Понятие и признаки государства. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности государства.
Государство представляет собой исторически сложившуюся форму организации политической власти определенного общества.
В данном определении государства важно выделить следующие ключевые моменты.
Государство - это организация политической власти. Можно говорить об экономической организации в обществе, религиозной и т.д., но, говоря о государстве, нужно всегда иметь в виду, что оно является организацией политической власти.
Государство - это организация политической власти определенного общества.
Государство является институтом политической системы общества и оно должно служить справедливости в межчеловеческих отношениях. Как представляется, именно справедливость в современном мире является одним из важнейших устоев общества. Государство, которое служит справедливости, может быть всецело оправдано гражданским обществом. Такое справедливое (правовое) государство как раз и является идеалом в государственно-правовом строительстве. К строительству такого правового (справедливого) государства стремится сегодня передовое человечество.
Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. К таковым признакам относятся:
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданствоили гражданство.
С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
2. Публичная (государственная) власть.Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).
3. Государственный суверенитет.Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет - обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,- это колоний либо доминион.
Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
4. Неразрывная связь государства и права.Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
5. Взимание налогов.Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
Одно из важнейших предназначений государства - выполнение им так называемой функции общих дел (обеспечение здравоохранения, водоснабжения, экологии, почтовой связи, транспортного сообщения и т.д.).
Такая социальная сторона деятельности самого государства, организация и координация им выполнения данных задач представителями экономических структур, получила название социального в содержании государства. В современных государствах социальные функции - охрана здоровья населения, экологическая и др. - не только не утратили роль, но в связи с ростом населения, промышленности, темпами научно-технического прогресса, загрязнением окружающей среды стали занимать доминирующее значение. Бюджетные расходы увеличиваются, однако финансовых средств часто не хватает, что порождает недовольство граждан.
О классовом содержании государства: Государство возникало одновременно с формированием института частной собственности, что не могло не сказаться на его содержании. Экономически господствующий класс всегда старался приспособить и приспосабливал государственную власть в своих интересах. Это проявляется, например, в необоснованном повышении цен с целью извлечения сверхприбылей, проведения политики приватизации государственной собственности, финансирования избирательных компаний и т.д.
В любом государстве интересы социальные и интересы классовые (богатых и бедных) сочетаются; в разное время в силу разных обстоятельств могут иметь неодинаковое значение. Так или иначе, господствующий класс думает о своих экономических интересах, а затем уже о социальном благополучии населения.
Сочетая в себе общечеловеческое и классовое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как единственный его официальный представитель. В этой связи оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, «вытекающих из природы всякого общества», и классовые задачи.
7.Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.
Типология государств - это научно обоснованная классификация государств. Классификация по типам является необходимым этапом в постижении сущности, раскрытии признаков государства, выявлении закономерностей естественно-исторического процесса развития государств.
На протяжении длительного времени в отечественной науке господствовал формационный подход к типологии государств, основоположниками которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис является, по мнению представителей формационного подхода, решающим фактором общественного развития и предопределяет соответствующий ему тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют и типы государства.
К. Маркс делил историю на три макроформации: первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную (коммунистическую). Их выделение было обусловлено наличием или отсутствием частной собственности, антагонистических классов и товарного производства. Государство рассматривалось элементом экономической макроформации, в рамках которой ученый выделял азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как прогрессивные эпохи экономической общественной формации («К критике политической экономии» Предисловие.). Необходимым и закономерным являлась последовательная смена в ходе естественно-исторического развития трех названных формаций. Однако в 30-е гг. XX в. советскими учеными марксистская концепция была несколько переработана, в результате стали выделять пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Всем формациям, кроме первобытнообщинной, соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства и права к другому) происходит посредством социальных революций.
В новых условиях формационный подход подвергся критике. Во многом замечания ученых справедливы и сводятся, преимущественно, к следующим моментам. 1) Главная идея марксизма - отмирание государства в будущем - не нашла своего подтверждения. Очевидно, что не следует рассматривать государство как институт, необходимый лишь в условиях антагонизма классов. 2) Развитие общества представлялось как однолинейное, заранее предопределенное. Вместе с тем, социальная практика свидетельствует о большем разнообразии общественного развития.
Зачастую недостатком формационного подхода называют игнорирование особенностей развития азиатских стран и упор лишь на историю европейских государств. Следует согласиться с этим лишь отчасти, поскольку в работах К. Маркса упоминался азиатский способ производства. Однако в советский период, в связи с опасением его возможного сравнения с общественно-экономическим строем СССР, он был устранен из «пятичленки».
Несомненным достоинством формационного подхода является его достоверность и научный характер (соответствовал уровню развития науки того времени). Подход позволяет во многом объяснить историческое развитие обществ, а также взаимосвязь государства и права с другими социальными явлениями.
Цивилизационный подход возник на рубеже ХIХ - ХХ веков. Одним из представителей этого подхода был английский историк Арнольд Джон Тойнби (1889 - 1975). В своей работе «Постижение истории» Тойнби утверждает идею о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация, по Тойнби, - это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации, прежде всего, достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т.д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.
Основное внимание в рамках данного подхода уделяется классификации цивилизаций на основе идеально-культурных факторов. В этом смысле это лишь классификация обществ, а не государств. Бесспорно, что духовные и культурные факторы способны существенно влиять на государство, его социально-экономическое развитие (усиливать, прерывать, полностью блокировать). И в этом плане цивилизационное направление способно объяснить многовариантность исторического развития.
Не следует рассматривать цивилизационный подход как альтернативу формационному. В настоящее время очевидны недостатки цивилизационной типологии, которая, как уже было указано, является лишь типологией обществ, а не государств в собственном смысле слова. Названные подходы не противоречат, дополняют и обогащают друг друга.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1639;