Четыре периода в развитии русской религиозной философии

Русская религиозная мысль существовала и в допетровской России, - свое главное назначение она видела в обосновании идеи русского православного царства, - и было бы неправильно, как это неоднократно делал Бердяев, говорить о ней, как о явлении малозначительном. В этом проф. Карташёв (коллективный сборник статей «Православие в жизни») несомненно прав. И все же верно, что русская философская мысль, не пройдя через период, соответствующий западноевропейскому средневековью с его схоластикой, по-настоящему оформилась только в петровской, петербургской России, Произошло это после того, как в XVIII веке в России жил и творил провозвестник русской религиозной философии Сковорода, и после того, как в XIX веке Россия на зов Петра откликнулась грандиозным явлением русской культуры и русского самосознания - Пушкиным.

Несколько дополняя обычную периодизацию истории русской религиозной философии, мы можем установить четыре главных периода в ее развитии

1 и 2 период развития русской религиозной философии

Первый период охватывает 30-е и 40-е годы, середина XIX века. Этот период стоит под знаком влияния на русскую мысль германского идеализма, и связан больше всего с именами А. Хомякова и И. Киреевского, которыми была заложена основа современной религиозной философии и начертана ее программа.

Второй период совпадает с последней четвертью XIX века. В центре тут - В. Соловьев, кроме того - Достоевский и Л. Толстой и другие. В этот период В. Соловьевым была создана первая в истории русской мысли философская система.

Третий период захватывает конец XIX века, но совпадает более всего с тем временем начала XX века, за которым уже утвердилось имя русского культурного ренессанса. Он связан с целой плеядой имен:С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, П.Б. Струве, Н.О. Лосского и других. Это время выхода двух знаменитых сборников - «Проблем идеализма» и «Вех», основания и активной деятельности религиозно-философских обществ в Петербурге, Москве и Киеве, время «духовной битвы», по слову о. Серпы Булгакова, против безбожного и материалистического миросозерцания значительных кругов тогдашней русской интеллигенции. Это годы подготовки целого ряда религиозно-философских систем.

 

Четвертый период. Некоторые религиозные мыслители покинули Россию во время гражданской войны или сразу после ее окончания - П.Б. Струве, кн. С.Н. Трубецкой, Л.И. Шестов, Н.С. Арсеньев. Другие были в 1922 г. высланы за границу, как идеологически чуждый советской власти элемент. Это Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, С. Булгаков, И.А. Ильин. Таким образом, за небольшим исключением в эмиграции оказались почти все виднейшие представители русской религиозной философии. Их философское творчество, обогащенное духовным опытом революции, расцвело в эмиграции новым цветом. Многие их произведения были переведены на иностранные языки. Наибольшая известность выпала при этом на долю Н.А. Бердяева, который был и редактором выходившего в Париже русского религиозно-философского журнала «Путь». Годы эмиграции - это период завершения многих религиозно-философских систем, период окончательного оформления русской религиозной философии, как особой школы философской мысли, и, в то же время, период постепенного выхода русской религиозной философии на мировую сцену.

Соловьев Владимир (1853-1900 гг.)

Основные труды:

"Оправдание Добра»

«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории»

«Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия»

создатель философии всеединства, гениально совместил в своем творчестве антропологические искания всей предшествующей отечественной и западной философии и одновременно определил многие черты последующих связанных с философской антропологией школ русской философии.

Николай Бердяев (1874-1948)

Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества»

единственный механизм творчества - свобода.

ввел и развил понятия:

царство духа,

царство природы,

объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы,

трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Русский космизм определяет человеку простое и ёмкое предназначение — вселиться в свой дом — во Вселенную. Это учение относится не столько к отдельным гносеологическим или иным проблемам философии, сколько к целостному пониманию человека, установлению его миссии и вселенской предназначенности. Восстановление естественной связи человека с природой и историей, возрождение духовного образа жизни, расширение миропонимания человека до планетарного, вселенского уровня — такие позиции характеризуют философию русского космизма.

В философии русского космизма действует древний фундаментальный принцип, имеющий определяющее значение для установления предпосылок соответствующего типа образования: микромир подобен макромиру, то есть человек подобен Вселенной. Отсюда следует, что глобальные процессы в определённой степени тождественны локальным, перемены в человеке соответствуют переменам в обществе, изменения на всех уровнях организации общества (и природы) сходны и сопряжены с вселенскими изменениями

Циолковский Константин (1857-1935)

Космическая философия К.Э.Циолковского - является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.

Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук". Все предшествующие философские системы казались Циолковскому "странными" и их терминология ненужной, говоря, что "трудно связать мою философию с другими". Однако, в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с "космической точки зрения"

 

К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой становится для Чижевского основным методом научного познания природы.

Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917-1924гг. В этот период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии, эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из которых стали классическими. В своей работе "Основное начало мироздания. Principium Universale Circulationis" (1920-1921гг.) единство природы Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)

Вернадский создал своё представление о биосфере, поставив в основу живое вещество, которое владеет всеми минеральными и химическими движениями, и с которым связаны процессы питания и размножения в активном поверхностном слое планеты.

Вернадский сумел увидеть прочную связь жизни с основным объектом физического мира - атомами. Каждый атом и все они вместе "сделаны" в биосфере. Каждый атом получит печать биосферы. Он "заведён" в ней, энергетически насыщен. Живое вещество планеты расположилось в управляющем центре нашего участка мироздания и оно воздействует на энергию вещества. Своим питанием, размножением и жизнедеятельностью живое вещество организует всё остальное вещество и приводит его в порядок, подчиняющийся закономерностям.

 

Вопрос 4: Становление и развитие отечественной диалектической мысли, революционеры, демократы, судьба русской философии XX века.

Развитие философской мысли в России после Октябрьской революции 1917 г. претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, господствовавших в конце XIX - начале XX в., были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциализма они продолжали в зарубежных странах. Благоприятные возможности для своего развития получила материалистическая философия(философское мировоззрение, утверждающее первичность материи и вторичность человеческого сознания).

всеединства(внутреннее органическое единство бытия),

персонализма(направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью)

интуитивизма(направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания и отвергающее формализацию акта познания)

экзистенциализма(особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека).

Ее сторонники развернули фронтальное наступление на различные идеалистические школы, объявив их «буржуазными». Справедливости ради следует отметить, что сложившиеся еще в дооктябрьский период философские, продолжали развиваться не только в русской эмигрантской среде, но и в первые годы существования советской России, до конца 20-х гг. Однако эти направления неуклонно вытеснялись из философской жизни советского общества.

1 этап 1922-1930

Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и в рамках материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма».

В это период становления советской философии решались такие проблемы как:

1) Соотношение в жизни человека и общества биологических и социальных факторов;

2) Дискуссия вокруг марксистского понятия базиса и представлений об азиатском способе производства;

3) В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика природы», где систематически был изложен диалектический материализм.

Это послужило стимулом для внутрипартийной философской полемики, получившей известность как спор между механистами и диалектиками. Механисты, во главе которых стоял Бухарин Н.И. подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали лишь подсобным методом; защищали автономию естественных наук против философской диктатуры; в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и чем революцию.

2 этап 1930-1953 Сталинский

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го раздела была небольшая по объему статья «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.

Тем не менее в этот период В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где развивается идея ноосферы; Кета Романович Мегрелидзе создает книгу «Основные проблемы социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью целые поколения советских философов. Возникает целый ряд формальных философских структур: на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты. С 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы философии».

3 этап 1953-1991

Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов, хотя до уже этого, начиная с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических; в 1958 г. возникает ещё один философский журнал «Философские науки»; с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.

Революционеры-демократы

Революционно-демократическая идеология зародилась в 40-х гг. 19 в. и стала определяющей в общественном движении 60—70-х гг. По социальному положению Революционные демократы — главным образом разночинцы, хотя среди них были и дворяне. Один из первых Революционные демократы —

В. Г. Белинский. В 50—60-е гг. Революционные демократы во главе с

Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым и др. пропагандировали свои идеи на страницах «Современника» и «Колокола».

Революционные демократы сочетали идею крестьянской революции с идеями утопического социализма.

Рассматривали крестьянство как главную революционную силу в стране; полагали, что Россия после уничтожения крепостного права путём крестьянской революции, минуя капитализм, придёт через крестьянскую общину к социализму. Революционные демократы создали тайные революционные организации — «Землю и волю» 60-х гг. , «Землю и волю» 70-х гг. , «Народную волю» и др. 70-х гг. предшественниками русской социал-демократии. Идеи Революционные демократы оказали плодотворное влияние на развитие общественных наук, литературы и искусства народов России

Судьба русской философии в ХХ веке

Наиболее существенная черта всей русской философии, особенно в XX в., — ее онтологизм(убеждение, согласно которому достижение человеком знания возможно не иначе как благодаря познанию Бога.)

истинное метафизическое бытие как бытие Бога; сознание, по самой своей природе находящееся внутри бытия Бога; познание истины как «внутреннее соединение с истинно сущим» на фундаменте веры; жизнь как связь между Я и бытием Бога.

Со временем в русской философии усилилась экзистенциальная трактовка бытия и познания. «Прорыв в бытие» через трагические жизненные потрясения рассматривался в качестве средства преодоления всего земного, небожественного, человеческого (Бердяев, Шестов). Ориентации философии на прояснение глубоко выстраданного опыта и «некабинетный» стиль философствования способствовал неблагоприятный общественный климат России начала XX в. Русская философия выдвинула на передний план концепцию мистического познания, выразившегося в книге «Непостижимом» написавший С.Л.Франк

Для русской философии также характерны напряженные размышления о смысле жизни, ориентированном на спасение души как условие спасения мира. При этом в русской философии усиливается тенденция к персонализму (Бердяев, Шестов, М. Бахтин), гарантирующему права и свободы человека без атомизации общества (отношения между личностью и обществом рассматриваются на основе религиозного принципа).


Тема 2.1. «Учение о бытие. (Онтология)»

Урок I

Вопросы:

1. Бытие как предельная философская категория всеохватывающая реальность.

2. Научная, религиозная и философская картина мира.

3. Философское понятие и структурная организация материи. Основные свойства и формы существования.

4. Материализм и идеализм во взглядах на материю.

 

Вопрос 1:Бытие - философская категория всеохватывающая реальность.

 

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения.

Антитезой бытия является ничто.

Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и "уплывает" в небытие как данная качественная определенность, например именно этот человек.

Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе само созидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Бытие не безразлично для обладающей им реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях.

Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории, философии.

 

Вопрос 2: Научная, религиозная и философская картина мира.

Картина мира — сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Итак, религиозная, философская и научная картины мира со­существуют друг с другом.

Точность картины мира зависит от того насколько систематизировано видение мира, знание о мире, понимание человека. В зависимости от этого повышается уровень адаптации программы жизнедеятельности человека, более гибкой становится его жизненная стратегия. В этом заключается методологическая функция мировоззрения - выработка системы принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности человека. Именно мировоззрение человека определяет, какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели.. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов нам требуется особые мыслительные конструкции, которые позволяют уверенно чувствовать себя, прогнозируя свое будущее, само оценивать свои действия, чувства, оценивать поступки других людей.








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 2683;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.