религиозный мыслитель С. Л. Франк:
«Тайна личности как индивидуальности состоит, таким обра^·
зом, именно в том, что в ней, именно в ее глубочайшей, опре-
деляющей ее существо особенности, получает выражение об-
щезначимое — общая всем людям, всех одинаково затрагива-
ющая всеобъемлющая бесконечность трансцендентного
духовного бытия».

Таким образом, в основе христианского учения о лично-
сти лежит представление о совпадении всеобщего (Бога) с
индивидуальным (человеком), что содержится в тайне фе-
номена Богочеловека (Христа). Именно в личности Христа,
в тайне соединения в нем двух природ — божественной и
человеческой — содержится сущность христианского пони-
мания личности человека. Путь стяжания благодати пред-
ставляется кардинальным направлением жизни человека.

Важно подчеркнуть, что в отличие от других религий,
христианство сугубо персоналистично, а не концептуали-
стично. Главное — личность Христа и основанная им Цер-
ковь как соединение верующих в единое тело, главой кото-
рой является он Сам. Если говорить об особенностях хри-
стианского миропонимания .как основы нравственного
поведения личности, главный отличительный признак лич-
ности — любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам.
Основатель христианства так выразил эту мысль: «Запо-
ведь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил
вас» (т. е. до распятия на кресте). Богатство и неповтори-
мость личности христианства возрастают при движении его
к Богу, а путь в обратном направлении чреват безликостью.

В исламской модели личности главное — строгое и без-
укоризненное выполнение воли Аллаха. Права Бога рассмат-
риваются шариатом как основные и предшествующие всем ос-


тальным. Мусульманин должен исповедовать абсолютное еди-
нобожие, веру в Пророка Мухаммеда; повиноваться Аллаху и
поклоняться ему. Все это нужно выполнять, прежде всего, за
счет других личных прав и обязанностей. Однако ислам .на-
стаивает на сбалансированности и умеренности, по принципу,
что личность должна нести меньшие потери, дабы избежать
больших потерь. В частности, ислам запрещает бессмыслен-
ное кровопролитие и призывает бороться только с теми, кто
сам поднялся на борьбу. Для мусульманина весь мир четко
разделен на правоверных и неверных, причем в отношении
последних возможны либо священная война, либо они могут
добровольно покориться исламу.

Шариат запрещает все, что может угрожать физическо-
му, умственному и моральному развитию личности, вклю-
чая алкоголь, наркотики, мясо животных, считающихся не-
чистыми и т. д. В то же время приветствуется и поощряется
«правильное» пользование всеми радостями жизни и запре-
щается самоотгречение, аскетизм и т. д. Категорически осуж-
дается самоубийство, прелюбодеяние, аборт, контрацепция.
Половые роли четко распределы и закреплены: муж — гла-
ва семьи, ее кормилец и защитник, жена посвящает себя
домашнему хозяйству и воспитанию детей.

Положение личности в обществе определяется на основе
воли Аллаха, запретившего удовлетворять желания одного
человека за счет других. Сурово осуждаются воровство, мо-
шенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные игры,
«черный» рынок и т. п. Мусульманин обязан активно при-
обретать знания и навыки и использовать их во благо. При
этом категорически запрещается имитировать культуру и
образ жизни других людей. По мнению исламских автори-
тетов, это имеет катастрофические последствия для разви-
тия нации.

Кроме того, ислам считает, что все живые существа име-
ют определенные права над человеком и поэтому запрещает
причинение им бессмысленного вреда. Это относится ко
всем видам ресурсов, включая растительные, водные, мине-
ральные и т. д.

Для личности, воспитанной в духе буддийской тради-
г^ш,
главным является осознание четырех «благородных»
истин и готовность следовать «восьмеричному» пути дости-
жения просветления. Центральная идея содержится в пер-
вой истине, согласно которой страдание является фундамен-
тальным свойством человеческого существования. «Жить
значит страдать»,— это является следствием отсутствия по-
стоянства в жизни и вечной ее изменчивости в круговороте


рождений — смертей (сансара). Доказать это логически не-
возможно и зрелость личности определяется по ее способно-
сти постичь эту истину в акте непосредственного видения.

Причиной страданий является «жажда» жизни, когда
человеческое «я» стремится бесконечно удовлетворять свои
желания, все время будучи привязанной к людям, вещам и
обстоятельствам. Хотя буддизм и отрицает наличие у чело-
века души в европейском ее понимании, но индивид стре-
мится к эгоцентрическому отношению к миру, что искажает
видение реальности. Такова вторая истина.

Далее утверждается, что «истина преодоления страда-
ния» состоит в снятии иллюзорных субъективных устано-
вок. Человек должен «открыть глаза» на обреченность сво-
его бытия в круге сансары, устранить, таким образом, неве-
дение и решиться на достижение нирваны. Последнее
состояние означает отсутствие «паутины» желаний, скреп-
ляющих одну жизнь с другой, символом чего является уга-
сающая свеча.

Наконец, четвертая «истина пути»· содержит описание
восьми ступеней, на которых последовательно осуществля-
ется контроль за сферой позиания, поступками и, наконец,
обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

Надо подчеркнуть, что понимание страдания в христиан-
ской традиции и в буддийской (духкха) принципиально
различно. В первом случае страдание для личности — это
залог спасения, а во втором оно реализуется в сфере эмпи-
рического бытия индивида. Достижение нирваны является
высшей целью буддийской личности, что осуществляется
при овладении теорией и практикой психотренинга. Одно
направление буддизма — Хинаяна (малая колесница) ак-
центирует идеал индивидуального достижения нирваны и
связанный с этим монашеский образ жизни. Другое — Ма-
хаяна (большая колесница) не настаивает на монашестве
как единственном пути просветления, а развивает концеп-
цию бодхисаттв, т. е. существ, достигших просветления, но
давших обет не уходить в нирвану, а оставаться в мире ради
спасения всех живых существ. Неустанное наращивание та-
ких добродетелей как безграничная вера, готовность к само-
пожертвованию, великодушие и т. п. способно привести к
нирване любого человека.

Таким образом, в рамках трех мировых религий можно
выделить и разные типы личности и пути ее совершенство-
взпия. Разумеется, этим не исчерпывается диапазон данно-
го понятия и, очевидно, что большинство людей сочетает в
еебе признаки разных типов личностей, а иногда происхо-


днт и смена ведущих установок. Здесь важно понять одно —
выбор личностного пути и поле его деятельности - резуль-
тат свободного волеизъявления человека. Поотому личность
немыслима вне феномена свободы, а по словам Гегеля, ис-
тинная природа человека «есть свобода, свободная духов-
ность». Все социалистические теории поддерживали тезис
об обществе будущего,'где «...свободное развитие каждого
является условием свободного развития всех» (Маркс). Об-
ратимся к рассмотрению сущности свободы человека и его
ответственности,








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 802;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.