Подонцовье и Северное Приазовье в первобытную эпоху
В истории человечества изобретение и начало применения черного металла (железа) связывают с потребностью увеличения количества и разнообразия орудий труда, улучшением их качества. До изобретения железа такие материалы, как камень, кость, рог, дерево, медь и даже бронза не обеспечивали прогресс в хозяйственной жизни человека, в условиях всевозрастающей демографии не удовлетворяли потребности в разнообразных прочных орудиях. Все предшествующие изделия из цветных металлов в большинстве случаев, за исключением наконечников к стрелам, не могли соперничать с железом. Кроме того, цветного металла было мало, им пользовались в ограниченном количестве даже там, где обнаруживались рудоносные залежи, содержащие медь.
Поиски нового металла привели к тому, что люди начали использовать для своих нужд железо. Первые изделия из этого голубовато-серого металла появились на Востоке еще во 2 тыс. до н.э., но лишь спустя несколько столетий железо проникло в хозяйство и военное дело всего населения юга Европы. По-настоящему ранний железный век наступил с того периода, когда железный меч и вместе с ним железный топор, лемех к плугу и другие орудия стали массово изготовлять из черного металла.
Племена, жившие в бассейне Северского Донца еще в период бронзового века срубной культуры, были знакомы с железом. Свидетельства тому - железистые шлаки, шилья, ножи, иногда встречаемые в находках бондарихинской культуры. Но в них мы видим только ориентиры к началу новой эпохи.
Первые шаги в использовании железа населением нашего края стали известны благодаря не столько находкам самих предметов, сколько как наличию следов "варки железа", обнаруженных в Луганской области. Еще в 70-х гг. XIX в. геолог А.Носов обнаружил следы разработок железной руды в окрестностях с.Городище на р.Белая в современном Перевальском районе. Однако более 80 лет не было археологических подтверждений того, к какому времени относились городищенские разработки, в каком объеме они были освоены. В 1950 г. харьковский археолог Б.А.Шрамко приступил к специальному изучению балки Городная. Заложив в ней несколько раскопов, он обнаружил места, где были видны признаки плавильных производств двух периодов: первый относится ко времени, когда в нашем крае пребывали скифские племена, второй связан с племенами раннего средневековья.
Повторное обследование этого памятника состоялось в 1957 г. Тогда нашли каменные песты, керамику, места древних разработок бурых и охристых железняков, содержащих от 45 до 58% оксида железа. Выяснилось также, что пласты руды в этой местности выходят прямо на поверхность, и это давало возможность добывать ее открытым способом. Места разработок заметны еще и сейчас, но главное - обнаружены остатки древних горнов для выплавки железа. Горн имел форму цилиндра, диаметр ямы - 145 см, глубина ее - 160 см. Стенки прямые, вертикальные, обмазаны толстым слоем глины, сильно обожжены. Внутренние стенки печи даже ошлакованы.
Топливом для металлургического процесса служил дуб, точнее, древесный уголь из него, и хотя здесь видны выходы каменного угля на поверхность, в древности его еще не знали и не применяли. Поселения непосредственно на месте разработок не обнаружено, но металлурги могли проживать где-то недалеко.
Городищенский металлопроизводящий центр - не единственный памятник древнего железоделательного производства на Северском Донце. В Чугуевском районе Харьковщины в 1936 г. был раскопан горн с набором приспособлений - сопел (глиняных труб) для подачи нагнетаемого мехами воздуха.
Теперь поговорим о народах, которые обитали в степях Подонцовья и вполне могли быть причастны к древним металлургическим центрам. Первыми из них были киммерийцы.
Киммерийцы
Киммерийцы являются древнейшими из известных по своему названию народов. С ними связано время, освещенное не только археологическими материалами, но и в письменных источниках.
Например, сведения о киммерийцах находим в "Илиаде", где они названы "дивными млекоедами". Упоминаются киммерийцы и в "Одиссее": "…Там народ и город людей киммерийских, окутанные мглою и тучами…". О племенах, "доивших кобылиц", упоминает поэт VII в. до н.э. Гесиод и даже Геродот, живший намного позже киммерийцев.
Таким образом, древним грекам до VII в. до н.э. из обитателей степей Причерноморья были известны только киммерийцы, о скифах же литературные источники упоминают несколько веков спустя.
Литературные сведения пробуждали интерес археологов к киммерийским древностям, однако их памятники долго оставались неизвестными, и прежде всего из-за своей редкости.
Поиск в истории "затерявшегося народа" поставил вопрос об изучении киммерийских древностей. Сейчас среди более чем 150 киммерийских захоронений, известных на Украине, только около семи входят в степное Подонцовье.
В науке киммерийские древности рассматриваются через призму двух археологических культур: черногоровскую, которая датируется IX - серединой VIII вв. до н.э., и новочеркасскую, относящуюся к середине VIII-VII вв. до н.э., поэтому их еще называют памятниками предскифского времени. Погребения этого периода известны в курганах у г.Брянка (пос.Елино), у г.Кировск (пос.Бежановка), у пос.Бирюково, г.Свердловск и с.Клунниково Антрацитовского района. Характер этих захоронений не одинаков. В одном случае поза скелета скорченная, на боку, во втором - вытянутая, на спине; по-разному (то к западу, то к востоку) ориентированы их головы. Среди погребального инвентаря в одних захоронениях обнаружены детали узды, в других только посуда - сосуды-кубки.
Конечно, различные виды захоронений и инвентаря из них можно объяснить принадлежностью их мужской и женской части населения, но по нашему мнению, - это погребения двух типов памятников киммерийцев: так называемых черногоровской и новочеркасской групп.
Откуда же взялся народ или народы, оставившие у нас предскифские древности? По одной версии, ими были какие-то восточные племена вторгшиеся в X-IX вв. до н.э. По другой теории, киммерийцы генетически связаны со срубной культурой, но уже в состоянии влияния на них культур раннего железного века.
Наша позиция в киммерийском вопросе ориентирована в направлении автохтонности, а появившиеся изменения вызваны природно-экологическими процессами степей Юго-Востока Европы. Известно, что господствующим видом хозяйства срубных племен Подонцовья было скотоводство, но в конце 2 тыс. до н.э. заметно возросли аридизация (исчезновение) степной растительности в силу засушливого климата. Это привело почти к полному исчезновению в Подонцовье земледелия и уменьшению пастбищ. Теперь для того, чтобы прокормить скот, нужны были большие пространства пастбищ. Их поиск вел к значительному увеличению подвижности скотоводов. Таким образом, в самом конце эпохи поздней бронзы осуществлялся переход к наиболее подвижной форме скотоводства - кочевой.
Главным средством к существованию и единственным богатством племен становятся стада скота, а главным яблоком раздора между племенами в условиях дефицита естественных кормов - пастбища. Многие близкие племена объединяются и этим обеспечивают защиту своей территории, а при необходимости - получают возможность и завоевать чужую. Вооруженный всадник становится ключевой в социальном отношении фигурой общества 1 тыс. до н.э. Это как раз и прослеживается в захоронениях киммерийцев, где найдено больше всего предметов вооружения, деталей конской упряжи.
Как и большинство кочевых скотоводческих племен, киммерийцы поселений не имели, поэтому для истории нашего края наиболее значимыми источниками, свидетельствующими о них, являются погребения, сосредоточенные, главным образом, в степной зоне. Среди них встречаются "богатые"могилы.
Идея прославления воина, военного предводителя просматривается в их камнерезном искусстве. Особенность киммерийских стел - в едва просматриваемой антропоморфности, этим они и отличаются от статуй эпохи энеолита, скифов, ранних славян, тем более от половецких. Внешне их трудно назвать статуями, так как они в большей степени напоминают столбы-обелиски. Принадлежность стел-обелисков киммерийцам была доказана только в 70-х гг. прошлого столетия, когда над их захоронениями неоднократно были обнаружены стелы. Понять их художественное и смысловое содержание удавалось не сразу, так как многие детали, на первый взгляд, неуловимы и невыразительны, и только внимательное изучение поверхности камня подтвердило, что на них высечены или выгравированы колчаны, стрелы, обоюдолезвийные топоры, оселки - точильные камни. Все эти вещи как бы подвешены на широком поясе, опоясывающем стелу вокруг. Такие же предметы находят и в захоронениях киммерийцев.
География распространения стел-обелисков киммерийского типа - затрагивает степи Причерноморья, Приазовья, Подонцовья.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 9576;