Знание как стратегический ресурс инновационных изменений
В современных условиях социально-экономического развития основным ресурсом любых трансформаций, является информация. Однако сама по себе она мало чего достойна. Только преобразованная определенным образом, осознанная и переданная в пользование информация становится действенным фактором жизнедеятельности. Именно этот процесс и создаёт знание - верное отображение действительности и предвидении будущего в мышлении человека.
Знание является важнейшим инструментом, орудием и предметом труда – оно феноменально многолико и универсально, только знание возвышается над миром. Исходя из этого, одним из основных заданий настоящего является формирование такого комплекса знаний, усвоенных и закрепленных в человеческом интеллекте, умениях, навыках, который станет основой развития личности как субъекта прогрессивных превращений.
Ввиду того, что развитие современного интеллектуального потенциала человечества оказывается не столько в безграничном увеличении объёмов знаний, сколько в их постоянной дифференциации, разнообразии и усложнении, знания имеют свою структуру и подразделяются на определённые группы.
Так, С. Саниель, И. Карсавин, В. Рубан выделяют три такие группы.
По С. Саниелю, это:
- инструментальные знания, то есть знание в комплексе действий и контроля;
- интеллектуальные, то есть знание из невещественной культуры;
- духовные, то есть знание в духовной сфере.
По И. Карсавину:
- практические знания, то есть те, которые возникают и функционируют в контексте разных производственных и политических практик;
- духовно-практические, то есть знание об общении, а также культовое, регулятивное, художественное и тому подобное;
- теоретизированные, то есть те, которые являются результатами исследовательской деятельности и существуют в формах идеологии, философии, теологии и науки;
В. Рубан выделяет такие группы знаний:
- известные (те, что передаются от человека человеку и используются);
- пробельные (которые получаются в результате научных исследований и разработок);
- тайные (те, что ещё не получены).
Другие научные работники, например Г. Беккер, выделяют лишь две группы знаний: общие, которые повышают производительность труда индивида, независимо от того, где он их получил и где он работает, и специфические, то есть знания, ценные лишь в пределах конкретного учреждения, предприятия, места, где работает индивидуум.
Ф. Махлуп выделяет пять типов знаний:
- практические (профессиональные, предпринимательские, навыков физического труда, ведения хозяйства и тому подобное);
- интеллектуальные;
- бесполезные и развлекательные,
- духовные;
- нежелательные (которые находятся вне сферы интересов индивида, добываются случайно и хранятся бесцельно, когда «воспитывают» улица или тюрьма).
Обобщая точки зрения научных работников относительно группировки знаний, можно утверждать, что сложилось конкретное их деление на знание общего характера, то есть те, что составляют основу интеллекта индивидуума, и специфические, то есть характера сугубо профессионального.
Кроме этого, в системе знаний можно выделить теоретические и прикладные знания. Первые дают комплексное, системное представление об объекте наблюдения (исследования). Вторые - это информация о конкретном явлении, его особенностях и сферах применения.
Прикладные знания становятся не только важным ресурсом, но и решающим фактором производства, поскольку общественное развитие всё больше зависит не от материальных факторов производства, а от способности индивида получать и использовать новые знания.
По своим качествам и свойствам знания отличаются от традиционных факторов производства. У них противоречиво соединяются настоящая безграничность - с редкостью высшего уровня, объективный характер - с беспрецедентным субъективизмом, неисчерпаемость - со способностью к тиражированию, имитации.
Знаниям, как ни одной другой категории общественно-экономического развития, присущие свойства редкости, невозможности исключения из потребления, морального старения, уникальности.
Да, редкость, безусловно, присущая всем материальным благам. Однако имеет совсем другую нагрузку в сочетании с информацией и знаниями. Современные технологические средства предоставляют возможность увеличивать объёмы тиражирования, передачи информации - при условии, что расходы на такую деятельность могут приближаться к нулю. При этом способность к практически неограниченному тиражированию информации и знаний не отрицает их редкости, поскольку последняя оказывается и в других, высших формах.
Невозможность исключения знаний из употребления даёт основания отнести их к общественным благам. Использование информации и знаний не ограничивает возможности доступа к той же информации других людей, в то же время, потребление и использование знаний способствует появлению новой информации, новых знаний, т.е. налицо эффект неисчерпаемости.
Потребление знаний лишь одним индивидуумом не означает их исчезновения, наоборот - это их распространение, тогда как потребление материальных благ ведет к постепенному их исчерпанию. Знаниям также свойственна способность морального старения, то есть уменьшение их общественной ценности. Однако такое свойство знаний не является абсолютным, поскольку очень часто необходимо использовать ретроинформацию, опираться на знания, которые были получены давно и определенное время не использовались. Старение знаний может сказаться в относительной потере их ценности сравнительно с ценностью новых, и полное их обесценивание невозможно, поскольку в исторически-информационном аспекте их ценность остается.
Знание является органической составляющей процесса общественного производства. Труд индивидуума, который владеет информацией и знаниями, перестает быть просто рациональной деятельностью. Это творческий процесс, который тяжело оценить конкретными показателями, потому что чем большего объёма знаний требует производственный процесс, чем больше знаний используется, тем большая в нем является часть творчества, тем более накапливается новых знаний. Индивидуум как носитель информации и обладатель знаний становится уникальным ресурсом производства. Невоспроизводимость личностного фактора - людей с высокими интеллектуальными, коммуникативными и практическими навыками - предопределяет чрезвычайную сложность даже приблизительного определения ценности их потенциала.
Следовательно, распространение знаний вместе со спецификой развития их особенностей вызывает тенденцию к изменению фундаментальных основ традиционных стоимостных отношений. Это происходит потому, что весьма тяжело вычислить расходы на выработку арсенала информации и знаний, которые становятся главными элементами производственного процесса. Отсюда понятие «затраты производства» относительно общественных благ также теряет свою рациональность. С другой стороны, процесс общественного воспроизводства всё больше теряет свою традиционную, сугубо экономическую форму.
Значительное распространение получает производственная деятельность, ориентированная на достижение общего блага и повышения качества жизни. Знания вызывают ощутимые сдвиги в отношениях собственности, власти, распределения, трудовой структуры и тому подобное. Как объект собственности знания влияют на всю систему отношений собственности. Доступность знаний для всех людей не ограничивается никакими социальными преградами. Единственной границей относительно этого выступает естественная способность человека к их усвоению. Если материальные объекты собственности могут принадлежать ограниченному количеству владельцев, то знания доступны любому количеству лиц. Потребление и использование знаний одним индивидом не исключает других людей из этого процесса. Знание и информация имеют свойство неограниченно увеличиваться и накапливаться, а это, в свою очередь, приводит к активному движению факторов производства, разработке новых идей, способов и методов их внедрения и практического использования, что и является основой формирования и развития инновационного общества.
Знание как один из основных элементов развития человечества имеет и свои конкретные законы формирования и развития.
Первый из них - закон получения знаний. Он заключается в том, что знания добываются благодаря процессу «тезис — анализ — синтез».
Впервые этот закон открыл Гегель. Он доказал, что центром систематизации теории диалектики является понятие развития, то есть движение чистой мысли в растущей цепи категорий, которые становятся все конкретнее. Действенной силой развития является противоречие - внутренний источник развития в виде триады: тезис — анализ (или антитезис) — синтез. Доказывается этот закон путём овладения его свойствами.
Так, тезисная обработка информации отображает результат последовательного сбора и систематизации всех видов информации по содержательным составляющим и их количественного упорядочения в определенной последовательности.
Анализ является процессом выявления и конкретизации сути, которая содержится в отобранном множестве, распределении этого множества на классы с учетом определенных критериев оценки. Анализ делается для оценки объекта наблюдения (исследования), то есть сравнивается с определенным эталоном. Такую работу выполняет эксперт, знаток предметной отрасли, знание которого является источником формирования базы знаний. Получение информации о предметной отрасли от экспертов и выражение её языком представления знаний - это и есть получение знаний.
Синтетическая обработка информации является логическим объединением результатов двух предыдущих процессов и получения на этой основе качественно новых знаний для принятия решений, то есть это реализация информационно-логической системы, которая служит для переработки имеющейся информации с целью получения качественно новых знаний и практических навыков.
Второй закон — закон обобщения знаний. Он заключается в том, что знания, добытые благодаря процессу «тезис — анализ — синтез», являются знаниями высшей степени иерархии.
В результате объединения этих двух законов получаем общий закон получения, накопления и реализации знаний — закон когнитивности.
Применяя этот закон, можно создать интеллектуальные информационные системы, которые будут иметь развитые базы данных и будут работать под началом оптимальных банков знаний, что, в свою очередь, кардинально изменит экономику и социальные ориентиры развития страны. А от того, насколько будут разработаны интеллектуальные информационные системы, будет зависеть уровень научно-технического и инновационного развития общества.
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 627;