ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ 48 страница

 

Имеются две основные концепции происхождения, сущности и роли государства в жизни общества: цивилизационная и формационная. Обе они сходны в утверждении, что государство является достаточно поздним продуктом развития общества, что оно существовало не всегда, а возникло в определенных условиях для выполнения определенных задач. Но цивилизационная концепция отстаивает идею вечности государства: раз возникнув, оно не может быть упразднено, ибо является непреходящим признаком цивилизации. Какой бы уровень развития цивилизации ни был, всегда будут существовать различия между индивидуальными, групповыми и общественными интересами, противоречия между ними будут постоянно репродуцировать нарушения правовых законов, исходящих от государства, следовательно, государство для обеспечения правопорядка и регулирования общественных отношений должно существовать всегда. Государство есть не столько механизм проведения политики заинтересованных слоев общества, подавления классовых антагонизмов, хотя в истории оно часто выполняло такую функцию, сколько мощное средство экономического и духовного развития общества. Идея примата прав конкретной личности над правами классов и их обезличенных представителей является привлекательной стороной цивилизационного подхода. Формационная концепция исходит из предпосылки, что государство возникает вместе с возникновением классов, которые отличаются друг от друга по способу отношения к средствам производства, распределения продуктов труда, присвоения общественного богатства. Экономически господствующий класс использует государство для осуществления своей политической власти. Классы и государство не являются вечными. История человечества последовательно пройдет путь своего развития от первобытнообщинного строя через рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации до идеального коммунистического общества, в котором не будет ни классов, ни государства. Данная идея внешне выглядит очень привлекательной, но конкретная ее реализация приводит к отрицанию реальной многоукладности экономики на всех этапах развития общества; в сферу анализа попадают лишь основные противоборствующие классы, большое число населения остается не учтенным; идея превалирования экономического базиса над надстроечными явлениями приводит к односторонним концепциям редукционистского толка, к умалению творческой активности в проявлениях человеческого духа и к отрицанию существования личностных ценностей, сопряженных с общечеловеческими идеалами, человек рассматривается как представитель класса, а не как уникальная личность, право здесь -

 

 

 

возведенная в закон воля господствующего класса. Проведение в жизнь такой доктрины приводит к ограничению прав людей, к ущемлению интересов огромных слоев населения.

 

В современной отечественной литературе формационный подход к определению государства и, соответственно, классовый подход к пониманию сущности права постепенно исчезает, на смену им приходит все более осознаваемая тенденция к принятию цивилизационного подхода как более прогрессивного и соответствующего истинным задачам права и правового государства. "Все же исконная природа права при всей важности для него самого факта деления общества на классы, классовых отношений не в том, что оно может быть и действительно нередко бывает орудием классового господства, а в другом - в том, что оно представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации" [75]. Иными словами, предназначение права - консолидация общества, обеспечение разнообразных потребностей и свобод человека.

 

"Право, - пишет В.К. Бабаев, - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения" [76]. С.С. Алексеев дает следующее определение права: "Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения" [77].

 

Очень глубокий и всесторонний анализ права с точки зрения его исторического развития и современного содержания дан В.Н Хропанюком, который приходит к выводу, что "право есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений" [78]. Здесь природа права определяется не классовыми, а общими и индивидуальными интересами.

 

Все наши рассуждения относительно права и закона исходили из предположения о существовании идеального правового государства, в котором только и могут быть обнаружены "чистые" признаки права. Но такого государства реально никогда не было, нет и не будет. Введение понятия "гражданское общество с идеальным государственным устройством" и соответствующего ему понятия права является исследовательским приемом для выяснения наиболее важных признаков права и закона. Так, полученные понятия "право" и "закон" являются теоретическими абстракциями, реальное наполнение которым дает конкретное общество и конкретное государство с известным законодательством, которое в той или иной степени соответствует либо не соответствует идее естественного права.

 

Реальное содержание права данной страны, отраженное в ее законодательстве, зависит от типа государства (например, к какой формации или цивилизации оно относится), от формы государства

 

 

(системы организации власти, принципа территориального устройства и политического режима), т.е. положительное право всегда относительно. Ясно, что конкретное наполнение права в государствах с монархической или республиканской формой правления, с унитарным или федеративным устройством, с демократическим или тоталитарным режимами будет разным, в соответствии с чем разной будет и степень обеспечения естественных и гражданских прав и обязанностей человека. Поскольку сущностью права является внутренне напряженное единство личной свободы и общего блага, то формула "право есть возведенная в закон воля" (неважно чья, монарха, господствующего класса, народа или преступной банды) остается правильной. Важно помнить, что законодатель в лице государства должен отражать объективные потребности общества, искренне стремится к максимальному соответствию идеям естественного права, а не устанавливать законы произвольно. Несмотря на то что правовой закон представляет собой часть объективно имеющегося в обществе права, законодатель должен чутко улавливать реально существующие общественные потребности и формулировать их обеспечение в законах. Законы предназначены для исключения произвола в поведении людей и деятельности органов власти. Степень соответствия воли, закрепленной силой закона, идеями справедливости, свободы и естественного права является внутренним критерием для определения степени прогрессивности или реакционности конкретного права. Внешним (формальным) критерием оценки права служит реальное его применение. На деле, например, может оказаться так, что подзаконный акт, указ главы государства или нормативные ведомственные акты получат большую юридическую силу, чем законы. И тогда внутренне справедливый закон может быть уничтожен действием подзаконных актов. Приведенный пример наводит нас на мысль, что так не должно быть, это противоречит и здравому смыслу, и логике действия правовых законов. Закон одинаков для всех, и его надо выполнять, но выполнение далеко не всегда происходит сознательно и без принуждения. Необходим механизм приведения законов действие. И здесь необходимо рассмотреть два очень важных понятия: законность и правопорядок.

 

Законность по своему реальному содержанию требует строгого выполнения законов всеми субъектами права, включая законодательные, исполнительные и судебные власти. Она означает подчинение закону всех подзаконных видов правовой деятельности, равенство всех перед законом, публичность, единое толкование и применение законов, четкое действие правоохранительных органов в борьбе с нарушениями права, обеспечение условий для правомерно разрешенного и дозволенного поведения. Реализация в рамках законности принципа "Все, что не запрещено законом, дозволено" создает условия для свободного развития всех субъектов права и для полноценной реализации гражданских свобод и прав личности. Законность являет-514

 

ся основным средством и условием осуществления правопорядка в стране. В этом аспекте конкретно раскрывается основная функция права - быть регулятором общественных отношений. Нормативной базой для создания правопорядка служит оформляемое властными органами законодательство.

 

Подводя итог, мы еще раз подчеркнем необходимость различать вопросы, касающиеся природы, сущности, идеального содержания права, и вопросы, связанные со смыслом конкретного права, реализованного в определенных нормативных правовых актах. Принцип соответствия идеи естественного права смыслу положительного права является критерием определения меры прогрессивности или реакционности конкретного права, реализованного в данной стране в определенных исторических условиях.

 








Дата добавления: 2016-09-20; просмотров: 353;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.