О роли мышления в различных видах творчества

Мышление как функция разума лежит в основе любого вида творчества. Для успешной творческой деятельности нужно уметь весьма ясно мыслить и формулировать свои мысли словесно и графически. Например, в стихосложении одна или несколько строк сначала создаются в уме с подбором нужных рифмованных слов, а потом записываются на бумаге и так последовательно до завершения замысла. В музыке мышление другое, т.к. в разуме возникает и слышится мелодия и эту гармонию звуков записывают нотными знаками. В живописи в разуме возникает замысел картины, затем делаются наброски фрагментов и композиции в целом, далее уточняются детали, после чего наносится палитра красок с выписыванием мельчайших подробностей.

Во всех случаях гуманитарного творчества есть общая канва – мышление или обдумывание вершится в режиме импровизации в ходе создания произведения от замысла с вариантной детализацией, когда фрагменты сотворяются и переделываются до тех пор, пока проявится гармония, совершенство и законченность во всём произведении.

В гуманитарном творчестве нет промышленной основы и направленности, оно инициативно и индивидуально, без рамок времени и пространства. Мысль в свободном полёте концентрируется в замысел и воплощается в режиме импровизации и вдохновения в уникальное произведение искусства. Здесь новизна, ценность и предназначение произведений индивидуальные, авторизированные, а удовлетворяются чисто человеческие или духовные потребности, как самого автора, так и ценителей искусства. Творец, автор произведения виден по стилю и почерку индивидуально, как герой, и весь успех или неудача личные, как и моральное вознаграждение за творческий труд в форме почёта, славы, известности, популярности и денежной компенсации.

Гуманитарные произведения требуют доосмысления, довоображения и сопереживания с автором при пользовании ими. Цель гуманитарных произведений – вызвать эмоции, поэтому авторы творят в режиме эмоционального экстаза, оставляя в произведениях свой дух, а акцент мышления построен на эмоциях.

В техническом творчестве и мышлении есть прикладная специфика, ибо создаются изделия, которые будут использоваться на производстве или в быту, а на разработку требуются значительные финансовые, материальные, трудовые и другие ресурсы с риском не получить приемлемый результат. В техническом творчестве сначала формулируют то, что нужно получить – это постановка проблемы, задачи или цели, это тот же замысел, но в рамках жестких ограничений по техническим характеристикам веса, размеров и форм, материала, прочности, ресурсоёмкости, стоимости, надёжности, долговечности, ремонтопригодности, малоотходности, совместимости с окружающей средой и других требований, чем режим импровизации в творчестве исключается, т.е. дано вот это и это, а требуется получить конкретно вот это и это. Казалось бы, требуется сделать невозможное и найти выход из безвыходного положения. Именно здесь необходимо применить парадоксальное мышление и изобрести приемлемое техническое решение, проявить воображение, хитрость, смекалку, сообразительность, находчивость, профессиональный опыт, знания и умения, т.е. вызвать из небытия в бытие новизну, что похоже на волшебство или сотворение чуда. В техническом мышлении все пробы и ошибки необходимо проделать в процессе осмысливания задачи и аналитического размышления над возможными вариантами как это сделать, здесь разум всегда в цейтноте, ибо временные рамки заказа заставляют думать быстро и эффективно. Техническое творчество это не удовольствие, а каторжный трудлишь с надеждой и верой на получение удовлетворения от успешного результата в виде организации производства и продаж вновь созданного изделия или товара с минимальным вознаграждением в виде зарплаты.

В техническом творчестве мышление индивидуальное, а работа коллективная и комплексная, т.к. одни инженеры разрабатывают конструкцию изделия, другие создают технологию его изготовления, третьи разрабатывают оборудование и инструмент для реализации этой технологии, четвёртые всё монтируют и организовывают производство и т.д. Эта творческая цепочка может иметь десятки звеньев и ответвлений, а от постановки задачи до начала реализации продукции потребителям могут пройти годы. Таким образом, индивидуальное творчество обезличивается и работа в команде единомышленников является принципиальной особенностью технического творчества, творческий подвиг каждого участника незаметен, аналогично солдату на фронте.

Техническое мышление должно быть в меру эмоциональным, эвристическим, креативным, нестандартным, т.е. уникальным. Только уникальное способно создавать уникальность, т.е. новизну, ибо подобное создаётся подобным.

В научном творчестве своя специфика мышления. Здесь формулирование или постановка проблемы - наиболее сложная работа мышления, т.к. наука имеет дело с абсолютной неизвестностью, которую необходимо сделать известной. У учёных- исследователей и добытчиков новых знаний мышление должно быть ещё парадоксальней, чем у инженеров, т.к. в фундаментальной науке необходимо открыть новое явление или закон природы, новое свойство или закономерность материального мира, создать новую теорию и объяснить ранее необъяснимое, выдвинуть новую гипотезу, синтезировать вещество с заданными свойствами, например, лекарство или вакцину, установить новые причинно-следственные связи между явлениями и свойствами природы, разгадать, как устроены макро и микро миры и т.д.

Существенную часть жизни людей занимает игровое творчество, где мышление азартное, т.е. сверхэмоциональное. Во всех видах спорта доминирует такое мышление, где цель победа, но для обеспечения победы необходимо создать стратегию и тактику игры, иногда теорию или хореографию, костюмы и снаряжение, а также многое другое требующее интеллектуальной отдачи больших коллективов людей, ибо от эффектности выступления и зрелищности зависит успех соревнования, игры, сражения.

Компьютерные игры породили мышление в виртуальной реальности, где создатели игр похожи на писателей фантастов, а игроки на участников этой реальности. В играх реально проявляется сообразительность, воображение, изобретательность, хитрость, смекалка, находчивость, смелость, творческий азарт и вдохновение, пожалуй, весь букет эмоций присущих человеку, здесь затрагивается глубинная психика, поэтому необходимо применять разум для сдерживания эмоционального шквала, ибо от эмоционального перегрева можно сойти с ума или впасть в игровую зависимость как новый вид информационной наркозависимости.

Современные информационные технологии породили информационное мышление, в котором информация является и исходным и конечным продуктом. Это по аналогии как в банковском бизнесе, в котором деньги везде и на входе, и внутри, и на выходе.

Информационная деятельность самодостаточна, она самая экологически чистая и безотходная с максимальным коэффициентом полезного действия. Именно поэтому главное предназначение человека на Земле - информационное, ибо человек создан как самая совершенная информационная машина, управляемая разумом и духом.

С каждым годом увеличивается количество людей, деятельность которых посвящена работе с информацией и только с ней, как с сырьём и как с товаром, и как с продуктом, приносящим доход или заработок. Информационные сети стали мировыми, а объёмы перерабатываемой информации ежегодно возрастают экспоненциально. Появился новый информационный мир с уникальным программным и аппаратным обеспечением, со своими вирусами и хакерами, со своей архитектурой и со своими рынками. Сложность информационной индустрии растёт, она требует интеллектуальной поддержки и человеческих трудовых ресурсов для своего развития и через 10…15 лет всем станет ясно, куда двигается человечество. Уже сейчас стали привычными виртуальные деньги и виртуальные интернет-магазины, а потоки реальной информации через мобильную связь просто фантастическими. Системы автоматизированного проектирования и системы автоматического управления процессами становятся доминирующими, а на очереди автоматизированное безлюдное роботизированное производство всего материально необходимого человечеству. Каждый может пофантазировать, когда это произойдёт.

В деловом творчестве превалирует коммерческое мышление с маркетинговыми и логистическими операциями, управленческой логикой и стратегией, комплексом задач по оптимизации бизнеса. Контингент бизнесменов специфический – это творцы своей жизни и себя в ней. Мышление у них похоже на игровое, однако целостное и комплексное с учётом ограниченности во времени, требующее многовекторности и ответственности. Это самый массовый и тяжелый вид творческой деятельности, ибо организовывать, обеспечивать и совершенствовать производство товаров и услуг наиболее трудно, что требует мощного интеллекта и разносторонней эрудиции, целеустремлённости и уверенности в себе, т.е. надо быть великой личностью.Это творчество среднего класса общества, но о нём мало публикаций, т.к. и философы, и социологи, и психологи по инерции считают творческими личностями лишь людей свободных профессий и учёных.

Творчество бизнесменов общественно необходимое и полезное, оно многогранно и многолико. Именно бизнесмены истинные универсалы, всесторонне развитые личности, которые в зависимости от обстоятельств должны работать и в режиме импровизации, и в режиме жестких ограничений, выигрывая сражения с трудностями. Именно бизнесмены в своей творческой деятельности наиболее понимают и учитывают, что каждый день и час мир вокруг изменяется и устаревает старое знание, то, что было правильным вчера, неприемлемо сегодня в новой реальной обстановке и надо проявить уникальное творчество, чтобы не отстать от жизни и не проиграть. Только бизнесмены являются заказчиками и работодателями инженеров-изобретателей, да и произведения искусства они тоже заказывают – они первичны.

Изложенного достаточно для того, чтобы подкорректировать своё мировоззрение в части понимания сути творческой деятельности различных групп людей и выбрать, кем быть.

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 596;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.