Материализм и идеализм - основные направления философии
Как объяснить и обосновать саму возможность фило-
софии в качестве объективного, достоверного знания? Как
убедиться в том, что положения и выводы философии не
произвольны, а имеют истинное содержание, выражают
действительные отношения бытия и познания? Такой воп-
рос стоит, конечно, и перед другими науками, но там он
решается значительно проще. Во-первых, потому, что спе-
циальные науки опираются на опыт — в общепризнанном,
достаточно определенном его понимании. Во-вторых, в ре-
зультате плюрализма философских теорий, который дояу-
скает не один, а несколько подходов к объяснению слож-
ных явлений реальности.
Не опирается ли на опыт философское знание? Ведь опыт
(в обычном его понимании) свидетельствует лишь о единич-
ном и случайном. Философские же суждения есть суждения
всеобщего. Это понимали уже Аристотель и Кант (первый —
говоря о философии как об учении о сверхчувственном бы-
тие, второй — указывая, что философский разум не непосред-
ственно связан с чувственностью, а опосредованно, через рас-
судок). Философию, как умозрение, действительно отличают
от «опытной» науки, и для этого есть основания, если «опыт»
понимать ограниченно —как наблюдение или эксперимент,
специально организованные индивидом или группой людей
(наблюдателями и экспериментаторами).
Однако возможен и существует и другой, уровень опы-
та - опыт человечества, опыт истории. Человеческая исто-
рия (история мысли, история духа в особенности) есть самый
высший, самый развитый и самый сложный «срез» реально-
сти. Мир человека — наиболее богат диалектикой. Для фило-
софии же человек всегда был «мерой всех вещей» (Протагор,
VI в. до н. э.). Познавая этот мир, т. е. глубинные процессы,
происходящие в человеческой истории, осмысливая радикаль-
ные перевороты в духовной жизни, в сознании, философия
тем самым познавала всеобщее, ибо в высших проявлениях
мирового развития осуществлена действительно всеобщая по-
тенция, всеобщая мощь Универсума.
Только этим молено объяснить ту огромную эвристиче-
скую и прогностическую силу, которая заключена в фило-
софском знании. Философские прозрения нередко и намно-
го опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики,
например, были высказаны еще древними философами за
несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании
(физике, химии) дискуссии о реальности атомов продолжа-
лись даже в XIX в. То же молено сказать и о других фунда-
ментальных идеях (законах сохранения, принципе отраже-
ния), которые были выдвинуты в философии значительно
раньше, чем получили признание и подтверждение в естест-
вознании, в науке.
Но, пожалуй, самый яркий и поучительный для филосо-
фии пример - открытие и разработка Гегелем диалектики как
логики и теории познания. Лаборатория творчества великого
мыслителя описана, раскрыта им самим в замечательном про-
граммном произведении - «Феноменологии духа» (1807 г.),
где шаг за шагом на глазах у читателя строится величествен-
ное здание диалектики как глубинной, движущей силы миро-
вого развития, как источника вечного обновления жизни, как
неутомимого «крота» истории. По Гегелю, индивидуальное
человеческое сознание есть сокращенный, сжатый во времени
инвариант сознания родового, общественного. Ему остается
лишь усвоить, «распредметить» путь, уже пройденный, осво-
енный мировой культурой? Ступени на этом пути — это кате-
гории диалектики, заключающие в себе огромную продуктив-
ную творческую силу именно потому, что они не «выдума-
ны», а взяты из всемирно-исторического опыта, из жизни и
борьбы поколений. Уже ближайшими современниками и по-
следователями Гегеля его диалектика была оценена как «ал-
гебра революции» (Герцен). Это была справедливая и образ-
ная характеристика. Революция - не только и даже не столь-
ко политическая, сколько духовная, т. е. радикальная
перестройка в общественном сознании,—дала философу ни с
чем не сравнимый и не сопоставимый, богатейший и ценней-
ший материал для раздумий, выводов и обобщений. Из этих
обобщений (центральное из них — учение о противоречии)
был выведен категориальный каркас диалектической логики,
хотя и в идеалистическом варианте.
Что значит — в идеалистическом варианте? Идеализм
есть такой тип и такой способ философствования, кото-
рый активную, творческую роль в мире отводит исключи-
тельно духовному началу, лишь за ним признавая способ-
ность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но
рассматривает ее как низший род бытия — не как творче-
ское, а как вторичное (сотворенное) начало.
Безусловно, творческая природа духовного производства
«заметнее», внешне ярче, более открыта и для взгляда теоре-
тика, и для общественного сознания в целом, по сравнению с
историко-творческим характером «грубого», неэлитарного,
повседневно-привычного процесса — производства материаль-
ного. Дух (мысль, сознание) есть высший цвет материи, без
чего материя не полна, не выражена во всю мощь своих глу-
бинных возможностей. Диалектика природы —только «про-
лог» к диалектике духа. Поэтому идеалистическая диалектика
(диалектический идеализм) в истории философии предшест-
вует диалектике материалистической (диалектическому мате-
риализму). Критическое преодоление идеализма материализ-
мом не могло быть лишь внутрифилософским делом - оно
осуществлялось как сторона и составляющая часть более об-
щего социального движения, выводящего на авансцену исто-
рии новые силы: трудящиеся массы, непосредственно занятые
материальным производством, производительным трудом. В
то же время истинный, диалектический материализм не от-
брасывает рациональное зерно идеализма, а понимает и при-
нимает его как· глубочайшее самовыражение мысли, как веч-
ное свидетельство того, что духовные ценности непреходящи,
что они выше, значительнее любых материальных благ.
Со своей стороны материализм, корни которого уходят
в материально-производственную и социально-преобразова-
тельную практику человека, есть в конечном счете не что
иное, как убежденность познающего сознания в его произ-
водности от природной и социальной реальности, которая
для материалистов самоценна и самодостаточна, никем не
сотворена, т. е. существует вечно!
Формы материализма и идеализма многообразны. Так,
различают объективный и субъективный идеализм, метафизи-
ческий и диалектический материализм и т. д. Рассмотрим в
качестве примера, как в рамках одной из форм материализма,
а именно в рамках диалектика-материалистического учения
решалась одна из важнейших (особенно для материалистов)
философских проблем - проблема материи*).
* Материал по этой проблеме подготовил Т. П. Митяш
Определение, данное В. И. Лениным, является наиболее
общепризнанным в современном материализме.
Материя есть философская категория для обозначе-
ния объективной реальности, которая дана человеку б
ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существует незави-
симо от них. О чем говорит это определение? Во-первых, о
том, что главным свойством материи является свойство
быть объективной реальностью, т. е. существовать вне
нашего сознания. Этим признается первичность материи по
отношению к сознанию.
Во-вторых, если признаком материальности является
свойство «быть объективной реальностью», то никакие
тела, вещи, процессы, как природные, так и произведен-
ные человеком, не могут претендовать на свое исключи-
тельное право быть материей. Материя существует толь-
ко в многообразии конкретных объектов. Люди открыва-
ют все новые и новые свойства природных тел и
процессов, производят бесконечное множество не сущест-
вующих в природе вещей. Это дает возможность утверж-
дать, что материя неисчерпаема.
В-третьих, материя «копируется, фотографируется, ото-
бражается нашими ощущениями». Этим признается прин-
ципиальная познаваемость материального мира, что озна-
чает согласование, совпадение между собой содержания за-
конов мышления и законов объективного мира.
Объясняется факт такого согласования следующим обра-
зом: мышление —продукт человеческого мозга; но и чело-
век, и его мозг — продукты природы, которые развиваются
вместе с ней. Следовательно, в конечном счете, мышление —
продукт природы, а потому его законы совпадают с закона-
ми объективного мира.
Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и по-
нятие «бытие» Парменида в античности или Бога в средневе-
ковье: выступает гарантом существования мира. Дело в том,
что материи приписываются те же характеристики, что и
Богу: вечность, неуничтожимость, несотворенность. Следова-
тельно, она может рассматриваться в качестве своеобразного
обоснования существования не только материального мира, но
и духовного. Материальный мир развивается через взаимо-
действие вещей и процессов. Это взаимодействие (а не Бог)
выступает, согласно материализму, основанием мира.
Другими словами, в вопросе о существовании здесь дается
первое и последнее слово только и исключительно самим кон-
кретным вещам. Это и есть позиция науки. Наука и материа-
лизм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествля-
ется с существованием чувственных вещей, а функция обосно-
вания этого существования приписывается материи.
Материя неисчерпаема, т. е, многообразие конкрет-
ных объектов, в которых онa существует, бесконечно. Но
бесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено.
Прежде всего, можно говорить о строении материи па
уровне неживой природы и живой природы.
В стриктуру материи на уровне неживой природы, с
точки зрения современной науки, входят элементарные части-
цы, физический вакуум (особое состояние материн, где про-
исходят сложные процессы появления π исчезновения элемен-
тарных частиц), атомы, звезды, молекулы, планеты, планет-
ные системы, галактики (совокупность взаимосвязанных
планетных систем и звезд), системы галактик, метагалактики
(системы взаимодействующих скоплений галактик). Тайные
строения материи, существующей за пределами элементарных
частиц и метагалактик, люди еще не познали.
Уровень живой природы включает два полууровня:
биологическую и социальную (общественную) жизнь. На
биологическом уровне в структуру материи входят нук-
леиновые кислоты (ДНК и РНК присутствуют в клетках
всех живых организмов н выполняют важнейшие функ-
ции по хранению и передаче генетической информации),
белки (доклеточный уровень жизни), клетки и однокле-
точные организмы, многоклеточные организмы (растерия
и животные), популяции (совокупности особей одного
вида, длительное время занимающие определенное про-
странство и воспроизводящие себя в потомстве; пример
популяции - стая волков,- стая рыб, муравейник), биоце-
нозы (совокупность популяций, населяющих данный
участок суши, воды и находящихся в определенной свя-
зи между собой и окружающей средой. Пример биоцено-
за — лес, в котором популяции живущих в нем живо-
тных, .растений, грибов, микроорганизмов взаимодейст-
вуют между собой, образуя целостную равновесную
систему), биосфера (глобальная система жизни, образо-
ванная в результате взаимодействия биоценозов).
На определенном этапе развития в биоценозе возникают
особые популяции живых существ, которые, благодаря
своей способности к труду, переходят с биологического
уровня существования на социальный. В рамках биосферы
возникает человеческое общество. На социальном уровне в
структуре материи можно выделить следующие элемен-
ты: семья, классы, расы, нации и т. д. Обязательным усло-
вием функционирования как всего общества в целом, так и
отдельных его элементов является духовная жизнь люден,
их мышление и сознание. Поэтому на социальном уровне
материи вопрос о первичности социальных структур и
вторичности сознания не может решаться жестко одно-
значно. Но более подробно об этом— в последующих главах.
Материя обладает многочисленными свойствами: несотво-
римость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость
строения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она не
может существовать. Такие свойства называются атрибута-
ми. К ним относятся движение, пространство, время.
Философское понятие движения обозначает любые
взаимодействия, а также изменения состояний объектов,
которые происходят в процессе этих взаимодействий. По-
этому движение есть изменение вообще.
Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянном
движении, изменении. Есть такие состояния движения, кото-
рые не изменяют качественных характеристик предметов. На-
пример, все знают, что внутри предметов происходит «бешен-
ная пляска» электронов и других элементарных частиц, но
при этом внешний вид, место расположения предметов сохра-
няются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиеся
в покое. Покой— это состояние движения, которое не нару-
шает качественной специфики предмета, его стабильно-
сти. Существуют состояния движения, которые приводят к
изменению качественного состояния предметов. Здесь воз-
можны два результата: распад предмета на более простые
элементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, обра-
зование нового, более сложного объекта.
Изменение, сопровождающееся появлением новых качест-
венных состоянии, которые представляют собой развертыва-
ние возможностей, скрытых в предшествующих качественных
состояниях, называется развитием. Например, в желуде
скрыта возможность стать дубом, и когда желудь попадает в
благоприятные для него условия, эта возможность реализует-
ся. Происходит процесс развития желудя в дуб.
Каждому структурному уровню материи соответствует
своя форма движения материи: механическая, физическая,
химическая, биологическая, социальная. Формы движения
материи взаимосвязаны. Так, механическое движение обус-
ловлено глубинным процессами взаимопревращения эле-
ментарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных и
гравитационных полей, сложными переплетениями силь-
ных и слабых взаимодействий в микромире.
Взаимодействие форм движения материи лежит в основе
развития Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимо-
действия элементарных- частиц заложена возможность появ-
ления человека. Так, элементарные взаимодействия имеют
постоянную величину, числовое значение которой 1/137.
Благодаря именно такому ее значению образуются атомы,
молекулы, н в итоге—человек. Малейшее изменение этой
величины сделало бы нашу Вселенную иной. Современная
космология утверждает, что человек и общество есть такая
структурная организация материи и движения, которая
обусловлена взаимодействиями в масштабе всей Метагалак-
тики. Поэтому социальная форма движения есть космиче-
ское явление.
Пространство- форма бытия материи, выражающая
протяженность составляющих ее объектов, их строение
из элементов и частей. Пространство нашего мира имеет
три измерения, а потому его называют трехмерным. Оно
является необходимым условием существования устойчи-
вых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше простран-
ство имело бы больше размерностей, то планеты не смогли
бы двигаться по замкнутым орбитам, а значит не было бы
планетных систем.
Время-форма бытия материи, выражающая длитель-
ность протекающих процессов, последовательность смены
состояний в ходе изменения и развития материальных сис-
тем. Человек научился измерять время, сравнивая различные
процессы с одним, выбранным за образец (эталон). Напри-
мер, мы сравниваем длительность суток с движением часовой
и минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферб-
лату часовой стрелки мы условно называем «один час».
Но человеку свойственно н интуитивное чувство време-
ни. В нас как бы встроены «биологические часы». И здесь
пет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек-
закономерный итог развития галактики, а потому может
«чувствовать» ее ритмы. Медики открыли, что наши внут-
ренние органы работают с разной степенью интенсивности в
разное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночи
усиливается функционирование печени, очищающей орга-
низм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижают
свою активность. Не случайно в это время чаще всего уми-
рают больные люди. Обладает своими определенными рит-
мами π человеческий мозг. Знание этих ритмов необходимо
для гигиены умственного труда.
В начале XX в. физика выявила глубокую связь между
пространством и временем. Оказалось, что время есть чет-
вертое измерение мира, а пространственно-временной срез
нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (три
пространственных измерения и одно временное). Эта фун-
даментальная характеристика определила материальное
строение метагалактики.
Современная паука считает, что могут существовать
миры с другими пространственно-временными параметра-
ми. Ученые предполагают, что при рождении пашей метага-
лактики существовало десятимерное пространство— время.
Четыре измерения (формула 3+1) стали формами бытия ма-
терии на макроскопическом уровне, а шесть— определили
структуру микромира, размеры которого меньше 10-33 см.
Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макроми-
ре, в котором живет человек.
Четырехмерное пространство — время, органически свя-
занное с материей и движением макромира. Каждому струк-
турному уровню материи соответствует специфическая
форма пространства и времени. Так, особенности биологи-
ческого пространства— времени проявляются уже па уровне
белковых молекул в форме асимметрии (нарушения полно-
го соответствия и расположения частей целого относительно
какого-то центра) «левого» и «правого» в группировках
атомов. Живые центры образуются только из тех молекул,
n которых имеется «левосторонняя» группировка. В нежи-
вой природе нет различия между «правым» и «левым».
Камню все равно где лежать: слева или справа. Растение же
четко различает эти свойства пространства, что особенно
видно на вьющихся растениях, завивающих «спирали-уси-
ки» только справа— налево. Имеет свою специфику и вре-
менная организация живого. Растения меняют длительность
протекания в них биологических и химических процессов в
зависимости от времени суток, погоды и т. д.
Свою специфику имеет пространство и время жизни
общества. Человечество, в отличие от животных, сразу же
начало формировать особую пространственную сферу своей
жизнедеятельности: изготовлять орудия труда, строить жи-
лища и целые поселения, создавать пастбища, одомашни-
вать диких зверей и т. д. Рядом с неосвоенной природой
появилась «вторая», «очеловеченная» природа. Если в не-
живой и биологической формах материи пространство
включает только связи предметов, то в социальное про-
странство входит и отношение человека к предметам, к
месту своего обитания. Например, понятие Родина харак-
теризует не только определенную территорию, место рожде-
ния и жизни человека, по и его отношение к этому месту:
человек испытывает чувство любви к ландшафту (это может
быть лес, горы, море, океан, поля) и тоскует, если по ка
кой-то причине вынужден жить в другом месте.
Социальное время- форма бытия общества, выражаю
щая длительность исторических процессов, их смены, воз
пикающих в ходе деятельности людей. Социальные про-
цессы имеют разную длительность. Родоплеменные обще-
ства и первые цивилизации древнего мира уходят корнями
в толщу веков, составляющую несколько десятков тысяч
лет. Средневековое общество просуществовало около 1400
лет, а современный способ жизни длится всего около 300
лет. Смена этапов развития общества храктеризуется убыст-
рением темпов социальных изменений, что нашло свое отра-
жение в понимании времени. Древние цивилизации воспри-
нимали время как повторяющийся цикл, в котором особой
ценностью обладало прошлое, хранящее необходимые для
жизни навыки и знания. С появлением христианства вре-
менной цикл развернулся в линию, вектор которой был на-
правлен в будущее.
Специфическое восприятие времени сформировалось ка-
питалистическим способом производства. Погоня за при-
былью требовала постоянной интенсификации труда, уп-
лотнения событий и процессов, протекающих в единицу
времени. Не случайно именно в эту эпоху была изобретена
секундная стрелка, как свидетельство ускорения ритма жиз-
ни. Начался «бег времени», превышающий уровень биоло-
гического ритма человеческого тела и происходящих в нем
физиологических процессов. Ускорение ритма социальной
жизни продолжается, что негативно сказывается на здо-
ровье людей.
Социальное время характеризуется не только неравно-
мерностью протекания, но и многоуровневой структурой. В
ней можно выделить время, определяющее историю проис-
хождения рода человеческого, время образования наций и
народностей, время развития и смены целых эпох и форма-
ций, а также время индивидуального бытия человека. В
свою очередь индивидуальное бытие человека подразделя-
ется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старо-
сти. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности.
Например, в старости человек перестает спешить, «усмиря-
ет» бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышля-
ет о смысле жизни, смерти.
Изложенное выше учение о материи базируется на ле-
нинском ее определении. Но в настоящее время некоторые
философы утверждают, что это определение содержит два
взаимоисключающих суждения:1. Материя независима от
нашего сознания. 2. Материя есть объективная реальность,
данная нам в ощущениях. Первое суждение отрицает второе
и наоборот. Тезис о независимости материи от сознания не
так просто обосновать, как это кажется на первый взгляд.
Не случайно поэтому еще представители русской религиоз-
ной философии относили первое суждение к разряду зна-
ний, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Трудности с определением материи будут способствовать
развитию материалистического учения, более глубокому
анализу его основных понятий и принципов.
Материализм и идеализм—противоположные философ-
ские учения. На протяжении всей истории философии они
вели (и продолжают вести) сложный, напряженный и. со-
держательный спор друг с другом, находя в противоречи-
вой действительности все новые и новые аргументы для ук-
репления и защиты своих позиций. Определенной попыт-
кой сближения, компромисса между ними можно считать
дуализм — философское учение о сосуществовании двух не
зависимых друг от друга начал: материального и духовного.
(Типичным примером такого рода взглядов были философ-
ские построения Декарта, Канта.) Однако дуализм нельзя
назвать «третьей линией» в философии (равнозначной ма-
териалистической и идеалистической). Дуализм - лишь
разновидность идеализма, поскольку, как и идеализм в це-
лом, признает независимость, невыводимость духа из мате-
рии (природной и социальной).
Когда спор мировоззрений материализма и идеализма
удерживался в границах теории, от него выигрывали обе
стороны, обогащалась философия в целом. Но нередко
было иначе: против «еретиков» и инакомыслящих в услови-
ях идеологического и политического противостояния вы-
двигались отнюдь не доводы разума, а аргумент грубой
силы- моральной, а то и физической расправы над ними. К
сожалению, подобными примерами богато и наше столетие.
В связи с этим необходимо внимательно и корректно обра-
щаться и с таким понятием, как «партийность философии».
В условиях жесткого идеологического, командно-администра-
тивного давления, которое долгие годы тоталитарная власть
оказывала на нашу интеллигенцию, под «партийностью» по
отношению к философии понималось требование партийного-
сударственной монополии на мировоззрение, т. е. право на
духовное насилие над личностью во имя «высших», а по
сути- мифических целей. Философам предлагалось «разраба-
тывать» проблемы, однако вывод, который им полагалось
получить из своего исследования, навязывался и диктовался
им заранее. Быть партийным в философии в понятиях того
времени означало безоговорочно подчиняться своей партии
(фактически—«начальству»), исполнять лишь заказ «свер-
ху», «обосновывать» уже выдвинутые от имени партии лозун-
ги и декларации.
От такого рода «партийности» следует решительно отка-
заться. Но это не значит, что нужно отказаться от принципа
партийности вообще. Философское сознание по природе
своей партийно в том смысле, что оно не может быть «ней-
тральным» по отношению к добру и злу, истине и заблуж-
дению, не может быть равнодушным и безразличным к це-
лям и идеалам человека.
В наше время, как и в предшествующие века, филосо-
фия все еще остается элитарной формой культуры. И все
же с развитием общества, с преодолением всех форм отчуж-
дения, с ликвидацией на этой основе порабощающего чело-
века жесткого разделения труда, с превращением всего жиз-
ненного времени во время его подлинной свободной жизне-
деятельности, а человеческого труда— в систему собственно
творческих актов, в гармонию интеллектуальных и эстети-
ческих устремлений личности философия перестает быть
чисто профессиональным 'занятием, уделом и монополией
немногих. Шаг за шагом она неумолимо становится сердце-
виной образа жизни и образа мысли каждого человека, чле-
на демократического, цивилизованного общества. В таком
обществе философия является внутренним, необходимым
условием развития всей социальной действительности, всех
сфер духовного бытия человека.
Рекомендуемая литература
Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1978.
Брушян Г. А, Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979.
Введение в философию. В 2 ч. Ч. 1. М., 1989. Гл. I.
Ильенков Э. В, Философия и культура. М., 1991.
Корявко Г. Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки
теории и истории. М., 1990.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм//Полн. собр. соч. Т. 18.
Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М., 1994.
Налетов II. 3. Конкретность философского знания. М., 1986.
Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.
Сагатовский В. Н. Вселенная философа. М., 1972.
Философия и мировоззрение. М., 1990.
Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.
Энгельс Ф, Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е
изд. Т. 20.
Контрольные вопросы
1 Что такое мировоззрение? Все ли люди обладают мировоззрением?
2. Каковы основные черты религиозного мировоззрения?
3. Что такое философское мировоззрение? Чем отличается оно от дру-
гих исторических типов мировоззрения (мифологического, религиозно-
го?)
4. Возможно ли «чисто научное» мировоззрение?
5. Сводима ли философия к науке?
6. Какова структура философского знания?
7. Может ли философия изменить мир? Каким образом?
8. Что такое материя н какова ее структура?
9. Какие формы движения материи Вы знаете?
10. В чем заключается специфика социального пространства и социаль-
ного времени?
Тема рефератов
1. Понятие мировоззрения.
2. Эволюция понятия «материя» в философии и науке.
3. Соотношение категории «материя» и «субстанция».
4. Философская н научная картина мира XX в. (единство н различие).
5. Философия и политика.
6. Философия и религия.
7. Функции философии.
8. Личность философа (философия как образ жизни).
Глава II
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 1547;