Анатомия творения и статуса творцов – приглашение к полемике
Загадки и тайны мышления публикуются в популярных изданиях в виде информационного наполнения, а в специальных изданиях окружены ореолом научности и серьёзности. Могут ли люди не мыслить вообще? Мышление, очевидно, является одним из качеств живой природы с апогеем в человеке. Представьте себя немыслящим. Возможно ли?
Какими видами мышления вооружен человек? Именно благодаря ему, человек возвышается над остальным животным миром, становясь царём природы. Или кем?
Стиль мышления может быть гуманитарным или техническим (лирики и физики), хаотическим или созидательным, быстрым и медлительным, т.е. принципиально разным. Им отличаются люди обычные от гениев и талантов, от учёных и изобретателей, художников и других творцов.
Умение целенаправленно, интенсивно и продуктивно мыслить – это уже интеллект – творческое начало человека. Кто умеет эффектно и красиво мыслить – тот умеет так же и говорить – это как визитная карточка интеллекта.
Рост объёма информации стремителен, а рост объёма знаний медлителен, т.к. человек не в состоянии физически вместить, переработать, понять, осмыслить, осознать разнообразие новизны в потоке ежедневной информации. По аллегории информация приходит, как бы, в «парообразном» состоянии, которую надо для понимания и усвоения «сконденсировать в жидкость», а затем преобразовать в «кристаллизованное» структурированное знание. Знание – это «сухой остаток» от «выпаренной» информации при её осмыслении и понимании.
Открытия появляются тогда, когда уже «сухой остаток» подвергают очистке от примесей, т.е. когда появляется объёмное видение сущности решенной проблемы и её однозначное понимание всеми. Только в этом случае возможна воспроизводимость результатов, возможность введения в хозяйственный оборот или коммерциализация знаний – превращения их в товар. Знания как (в виде, в форме) «ноу-хау» - это не товар, а потенциал для рыночных отношений, своего рода полуфабрикат.
Умение добывать и пользоваться знаниями - это талант.
Умение предвосхищать знания и предсказывать возможное в виде гипотез – это гениальность.
Мышление – это упорядочивание течения мыслей, роящихся в сознании хаотически, и синтез из них смысловых образов, которые можно высказать или представить графически. С этой кибернетической точки зрения мышление фактически является управлением мыслями как потоком информации, но чем упорядочиваются мысли?
Мышление творческое может быть в равной мере созидательным и разрушительным в зависимости от конечной цели и моральных устоев человека разумного. Например, всё творчество сотрудников предприятий военно-промышленного комплекса целенаправлено на уничтожение людей - предполагаемых или воображаемых врагов, да и природы в целом. Мнимость, вымышленность, виртуальность не существующих реально врагов отвлекает и направляет интеллектуальный потенциал человечества из сферы созидания благ в сферу деградации, чётко определяя вектор к суициду, усугубляя нехватку ресурсов имеющихся в наличии для просто выживания. В продолжение этой мысли каждый может сделать вывод, что политикам мышление творческое не присуще. Мышление творческое можно отнести к философской категории.
Гуманитарное мышление – наиболее близко к хаотическому, т.к. люди свободных профессий работают в режиме импровизации на случайно возникшую тему, невзирая на то, есть или нет заказ на создание чего-либо. Произведения возникают как озарение в душевном порыве, интуитивно, непредсказуемо, в состоянии эмоционального всплеска или по подсказке «внутреннего голоса». Для гуманитариев коммерческая сторона созидания абстрактна, т.к. создаётся то, что хочется и в этом суть свободы творчества. Результат гуманитарного творчества – всегда уникальный и непредсказуемый, на случайного или специфического потребителя, а гонорар или авторское вознаграждение определяется в ходе торгов с желающими приобрести произведение литературы или искусства. Однако в большинстве случаев гуманитарии творят «для души», сначала сами для себя, т.к. им важен сам процесс созидания как самоутверждение и самореализация. Гуманитарное мышление также имеет философскую окраску.
Техническое мышление – всегда целенаправлено договором с заказчиком – свобода творчества ограничена изначально и очень существенно. Инженеры в настоящее время – контингент творцов специфический и подневольный. Они все работают по найму за зарплату, что было приемлемо в технократической экономике прошедших веков, но стало абсурдно в экономике знаний 21го века, где знания в форме коммерческой информации становятся основным товаром, а творцы главной производительной силой. Лет через двадцать осознание этого придёт ко всем в процессе эволюции мышления, но в странах лидерах «скупка творческих мозгов» за большие деньги уже стала частью государственной политики, обеспечивающей конкурентоспособность страны.
Инженеры сейчас не имеют права и возможности создавать разработки инициативно для себя и за свой счёт, т.к. промышленности они не нужны и реализовать их вне промышленности невозможно (в отличие от произведений искусства, где, например, картину художник продаёт на базаре или на выставке по договорной цене без заключения каких-либо официальных договоров). Инженеры могут создавать задел, как хобби, но эту роскошь могут позволить себе только состоятельные люди с техническим образованием и призванием, имеющие большой опыт работы по специальности, надёжное место работы или свой бизнес и финансовые запасы.
В техническом творчестве в настоящее время нет договорных цен на индивидуальный результат инженера-творца. Заказы на НИОКР все коллективные, между юридическими лицами и по безналичному расчёту. Техническую документацию по нормативам трудоёмкости можно разрабатывать за зарплату – это удел конструкторского или проектного ремесла, а объекты права интеллектуальной собственности, к которым относятся изобретения – нет, т.к. делопроизводство по ним входит в сферу юриспруденции и экономики. Зарплата и гонорар (авторское вознаграждение, а тем более имущественные права) вещи и понятия несопоставимые.
Изобретения требуют высшей квалификации, т.к. создаётся мировая новизна и совершается «изобретательский шаг» или скачек в уровне техники. Изобрести – значит возвыситься над профессионалами в конкретной области техники, юридически правильно и технически грамотно поработать с патентным ведомством страны и получить патент на уникальную разработку. В должностных обязанностях инженеров и научных сотрудников (предписывающих с применением известных знаний решать технические задачи известными техническими методами), за исполнение которых платят повременную зарплату - нет требования изобретать и официальной должности изобретателя тоже нет. Изобретение чего-либо в статусе принципиально нового знания (а этот факт подтверждается только патентом) открывает путь и предоставляет возможность победы в конкурентной борьбе за счёт решения проблемы, которую никто не мог решить до изобретателя. Авторы изобретений спасают фирму от поражения в конкурентной борьбе уникальностью идей, а хозяева за это ничтожно мало платят, а то и не платят вовсе, т.к. не понимают истинной ценности и значимости творцов для фирмы (это наследие нашего менталитета и традиций, да и политическая «система» не позволяет).
В кризисной ситуации, когда менеджмент себя исчерпывает по возможностям - спасают изобретатели, предлагая нестандартные, нетрадиционные пути решения фирменных проблем, генерируя технологические, технические и организационные идеи. Но инженеров-изобретателей (истинных творцов) к управлению фирмой и высоким доходам от прибыли не допускают, считая их наёмными исполнителями. Творец не может быть исполнителем, т.к. ничего не копирует, а создаёт всё с нуля, зачастую разрабатывает постановку задач и формулирует проблемы.
За проведение экспериментов и оформление научной, проектно-конструкторской или технологической документации инженерам-исполнителям (да и учёным) платят зарплату (а критерием назначения её величины является должность и потраченное рабочее время), т.к. накапливается измеряемое количество информации, но синтезировать из неё новое качество могут только творцы, но нет нормативных расценок творения, поэтому за созидательное техническое мышление зарплату не платят и в этом коренная причина финансовой нищеты инженеров и их несправедливо униженный социальный статус. Инженеры в Украине низложены до уровня «бомжей» в бизнесе – кто оспорит и докажет обратное, если за базу и критерий сравнения принять их сегодняшнюю зарплату и статус?
За создание авторской эксклюзивной продукции инженерам-разработчикам в настоящее время индивидуальное поощрение не положено, но по моральным критериям за создание новизны и уникальности должно быть справедливое вознаграждение, как за создание произведений искусства, но специфического в сфере техники и технологий. Именно этого и не хотят допустить работодатели и законодатели, т.к. в данном случае инженерам-изобретателям надо будет платить значительно больше, чем менеджерам.
Революции в оплате труда в ближайшее время никто из власть имущих не допустит и изобретателей во власть никто не пустит, ибо они нищие, хотя и умные, и выше многих политиков или хозяев по интеллекту.
Но 21й век породил экономику, основанную на знаниях, а сами знания обрели статус главного товара, товаропроизводителями которого являются разработчики-творцы, т.е. инженеры-созидатели – они и должны стать элитой среднего класса. Золушка должна стать принцессой, гусеница – бабочкой, а песчинка – жемчужиной.
О важности слова
Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 638;